28 | 06 | 2017
Jesuit Resources

Российские Армяне-Католики. Кто они?

Среди более миллиона армян, проживающих в России, есть и немало армян, исповедующих верность Папе Римскому. Об армянах-католиках и о 100-летии геноцида армян, в результате которого погибли около 1,5 миллиона человек, мы побеседовали со священником иезуитом Овсепом Меликсетяном, директором Культурного центра «Иниго» в Новосибирске.

- Отче, много ли армян-католиков в России?

- На этот вопрос едва ли кто-нибудь сможет ответить точно. Могу предположить, что на территории России больше 100 тысяч армян-католиков. Очень много армян проживает в Москве, а также в юго-западной части России.

- Сколько священников служит для армян-католиков и в каких городах? Все ли священники — армяне?
- В России служат четыре священника армянского обряда: в Москве, Тульской области, Краснодаре, и я – в Сибири. Все они – армяне. Разумеется, там, куда не могут добраться священники армянского обряда, там пастырское служение несут католические священники латинского обряда.

- Объединены ли армянские католические священники России в какую-то структуру?
- В 1991 году Святым Престолом был учрежден Ординариат Армянской католической церкви для Восточной Европы, Грузии и Армении. Армяне-католики, проживающие в России, входят в юрисдикцию Ординариата Восточной Европы. Архиепископ Рафаэль Минасян является его главой. В 2012 году община Армянской католической церкви получила государственную регистрацию в Российской Федерации.

- Как появились армяне-католики?
- История – весьма запутанная. Армянская Церковь разорвала свои отношения со Вселенской Церковью после Халкидонского собора в 451 году. Однако существует мнение, что малая часть верующих армян сохраняла единство с Римом. С XII века начался процесс установления единства между Армянской и Латинской церквами. Огромную роль в этом процессе сыграли католикосы Армянской Церкви Григор III его брат Нерсес Шнорали. Процесс объединения сталкивался с сопротивлением. Но с этого времени в армянский обряд начали проникать латинские элементы, в обиходе Армянской церкви появились латинский жезл и митра. На Флорентийском соборе в 1439 году был обнародован декрет Exultate Deo об унии с Армянской апостольской церковью, который послужил догматическим основанием для будущей Армянской Католической Церкви. После распада Византийской империи усилилась влияние католических миссионеров среди армян. Эта деятельность принесла свои плоды — начали появляться отдельные армянские католические общины. В результате католического влияния среди армянского духовенства в Османской империи несколько епископов приняли католичество и отделились от Армянской Церкви. Таким образом с середины XVIII века можно говорить об утверждении Армянской Католической Церкви.

- Папа Иоанн Павел II служил в Эчмиадзине, недавно Католикос всех армян Гарегин II присутствовал на богослужении в соборе св. Петра. Существует ли евхаристическое общение между Церквами?

- Римско-католическая церковь находится в евхаристическом общении с автономными католическими церквами, а значит и с Армянской католической церковью. С Армянской же апостольской церковью Римско-католическая церковь находится в частичном евхаристическом общении. Отношения между Римом и Армянской церковью плодотворно развиваются. Яркое тому подтверждение – взаимные визиты, богословские декларации, совместные образовательные программы. Так, 12 апреля, в соборе Святого Петра Папа Римский Франциск отслужил литургию, посвященную столетию геноцида армян в Османской Турции. А накануне армянский богослов, философ и поэт Григор Нарекаци (951-1003) был провозглашен Учителем Церкви.

- В эти дни отмечается 100-летие геноцида армян. Насколько это важная дата? Почему она не так широко известна? Как в России, среди армян-католиков она будет отмечаться?
- Безусловно, эта дата чрезвычайно важна для всех, и, прежде всего, для армян. Папа Франциск назвал геноцид армян в Османской империи первым геноцидом XX века. В России трагические события геноцида армян никогда не замалчивались и достаточно широко освещаются. Факт осуществления Геноцида армян Османским правительством обоснован, признан и подтвержден свидетельствами очевидцев, а также законами и резолюциями различных стран и международных организаций. Россия признала геноцид армян в 1995 году.Памятные мероприятия, посвященные столетию Геноцида армян в Османской империи, пройдут по всей России. 23 апреля Армянская апостольская церковь причислила к лику святых более полутора миллиона жертв геноцида как мучеников за веру и за Отечество. 26 апреля в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии армяне-католики будут служить литургию в память о трагических событиях, а также состоится церемония открытия и освящения Хачкара (Креста-Камня) на территории Кафедрального собора.

Беседовал Михаил Фатеев

Источник: Gaudete.ru

Share
Самые скачиваемые
Общество Иисуса и образование в России  3995
Иезуиты в России: XX век  3479
иезуитских «редукций» в Южной Америке  2991
Упразднение-Общества-Иисуса.-ход-причины-и-историография  2945
Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.)  2360
Kasata-Towarzystwa-Jezusowego-jej-przebieg-przyczyny-i-historiografia  2236
I-gesuiti-nell’Impero-Russo.-1772-1820  1948
«Безумный вождь священных ратей»:«иезуитское» стихотворение Черубины де Габриак  1930
Общество Иисуса и инквизиция  1390
второе явление иезуитской педагогики  1340
Laudato si’: «Путеводитель» по Энциклике  1318
Алексей Ладыженский  1223
первое явление иезуитской педагогики  1210
В помощь на духовном пути
Новости сайта
В помощь на духовном пути II
Новости Российского Региона Общества Иисуса
Новости со всего света
SJ в истории
Jesuit Links

                       facebook 

РУС-КАТ-ЛИНК