На прошлой неделе генпрокуратура штата Пенсильвания, США, опубликовала подробный отчёт, в котором содержатся доказательства многочисленных случаев насилия над детьми со стороны священнослужителей в 6 епархиях штата, начиная с 1950-х годов. Речь идёт более чем о 300 священниках и более 1000 жертв.

20 августа Святейший Престол опубликовал Послание Папы Франциска Народу Божьему, в котором Понтифик решительно осудил эти преступления и призвал объединить усилия в искоренении этой культуры смерти.

Представляем вашему вниманию полный перевод этого документа.

Послание Папы Франциска Народу Божьему

«Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор 12,26): эти слова святого апостола Павла с силой отзываются в моем сердце при очередной констатации страдания, пережитого многими малолетними по причине сексуальных злоупотреблений, злоупотреблений властью и совестью со стороны значительного числа клириков и богопосвященных лиц. Преступления, которые наносят глубокие раны боли и бессилия, прежде всего жертвам, но также и членам их семей, и более широкому сообществу как верующих, так и неверующих. Оглядываясь в прошлое, мы понимаем, что никаких усилий испросить прощения и попытаться восполнить нанесенный вред никогда не будет достаточно. Заглядывая вперёд в будущее, мы должны приложить все усилия для создания культуры, способной предотвратить не только подобные ситуации, но также и саму возможность их сокрытия и умалчивания. Боль жертв и их семей также является нашей болью, и поэтому мы считаем необходимым еще раз подтвердить нашу обязанность обеспечить защиту несовершеннолетних и уязвимых взрослых.

  1. Страдает ли один член…

В последние дни был обнародован отчет, в котором подробно описан опыт по меньшей мере тысячи оставшихся в живых жертв сексуального насилия, злоупотребления властью и совестью со стороны священников в течение примерно семидесяти лет. Хотя можно сказать, что большинство из этих случаев относятся к прошлому, тем не менее со временем мы узнали боль многих жертв. Мы поняли, что эти раны никогда не исчезают и что они требуют от нас решительного осуждения этих зверств и объединения усилий в искоренении этой культуры смерти; эти раны никогда не исчезают. Сердечная боль жертв, взывающая к небесам, долго игнорировалась, хранилась в тишине или замалчивалась. Но их крик был более мощным, чем все меры, призванные заставить его замолчать, или стремящиеся найти решения, лишь увеличивающие тяжесть, впадая в соучастие. Господь услышал этот крик и еще раз показал, на чьей Он стороне. Песнь Богородицы не ошибается и продолжает тихим эхо звучать на протяжении всей истории. Господь помнит обетование, которое дал отцам нашим: «явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк 1:51-53). Мы чувствуем стыд, когда осознаем, что наш стиль жизни отрицал и продолжает отрицать слова, которые мы читаем.

Со стыдом и сокрушением мы признаем, что не сумели быть там, где должны были быть, не предприняли своевременных действий и не признали масштаба и серьезности ущерба, нанесенного многим человеческим жизням. Мы пренебрегли детьми и оставили их. Я говорю, как свои собственные, слова кардинала Ратцингера, произнесенные на Крестном пути в Страстную пятницу 2005 года, когда он, отождествившись с криком боли стольких жертв, воскликнул: «Сколько грязи в Церкви, и даже среди тех, кто в священстве должен принадлежать Христу целиком! Сколько гордости, сколько самодовольства! Предательство Христа Его учениками, когда они недостойно принимают Его Тело и Кровь, безусловно, является величайшим страданием, которое пережил Искупитель; оно пронзает Его сердце. Мы можем только взывать из глубины наших сердец: Kyrie eleison – Господи, помилуй! (см. Мф 8:25)» (Девятое стояние).

  1. …страдают с ним все члены

Размах и тяжесть всего произошедшего требуют подойти к этим фактам глобально и общинно. В то время как на пути обращения важно и необходимо признать правду того, что произошло, самого по себе этого недостаточно. Сегодня мы, Божий Народ, стоим перед вызовом принять на себя боль наших братьев и сестёр, уязвлённых в теле и духе. Если в прошлом ответом было бездействие, сегодня мы хотим, чтобы солидарность – в самом глубоком значении бросающая нам вызов – стала образом созидания истории в настоящем и будущем. Это подразумевает создание такой среды, в которой конфликты, напряжения и прежде всего жертвы любого типа злоупотреблений смогут встретить протянутую руку, которая защитит их и спасет их от боли (Evangelii Gaudium, 228). Подобная солидарность требует в свою очередь, чтобы мы осудили всё, что угрожает целостности любой человеческой личности; чтобы мы сражались с любыми формами деградации, особенно духовного её проявления. Речь об «удобной и самодовольной форме слепоты, где всё в итоге кажется дозволенным: обман, клевета, эгоизм и множество едва различимых форм зацикленности на себе, ведь ʺсам сатана принимает вид Ангела светаʺ …» (2 Кор11, 14) (Gaudete et Exsultate, 165). Увещевание св. Павла страдать с теми, кто страдает, — лучшее противоядие всем нашим попыткам повторять слова Каина: «Разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9)

Я осведомлен об усилиях, совершаемых в разных частях мира для того, чтобы выработать необходимые инструменты для обеспечения безопасности и защиты целостности детей и уязвимых взрослых, а также внедрения нулевой толерантности и привлечения к ответственности всех, кто совершает или покрывает подобные преступления. Мы запоздали в применении этих столь необходимых мер и действий, однако, я уверен, что впредь они помогут гарантировать такую культуру, которой в большей степени характерна забота.

Наряду с этими стараниями, каждый крещенный должен чувствовать себя вовлеченным в те перемены в Церкви и обществе, в которых мы так нуждаемся. Эти перемены призывают к личному и общинному обращению, которое позволяет нам видеть всё так, как это видит Господь. Ибо, как сказал св. Иоанн Павел II, «если мы по-настоящему вступаем на новый путь, вдохновляясь созерцанием Христа, мы должны научиться видеть Его особенно в тех, с кем Он пожелал отождествить Себя» (Novo Millennio Ineunte, 49). Видеть реальность так, как Господь её видит; быть там, где Господь хочет, чтобы мы были; пережить обращение сердца в Его присутствии. В достижении этого нам помогут молитва и покаяние. Я приглашаю весь святой верный Божий Народ к покаянному упражнению в молитве и посте, следуя повелению Господа[1]. Оно разбудит нашу совесть и возрастит нашу солидарность и приверженность культуре заботы, которая говорит «никогда больше» любой форме злоупотребления.

Невозможно представить себе обращения Церкви, которое затрагивало бы её деятельность, без активного участия всех членов Божьего Народа. Действительно, каждый раз, когда Народ Божий игнорируют, заставляют молчать, подменяют или сводят к немногочисленным элитарным группам, в результате создаются общины, проекты, структуры, богословские и духовные подходы, лишенные корней, памяти, лиц и тел и, в конечном счёте, жизни[2]. Это ясно видно в том особом понимании авторитета в Церкви, характерного для многих из тех общин, в которых имели место факты сексуальных злоупотреблений, злоупотреблений властью и совестью. Это касается клерикализма — такого подхода, который «не только сводит на нет личность христиан, но также имеет свойство обесценивать благодать крещения, излитую Святым Духом в сердце нашего народа»[3]. Клерикализм, поощряемый как самими священниками, так и мирянами, порождает разрыв в теле Церкви, который усугубляет многие виды обличаемого нами сегодня зла, помогая им продлиться во времени. Сказать ʺнетʺ злоупотреблениям означает сказать категорическое ʺнетʺ любой форме клерикализма.

Всегда полезно помнить, что «в истории спасения Бог спас один народ. Не существует полной идентичности без принадлежности к народу. Поэтому никто не спасается один, как отдельный индивид, но Бог привлекает нас к Себе, принимая во внимание сложное переплетение межличностных отношений, устанавливающихся в человеческом сообществе: Бог пожелал войти в эту народную динамику, в динамику одного народа» (Gaudete et Exsultate, 6). Следовательно, единственный способ, которым мы должны реагировать на зло, покрывшее мраком такое множество жизней, – принимать эту данность как задание, которое касается всех нас как членов Народа Божия. Осознание себя частью народа и общей истории поможет нам признавать наши прошлые грехи и ошибки с раскаянием и открытостью, которые способны обновлять нас изнутри. Без активного участия всех членов Церкви всё то, что делается в наших общинах для искоренения культуры насилия, не принесёт тех динамичных, существенных и реальных перемен, которые желательны и необходимы. Покаяние, выраженное постом и молитвой, поможет нам, Народу Божьему, стать перед нашим Господом и перед нашими раненными братьями и сёстрами так, как стоят грешники, вымаливающие себе прощение и благодать устыдиться и обратиться. Так, мы начнём действовать, создавая ресурсы, отвечающие духу Евангелия. Потому что, «всякий раз, когда мы стараемся вернуться к источнику и восстановить изначальную свежесть Евангелия, перед нами возникают новые пути, творческие методы, иные формы выражения, более красноречивые знаки, слова, наполненные новым значением для современного мира» (Evangelii Gaudium, 11).

Чрезвычайно важно, чтобы мы, как Церковь, были способны со скорбью и стыдом признать и осудить те ужасы, которые совершались людьми, посвящёнными Богу, клиром, и всеми теми, кому была доверена миссия заботиться и опекать самых беспомощных и уязвимых. Давайте умолять о прощении наших грехов и грехов, совершённых другими. Осознание греха помогает нам признавать ошибки и преступления прошлого, видеть нанесённые ими раны, а в настоящем оно позволяет нам быть более открытыми и более настойчивыми на пути непрерывного обращения.

Точно так же, покаяние и молитва помогут нам раскрыть глаза и сердца на страдания других людей и преодолеть ту жажду власти и обладания, из которой очень часто и вырастает это зло. Пусть пост и молитва откроют наши уши на стоны заглушаемой боли, которую испытывают дети, молодые люди и инвалиды. Пусть пост, который заставляет нас почувствовать голод и жажду справедливости, побуждает нас ходить в правде, и поддерживать все те правовые меры, которые могут быть необходимыми. Пусть пост, который задаёт нам физическую встряску, делает нас более приверженными правде и состраданию, разделяя эту приверженность со всеми мужчинами и женщинами доброй воли, с обществом в целом, чтобы бороться с любыми формами злоупотребления властью, сексуальными домогательствами и злоупотреблениями совестью.

Так, мы сможем ясно показать наше призвание быть «знамением и орудием — глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого» (Lumen Gentium, 1).

«Страдает ли один член, страдают с ним все члены», сказал св. апостол Павел. Настроившись на покаяние и молитву, мы – и как отдельные личности, и как община, настроимся в соответствии с этим посланием так, чтобы в нас росли и развивались дары сострадания, справедливости, предотвращения и устранения вреда. Мария согласилась стоять у подножия креста Своего Сына. Она сделала это без колебаний, преданно оставаясь рядом с Иисусом. В этом проявилось то, как Она прожила всю Свою жизнь. Переживая опустошение, причинённое этими ранами Церкви, мы поступим правильно, если будем «прилежнее молиться» (св. Игнатий Лойола, «Духовные упражнения», 319), взращивая в себе любовь к Церкви и верность ей. Мария, первая из учеников, учит нас, как дόлжно останавливаться перед страданиями невинных: без трусости и жалких оправданий. Смотреть на Марию, значит открыть для себя образец подлинного следования за Христом.

Да наделит нас Дух Святой благодатью и внутренним помазанием выражать наше раскаяние и сожаление по поводу преступных злоупотреблений и непреклонное мужество, чтобы бороться с ними.

Ватикан, 20 августа 2018 г.

Франциск

Источник (англ.): http://w2.vatican.va/content/francesco/en/letters/2018/documents/papa-francesco_20180820_lettera-popolo-didio.html

Перевод подготовлен совместно порталами рускатолик.рф и jesuit.ru

[1] «Сей же род [бесов] изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21).

[2] Ср. Письмо Народу Божьему, странствующему в Чили от 31 мая 2018 г.

[3] Письмо кардиналу Марку Уэлле, председателю Папской Комиссии по Латинской Америке от 19 марта 2016 г.