Письмо Папы Франциска

Народу Божьему[note]Стоит заметить, что «Народ Божий» означает прежде всего всех крещёных христиан, находящихся в реальном единстве с епископом Рима, включая как мирян, так и священников, епископов, Папу Римского, и так далее (ср., напр., Lumen Gentium, 14). Прим.пер.[/note], странствующему в Чили

 

Дорогие братья и сёстры,

8 апреля я принимал моих братьев епископов в Риме, чтобы вместе с ними искать пути правды и жизни, в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, перед лицом открытой, болезненной и комплексной раны, которая уже долгое время не перестаёт кровоточить[note]Речь идёт о произошедших некоторое время назад случаях насилия над совестью, сексуального насилия по отношению к несовершеннолетним и злоупотреблениям властью со стороны священников и епископов, а также о продолжающейся до последнего времени тенденции к сокрытию данных случаев со стороны иерархов. Прим.пер.[/note]. Я попросил их призвать весь Святой Народ Божий на путь молитвы, чтобы Святой Дух дал нам силу не впасть в искушение запутанности в пустых словесных играх, в изощрённых диагнозах или бесплодных шагах, которые не позволили бы нам обрести отвагу, необходимую, чтобы прямо посмотреть на причинённые страдания, взглянуть в лицо жертвам, увидеть тяжесть произошедшего. Я приглашал их взглянуть туда, куда влечёт нас Святой Дух, ведь «невнимание к ближнему делает нас также слепыми по отношению к Богу»[note]Бенедикт XVI, Deus caritas est, 16.[/note].

С радостью и надеждой я получил вести о том, что во многих общинах, в городах и весях возносилась молитва Народа Божьего, особенно в те дни, когда мы с епископами пребывали вместе: Народ Божий на коленях испрашивает дар Святого Духа, чтобы обрести свет в Церкви, «раненной своим грехом, одаренной милосердием Господа, чтобы каждый день переживать преображение в Церковь пророческую по своему призванию»[note]Ср. Встреча Святейшего Отца Франциска со священниками, монахами, монахинями и семинаристами, Кафедральный собор Сантьяго де Чили, 16 января 2018 г.[/note]. Мы знаем, что молитва никогда не является напрасной, и что «в полной темноте непременно начинает прорастать что-то новое, и рано или поздно оно принесет свои плоды»[note]Франциск, Evangelii Gaudium, 276.[/note].

1. Обращаться к вам и просить вас о молитве – это ни функциональное средство, ни простой жест доброй воли. Напротив, я хотел расставить вещи по своим надлежащим и прекрасным местам. Быть Народом Божьим означает «достоинство и свободу детей Божиих, в сердцах которых Святой Дух обитает как во храме»[note]Lumen Gentium, 9[/note]. Святой верный Народ Божий помазан благодатью Святого Духа; посему, в час размышлений, оценок и распознавания, мы должны иметь в виду это помазание. Всякий раз, когда мы, как Церковь, как пастыри, как монахи, забываем эту уверенность, мы избираем ошибочные пути. Всякий раз, когда мы пытаемся подменить, заглушить, высмеять, обесценить, игнорировать или свести к малым элитарным группам Народ Божий в его полноте и разнообразии, мы порождаем общины, пастырские планы, богословские разъяснения, духовные пути и структуры без корней, без истории, без лиц, без памяти, без тела, и, в конце концов, без жизни. Лишая себя жизни Народа Божьего, мы лишаем себя Божьего утешения и искажаем церковную сущность. Борьба против культуры злоупотреблений требует обновить уверенность в достоинстве призвания всех детей Церкви.

Как я уже говорил молодёжи в Майпу[note]Встреча Папы с молодёжью во время пастырской поездки в Чили в январе 2018 года. Прим.пер.[/note], хочу повторить теперь то же самое по-особому каждому из вас: «Святая Матерь Церковь нуждается сегодня в верном Народе Божьем, нуждается, чтобы он стал вызовом для священников и епископов […] Церковь нуждается в том, чтобы вы вытащили на свет ваш аттестат зрелости, духовной зрелости, и нашли отвагу говорить нам: ‘это мне нравится’, ‘этот путь мне кажется тем, по которому следует идти’, ‘это не подходит’ … Чтобы вы говорили, что чувствуете и думаете». Это может созидать нас всех в Церковь, наполненную синодальным духом, Церковь, которая умеет поставить Христа в центр себя.

В Народе Божьем не существует христиан первого, второго или третьего сорта. Ваше активное участие не обусловлено добровольной уступкой привилегий, а является конститутивной частью церковного естества. Невозможно представить будущее без этого помазания, действующего в каждом из вас, которое, безусловно, взывает ко всем нам и требует обновления форм участия. Я призываю всех христиан оставить страх перед тем, чтобы быть главными героями преображения, в котором мы сегодня нуждаемся, сотрудничать и предлагать творческие альтернативы в повседневных поисках Церкви, которая хочет каждый день ставить важное в центр. Приглашаю все епархиальные органы, неважно, из какой области, осознанно и чётко искать места для общинного участия, чтобы помазание Народа Божьего могло найти конкретные средства для своего выражения.

Обновление церковной иерархии само по себе не производит преображения, к которому влечёт нас Святой Дух. От нас требуется вместе созидать церковное преображение, которое включает всех нас.

Пророческая и, поэтому, обнадёживающая Церковь требует ото всех некоей мистики открытых глаз, сомневающейся, вопрошающей и не усыплённой. Не позволяйте украсть у вас помазание Духа!

2. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин 3, 8). Так Иисус отвечал Никодиму в разговоре о возможности заново родиться, чтобы войти в Царство Небесное.

Сегодня нам стоит снова взглянуть на нашу личную и общинную историю в свете этого фрагмента: Святой Дух дышит, где хочет и как хочет, с единственной целью – помочь нам родиться заново. Далекий от того, чтобы позволить нам замкнуть Его в схемах, условностях, фиксированных и устаревших формах, от того, чтобы сдаться или «потерять бдительность» перед лицом событий, Дух постоянно находится в движении, чтобы расширять узкие взгляды, помогать быть услышанным тому, кто потерял надежду, творить справедливость в правде и любви, очищать от греха и разложения и всегда призывать к необходимому обращению. Без этого взгляда веры всё, что мы могли бы сказать и сделать, не может принести плода. Эта уверенность необходима, чтобы смотреть на настоящее без отговорок, а мужественно; с отвагой, и, одновременно, мудро; с упорством, но без насилия; с энтузиазмом, но без фанатизма; с постоянством, но без тревоги – чтобы таким образом преображать всё то, что сегодня угрожает целостности и достоинству каждой личности. Ведь решения, в которых мы нуждаемся, должны быть гибкими, чтобы мы не застревали в них, или, что было бы ещё хуже, не повторяли те же ошибочные механизмы, от которых мы хотим избавиться. Перед нами сегодня стоит важная задача смотреть вперёд, принять и перестрадать конфликт, чтобы таким образом разрешить его и преобразовать в звено нового пути.

3. В первую очередь, было бы несправедливо объяснять этот процесс только лишь последними событиями. Весь процесс пересмотра и очищения, через который мы проходим, возможен благодаря усилиям и стойкости конкретных людей, которые, порою даже вопреки всякой надежде, будучи обесславлены дискредитацией, не отказались от поисков истины. Я имею в виду жертв злоупотреблений в сфере сексуальности, силы, власти, авторитета, а также тех, кто в своё время поверил и помог им. Жертвы, чей вопль достиг небес (ср. Исх 3, 7). Мне бы хотелось ещё раз во всеуслышание поблагодарить их всех за мужество и стойкость.

Последние события – это время слушать и распознавать, чтобы найти первопричины, которые привели к появлению и закреплению стольких зверств, и таким образом найти решения для прекращения безобразия злоупотреблений не в стратегиях сдерживания и защиты, необходимых, но не достаточных, а во всех тех средствах, которые нужны для того, чтобы подойти к проблеме с учётом всей её сложности.

В этом смысле, я бы хотел остановиться на слове «слушать», ведь распознавание подразумевает научиться слушать то, что Дух хочет нам сказать. Мы можем делать так только тогда, когда способны слушать действительность того, что происходит (ср. Втор 6, 4).

Я считаю, что здесь таится одна из наших основных ошибок и упущений: неумение слушать жертв. Так были сделаны односторонние выводы, в которых для здорового и ясного распознавания недоставало критических элементов. Со стыдом я должен признать, что мы не умели слушать и реагировать вовремя.

Необходимость приезда монс. Чиклуны (Scicluna) и монс. Бертомё (Bertomeu) была обусловлена именно пониманием того, что мы не умели видеть и слышать. Как Церковь, мы не могли продолжать идти вперёд, не обращая внимания на боль наших братьев. Прочитав отчёт[note]Отчёт, который представили Папе монс. Чиклуна и монс. Бертомё по итогам встреч и бесед, которые они провели в Чили по поручению Папы, чтобы лучше разобраться в том, что произошло, и в том, что происходит. Прим.пер.[/note], я решил лично встретиться с некоторыми пострадавшими от злоупотреблений в сфере сексуальности, силы, власти и совести, чтобы услышать их и попросить у них прощения за наши грехи и упущения.

4. Во время этих встреч я обратил внимание на недостаток внимания и понимания к их историям, а также на недостаток признания ошибок и упущений на протяжении всего процесса, что не позволяет нам продолжать путь. Признание, которое было бы чем-то большим, чем простое выражение доброй воли в отношении жертв, которое было бы новой формой размышления над жизнью, перед другими людьми и перед Богом. Надежда на завтра и упование на Провидение рождаются и возрастают в признании уязвимости, ограничений и даже греха, чтобы помочь нам продвигаться вперёд. «Больше никогда», сказанное как культуре злоупотреблений, так и системе сокрытия, которая помогает первой закрепляться, требует участия всех нас, чтобы строить культуру заботы, которая пропитала бы формы наших взаимоотношений, молитвы, мышления, использования власти; наши привычки и языки, наше отношение к силе и к деньгам. Мы знаем сегодня, что лучшее, что мы можем произнести перед лицом причинённой боли, это решимость к обращению – личному, общинному и общественному; обращению, которое помогало бы слушать и заботиться, прежде всего, о наиболее уязвимых. Поэтому нам нужно срочно работать над средой, в которой культура злоупотреблений и сокрытия не могла бы быть преобладающей схемой; в которой критический и сомневающийся подход не путали бы с предательством. Это должно сподвигнуть нас как Церковь смиренно прибегать ко всем тем, кто определяет общественную действительность, и стимулировать развитие диалога и конструктивных конфликтов, чтобы вместе идти к культуре заботы и защиты.

Попытки осуществить это предприятие, опираясь только на нас самих, наши силы и средства, заключило бы нас в опасные волюнтаристские тенденции, которые вскорости канули бы в лету. Давайте согласимся на то, чтобы нам помогали, и поможем другим создавать общество, в котором культура злоупотреблений не сможет найти себе пространство, в котором она могла бы закрепиться. Я призываю всех христиан, а особенно ответственных за центры высшего образования, формального и неформального, медицинские учреждения, учебные заведения и университеты, объединить свои усилия в епархиях со всей гражданской общественностью, чтобы эффективно и стратегически развивать культуру заботы и защиты. Пусть каждое из этих мест продвигает новое мировоззрение.

5. Культура злоупотреблений и сокрытия несовместима с логикой Евангелия, ведь спасение, предлагаемое Христом, это всегда приглашение, это дар, который требует свободы и предусматривает её. Омывая ноги ученикам – вот как Христос являет нам Божий лик. Не принуждением, не давлением, но путём служения. Мы должны сказать это ясно: любые средства, посягающие на свободу и целостность человека, являются антиевангельскими; посему следует обеспечивать такие церковные процессы, в которых можно учиться различать, когда необходимо сомневаться и когда такой необходимости нет. «Доктрина, или, лучше сказать, наше понимание и выражение ее, ‘не является замкнутой системой, лишенной динамики, способной порождать вопросы, сомнения и дискуссии’, потому что ‘вопросы нашего народа, его тяготы, конфликты, мечты, беспокойства и борьба обладают герменевтической[note]То есть, толковательной, интерпретативной. Прим.пер.[/note] ценностью, которую мы не можем игнорировать, если хотим принимать всерьёз принцип воплощения»[note]Франциск, Gaudete et Exsultate, 44[/note]. Я приглашаю все центры религиозного образования, богословские факультеты, учреждения высшего образования, семинарии, центры духовной подготовки осуществлять богословские размышления, которые могли бы стать на высоте нашего времени, развивать веру зрелую, взрослую, и которые принимали бы всерьёз жизненный гумус[note]Гумус, питательная почва. Прим.пер.[/note] Народа Божьего со всеми его поисками и сомнениями. Чтобы таким образом способствовать возрастанию общин, способных противостоять злоупотреблениям, общин, которые приветствовали бы взаимообмен, дискуссию и конфронтацию. Мы принесём плод настолько, насколько сможем развивать общины, открытые изнутри, благодаря чему они смогут освободиться от мышления, закрытого и сконцентрированного на самих себе; мышления, полного обещаний и иллюзий; мышления, которое обещает жизнь, а на самом деле способствует культуре злоупотреблений.

Я также хотел бы сказать несколько слов о пастырстве народного благочестия, так распространённого во многих ваших общинах, принимая во внимание, что оно является бесценным богатством и истинной школой того, как нужно слушать сердце нашего народа и, одновременно, сердце Бога. Во время моего епископского служения я понял, что пастырство народного благочестия является одним из тех немногих мест, где Народ Божий остаётся независим от влияния клерикализма, который постоянно пытается контролировать и сдерживать помазание Богом Его народа. Учиться у народного благочестия означает учиться устанавливать новый вид отношений, вслушивания и духовности, которые требуют реального уважения, которые не поддаются быстрым и упрощающим толкованиям. Ведь народное благочестие «отражает жажду Господа, на которую способны только самые простые и бедные люди»[note]Павел VI, Evangelii Nuntiandi, 48.[/note].

Быть открытой Церковью означает также соглашаться на принятие помощи и вызовов. Не будем забывать, что «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин 3, 8).

6. Как я уже говорил вам, встречаясь с жертвами, я заметил, что отсутствие признания не позволяет нам продвигаться вперёд. Поэтому мне кажется необходимым поделиться с вами, что в диалоге с ними меня очень обрадовал и обнадёжил тот факт, что они замечают и признают тех, кого я называю «святыми боковых дверей»[note]Ср. Gaudete et Exsultate, 6-9.[/note]. Мы были бы несправедливы, если бы рядом с нашей болью и нашим стыдом из-за этих структур злоупотреблений и сокрытия, которые столько времени просуществовали и столько зла причинили, мы не признавали бы многих верных мирян, монашествующих, священников, епископов, которые отдают жизнь из любви в наиболее удалённых уголках возлюбленной чилийской земли. Все они – христиане, которые умеют плакать вместе с другими, которые с жаром ищут справедливости, которые смотрят и действуют милосердно; христиане, которые каждый день стараются освещать свою жизнь в свете того закона, по которому нас будут судить: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25, 34-36).

Я признателен им за неустанное мужественное свидетельство во времена потрясений, стыда и боли, которое они продолжают давать с радостью ради Евангелия. Это свидетельство мне приносит много добра и укрепляет меня в моём собственном стремлении преодолевать эгоизм, чтобы лучше отдавать себя. Не умаляя ни важность, ни серьёзность причиненного зла, ни необходимость поиска источников проблем, это свидетельство побуждает нас признать действующую и действенную силу Духа в стольких человеческих жизнях. Без такого взгляда мы бы остановились на полпути и могли бы войти в логику, которая, оставаясь вдалеке от попыток укреплять добро и исправлять ошибки, парализовала бы нашу действительность, впадая в тяжкую несправедливость.

Принятие как успехов, так и личных и общинных ограничений, хотя и не сообщает нам ничего нового, превращается в начальный импульс для всякого истинного процесса обращения и преображения. Мы помним, что воскресший Христос предстаёт перед Своими вместе с ранами. Более того, именно благодаря Его ранам, Фома может исповедовать веру. Мы призваны не приуменьшать, не скрывать и не покрывать наши раны.

Церковь израненная способна понимать и сочувствовать ранам сегодняшнего мира, принимать их на себя, страдать из-за них, заботиться о них и пытаться найти исцеление. Церковь израненная не ставит себя в центр, не думает, что она совершенна, не пытается скрыть или заглушить зло, но ставит в центр Того Единственного, Кто может исцелить эти раны, и у Кого есть имя – Иисуса Христа.

Именно эта уверенность побудит нас постоянно стремиться к реальной решимости формировать культуру, в которой у каждого было бы право дышать чистым воздухом, свободным от злоупотреблений любого типа. Культуру, свободную от утаивания, которое приводит к порче всех наших отношений. Культуру, которая перед лицом греха побуждает к покаянию, милосердию и прощению; перед лицом преступления – к обвинению, суду и наказанию.

7. Дорогие братья, я начинал это письмо, говоря, что обращаться к вам – это не функциональное средство и не жест доброй воли; наоборот, это воспоминание помазания, которым вы обладаете как Народ Божий. Вместе с вами у нас получится предпринять те шаги, которые необходимы для церковного обновления и обращения, здорового и долговременного. С вами у нас получится произвести необходимое преображение, в котором мы так нуждаемся. Без вас ничего не выйдет. Я призываю весь верный Народ Божий, который живёт в Чили, не бояться принимать участие и идти вперёд по влечению Духа в поиске Церкви, которая будет всё более синодальной[note]Церковь более синодальная означает Церковь, жизнь которой определяется, прежде всего, путём совместного распознавания и молитвы, а не (только лишь) путём принятия единоличных решений. Прим.пер.[/note], пророческой[note]Пророческая миссия Церкви заключается прежде всего в том, чтобы являть Христа, Евангелие, Божью волю, быть знаком и таинством Христа в мире. Прим.пер.[/note] и обнадёживающей; более свободной от злоупотреблений, потому что сумеет ставить Христа в центр, видеть Его в голодном, в пленнике, в страннике, в жертве злоупотреблений.

Прошу вас не уставать в молитве обо мне. Молюсь о вас и прошу Христа, чтобы благословил вас, а Пресвятую Деву – чтобы заботилась о вас.

Ватикан, 31 мая 2018 года, Праздник Посещения Девой Марией Елизаветы

Франциск

Перевод: Михаил Ткалич SJ, Наталья Ханевич
Оригинал на сайте Святого Престола (исп.)