Вашему вниманию представлена книга Святого Альберто Уртадо Кручаги «Избрание жизненного пути».

К вящей славе Божьей

Симон Деклю SJ, «К вящей славе Божьей»

I. Основа жизни — Духовные Упражнения

Призвание сильнее всех препятствий,
которые ему кто-либо ставит!
Призвание, как показывает само слово,
означает призыв!
(O. Бальзак)

Призвание — встреча и призыв. Сколько раз мы повторяем себе, что жизнь столь бытротечна, что не в наших силах повлиять на ее движение, но не задумываемся при этом, сколько возможностей дарит нам она. Как измеряется верстами дорога, так и наш жизненный путь — особыми моментами, каждый из которых по-своему влияет на нашу личность — созидает, а порой разрушает ее. Наша воля как странница скитается по жизни, ища временного или постоянного приюта, и там, где она задержится – и есть те самые особенные моменты. Каждый из них может быть решающим. Тогда человек разрабатывает новый окончательный план, в соответствии с которым пересматривает свою жизнь. Такова история каждого призвания. Что же происходит в такие минуты в самом средоточии воли? Что побуждает человеческую свободу принять решение, определяющее всю дальнейшую судьбу?

Ф. Достоевский сказал, что “действительность‚ лишенная идеалов‚ пуста и безжизненна”. Не следует ли тогда предположить‚ что им принадлежит главенствующая роль в жизни общества и отдельного человека? И правда ли, что каждый, избирающий монашескую жизнь, руководствуется каким-либо идеалом?

В давние времена эту проблему рассматривали именно так, не исключено, что и сегодня ее восприятие осталось прежним, и намного не изменилось. Принимая решение, определяющее будущее, человеческая свобода ориентируется на некий идеал, которому стремится следовать. Благородство самоотречения, бедности, служения ближним, сами по себе могут побудить к выбору уже известных путей, на которых можно легче воплотить общечеловеческие и христианские ценности. Многих людей избрать монашескую жизнь побудило бескорыстие. Как бы там ни было, без него не обойтись. Однако одного бескорыстия недостаточно; то, о чем мы ведем речь – это не следование некоему идеалу, хотя бы и возвышенному. “Призвание” не замкнуто в рамках новых жизненных целей, предстающих перед человеческой свободой. По своей сути оно — встреча, слушание, оно — призыв, исходящий от Личности, входящей в нашу жизнь (поэтому, призыв может звучать как просьба или настойчивое требование, может быть долгожданным или огорошить своей внезапностью – какое, в конце концов, это имеет значение?)‚ — Личности, обладающей именем, и властвующей словом, которым Она может призывать, ибо Она сама есть Слово. Сегодня, как и во время странствования по Галилеи, Иисус призывает последовать за Ним; призывает того, кого захочет, как захочет и там, где захочет — “Следуй за Мною!”

Конечно, в процессе распознавания призвания может существовать много промежуточных стадий. Глас Иисуса раздается в личной, неповторимой жизненной истории каждого избранного — с ее поисками, открытиями, встречами, обязанностями. Но тот, кто избрал путь монашества, не мог не почувствовать, что Некто уже ожидал его и рассчитывал на его великодушие и самопожертвование.

К сожалению, довольно распространено мнение, что священническое либо монашеское служение- это нечто сродни профессии, выбор иного, отличного от общепринятого рода занятий. По-моему, однако, ничто не выразит глубже происходящего в душе призванного, чем образ символической помолвки. В монашеском призвании ни труд, ни дела, которые предстоит совершить‚ не имеют существенного значения. Живительной силой монашеской жизни является Тот, кого отныне мы приглашаем разделить нашу скромную трапезу. Игнатий Лойола как на своем собственном опыте, так и на опыте своих духовных чад, чувствовал постепенное проникновение Иисуса в человеческие сердца. Когда св. Игнатий писал Духовные Упражнения, с целью устройства своей жизни, в их основу он заложил собственный опыт; думал при этом и обо всех, кому этот опыт поможет услышать, “распознать” голос, раздающийся в глубине их сердца. Не столь важно, будет ли это призвание к монашеской жизни или к жизни в миру. Каждый христианин призван воплотить в своей жизни то, что получил в дар от Бога и то, к чему призван. Путь каждого иезуита — “общника Иисуса” начинается с этого этапа, с духовных упражнений в школе Игнатия Лойолы. Однако этот этап для иезуита будет чем-то большим, чем только начальным этапом. Отныне Упражнения будут сопутствовать ему во всех его странствиях. Будут также излюбленным методом, с помощью которого иезуит сможет помочь другим открыть их собственную правду.

Невозможно вступить на путь Общества Иисуса, не оценив с самого начала места и решающей роли Духовных Упражнений, во время которых рождается духовная и апостольская жизнь каждого ученика Игнатия Лойолы.

Духовные Упражнения — возлюбить Господа Иисуса. Чем являются Духовные Упражнения? В чем состоит их сила на пути, определенном Игнатием?

Иисус — это путь, истина и жизнь для христианина. Он являет нам Бога во всей полноте и обещает ниспослание своего Духа. Каждый христианский опыт в конечном итоге черпает свою силу из Евангелия Иисуса, из открытия Его Личности и послания. Нет “пути” святости или апостольского служения “в обход” Иисуса. Все монашеские общины находят в живом слове Господа источник своей харизмы и фундамент, к которому постоянно должны обращаться — благодати, определяющей призвание каждого из их членов.

Евангелие дарит людям бесконечное богатство, богатство самого Бога. В зависимости от исторических условий и личных духовных особенностей каждый святой Церкви слышит из неисчерпаемого Слова тот или иной призыв, такое или иное послание для себя. Так происходит со всеми основателями орденов, и с теми, кто, следуя по их стопам, становится свидетелем их ответа на призыв Иисуса.

Игнатий поделился с нами своим опытом общения с Господом сначала в Духовных Упражнениях. Нас может несколько шокировать стереотипность и почти банальность объяснения этого названия у самого Игнатия.

Полный текст книги Симона Деклю SJ, «К вящей славе Божьей» …