22 | 11 | 2017
Jesuit Resources

Иезуиты в России: Вчера и сегодня

Начало деятельности иезуитов в России связано с именем Антонио Поссевино, родившегося в 1534 году в Мантуе. Несколько Римских Пап пытались установить дипломатические отношения с Москвой, но все попытки были безуспешными. В 1581 году Иван Грозный, который терпел неудачи в войне с Польшей, направил посланников в Рим, надеясь таким образом открыть Москву Западу. В свою очередь, Папа Григорий 13 мечтал обрести в Русском государстве могущественную союзницу в противостоянии туркам. Но основным его желанием было религиозное единство с Москвой. Он решил выслать туда своего представителя и возложил эту обязанность на Поссевино. Иезуит встретился в том же году с Иваном Грозным, но все предпринятые им дипломатические ходы заканчивались неудачно. Царь преследовал лишь одну цель – остановить польские войска, в то время как Папа чаял религиозного единства, которое было бы прочным основанием для дипломатических отношений. Поссевино вручил Ивану Грозному копию декретов Флорентийского собора, на котором была принята знаменитая уния 1439 года – не вошедшая в силу ни в Византии, ни в России, - но царь постоянно уходил от попыток обсуждения религиозных вопросов, настаивая на посредничестве Поссевино в светских вопросах, первым из которых была проблема с Польшей. Иезуиту удалось достичь дипломатическими путями десятилетнего перемирия с Польшей. 21 февраля 1582 года произошло событие, навсегда запомнившееся Поссевино. В тот день священник и царь подошли к долгожданной теме религиозного единства, но Иван Грозный взорвался, изливая гнев и злобу, и пригрозил иезуиту скипетром, которым недавно убил своего сына. Спустя менее месяца Поссевино покинул Москву.

Следующим поводом к тому, чтобы установить отношения с Русью, была поддержка белорусов, постоянно раздираемых между Русью и Польшей. Сохраняя византийский обряд и восточное каноническое право, они склонялись к единству с Римом. Поддержание этих настроений и стало основной задачей иезуита Петра Скарги, который в 1577 году опубликовал книгу «Единство Церкви Божьей». В этой книге Скарга не говорил о единении всех Восточных Церквей с Римской, но сосредоточил свое внимание на Польше и Литве и старался убедить белорусов, что в союзе с Патриархом Константинополя (в то время Константинополем владели турки) они никогда не обретут силы для того, чтобы выйти из состояния упадка, в котором оказались еще в прошлом веке. Добиться роста они смогут только в союзе со Святейшим Престолом. Скарга уверял белорусов, что приняв Римскую Церковь - прекрасную царицу, облаченную в разноцветные одежды, - они смогут сохранить прежние обряды. Также он напомнил белорусам, что ранее они принимали участие в единении с Римом, которое произошло на Соборе во Флоренции. К этому периоду относится пик интеллектуальной и литературной жизни белорусов. Белорусские епископы подали официальное прошение о воссоединении с Римом, и 23 декабря 1595 года Папа Климент VIII объявил, что отныне Белорусская Церковь едина с Римской. В октябре следующего года в Бресте состоялась торжественная церемония, на которой присутствовали Скарга и его собратья. На ней было ратифицировано единение с Римской Церковью. Это событие известно под названием Брестская Уния и фактически является региональным возрождением Флорентийской Унии. Впоследствии это событие было омрачено разногласиями среди белорусов, многие из которых пожелали остаться в православии.

Важным событием, оказавшимся решающим для пребывания иезуитов в России, стал первый раздел Польши, в результате которого под правлением Екатерины Великой оказались около двухсот иезуитов. Благодаря решению императрицы Орден иезуитов продолжал существовать в России вплоть до 1820 года. Екатерина отказалась публиковать буллу о роспуске Общества Иисусова, оценивая их вклад в культурную жизнь страны, а Папа Пий VI неохотно, но уступил ей. В 1800 г. новый правитель, Павел I, передал Обществу церковь Святой Екатерины в Санкт-Петербурге и дал свое согласие на основание иезуитского колледжа. Примечательно письмо императора Папе Пию 7:
Святейший Отче!

Преподобный отец Грубер, настоятель монахов Общества Иисуса, обосновавшихся в наших государствах, передал мне пожелание членов этого Общества быть признанными Вашим Святейшеством. Я не счел возможным отказаться просить Ваше Святейшество о формальном утверждении этого Ордена, к которому я испытываю особый интерес. Надеюсь, что мои хлопоты не останутся без результата.
С глубоким уважением остаюсь, Ваше Святейшество, Вашим самым верным другом.

7 марта 1801 года Папа Римский Пий VII издал документ "Catholicae fidei", в котором официально утвердил Общество Иисуса, продолжавшее существовать в Российской Империи. Это подтверждение стало важным событием для последующего полного восстановления Ордена иезуитов во всем мире, которое произошло в 1814 году. Спустя шесть лет после реабилитации Ордена царь Александр I подписал декрет об изгнании иезуитов из своей империи. Одной из предположительных причин столь жесткого решения, помимо пробуждения национализма после войны с французами, было обращение в католичество некоторых дам высшего петербургского света: Александры и Елизаветы Голицыных, княгини Головиной и г-жи Свечиной. Все они были увлечены французской религиозной культурой. Непосредственной причиной выдворения иезуитов из России было обращение в католичество одного из учеников иезуитского колледжа, племянника министра Голицына и генерала Кутузова.

Когда к власти пришло Временное правительство Керенского, членам Ордена снова разрешили въезд в страну, но это разрешение уже через несколько месяцев утратило силу.

Начало апостольской деятельности иезуитов в России положило письмо генерала ордена Ледуховского своим братьям в ноябре 1930 года. В нем выражалось намерение организовать подготовку иезуитов для работы в России. Но до тех пор, пока въезд в страну был невозможен, предписывалось работать в среде эмигрантов и заниматься научными исследованиями. Была образована группа иезуитов-ученых, которые должны были пройти специальный курс богословия в Риме с ориентацией на византийский обряд. Кроме того, к участию в апостольской деятельности должны были привлекаться и священники латинского обряда. С этого времени основная деятельность русского апостольства Общества Иисуса заключается в руководстве коллегией "Руссикум", Институтом исследований марксизма в Григорианском университете в Риме и Центром русских исследований Св. Георгия в Медоне.

Позиция советских властей по отношению к Ордену иезуитов была всегда негативной. В работе Д.Е. Михневича "Очерки из истории католической реакции (иезуиты)", выпущенной в Москве в 1955 году, есть глава о "преступлениях иезуитов против русского народа".
В июле 1977 года генерал ордена о. Педро Аррупе в течение трех дней был гостем Русской Православной Церкви. С согласия митрополита Ювеналия он обратился со словом к верующим, собравшимся в одной из московских церквей.

Заинтересованные духовными ценностями католичества и деятельностью Общества, в его ряды начиная с 19 века вступали русские. Это были князь Иван Гагарин (1814-1882), основатель "Славянской библиотеки" в Париже, публицисты Иван Мартынов (1821-1894) и Евгений Балабин (1815-1895)‚ основоположники существующего и доныне журнала "Etudes". Среди известных русских иезуитов необходимо также назвать Николая Бока (1880-1962) - бывшего дипломата Императорской Российской Миссии при Св. Престоле в Риме; Ивана Кологривова (1890-1954) - профессора русской духовности в Папском Восточном институте в Риме. О. Иван написал книгу "Очерки по истории русской святости", впервые изданную в Брюсселе в 1961 г.; Станислава Тышкевича (1887-1962) - богослова, профессора в Папском Григорианском Университете и в Папском Восточном институте в Риме‚ в течение 30 лет преподававшего там восточное богословие и русский язык; Георгия Коваленко (1900-1975) - эконома в Папской семинарии "Руссикум" в Риме.

Среди наших современников это также Виктор Новиков (1905-1979)‚ вступивший в Общество Иисуса в Альбертине (Польша) и отбывший срок в ГУЛАГе. 

Лишь после принятия закона о свободе вероисповедания (1990 г.) стало возможным зарегистрировать 21 июня 1992 г. Независимый Российский Регион Общества Иисусова.

Источник: Радио Ватикана

Share
Новости Российского Региона Общества Иисуса
Новости со всего света
SJ в истории
Jesuit Links

                       facebook 

РУС-КАТ-ЛИНК