23 | 11 | 2017
Jesuit Resources

Святые Общества Иисуса

Св.Роберт Беллармин (1542-1621)

Св.Роберт Беллармин (1542-1621), епископа и Учителя церкви, члена Общества Иисуса.


17 сентября Католическая Церковь вспоминает св.Роберта Беллармина (1542-1621), епископа и Учителя церкви, члена Общества Иисуса.

Роберт Беллармин родился 4 октября 1542 года в г.Монтепульчиано, Италия. В 1560 году он вступил в недавно образованное Общество Иисуса, и одновременно стал студентом, а позднее преподавателем и ректором Римской коллегии.

С 1570 года по 1576 год проповедовал в Лувене. Ему еще не было и двадцати восьми, а он уже был преподавателем, префектом по учебе и духовным руководителем коллегии. Лекции молодого иезуита принес ли ему известность далеко за пределами Бельгии

В 1576 году он занял кафедру полемической теологии в Римской коллегии, став в 1592 году ее ректором. Во время своей работы на кафедре Беллармин поднял преподавание полемической теологии на новый уровень. Его лекции позднее легли в основу знаменитого труда «Спорные вопросы», первый том которого вышел в свет в 1586 году

В 1587 году он оставил преподавание, чтобы посвятить себя написанию книги, но через некоторое время был назначен духовным отцом многочисленных схоластиков Римской коллегии.

В 1596 году его призвали в Рим и назначили ректором пенитенциария; позднее он был произведен в кардиналы, а 21 апреля 1602 года назначен архиепископом Капуа; в марте 1605 года, после смерти Климента VIII, его преемник освободил Беллармина от этой должности и вернул его в Рим.

В Капуа Беллармин проявил себя как образцовый архиепископ и пастырь. Он активно выступал за закрытие игорных заведений, заботился о бедных и обездоленных, уделял много сил и внимания обновлению монашеских общин.

В 1598 году Беллармин написалт развёрнутый катехизис из 273 вопросов для взрослых и духовных лиц. В это же время он выступает главным обвинителем на процессе Джордано Бруно, а затем и Галилео Галилея. По отношению к знаменитому ученому Беллармин оставался честным и уважительным, дав Галилею возможность разъяснить свои идеи и поставив его в известность о том декрете, который готовился против него.

Последние три года жизни святого были самыми тяжелыми. Зима 1619 года выдалась необычайно суровой, и Беллармин постоянно страдал от обморожений и холода. В то время у него возникло горячее желание сложить с себя все церковные звания и окончить свои дни обыкновенным иезуитом. Он послал прошение Папе, но получил разрешение только от следующего Понтифика.
25 августа 1621 года Беллармин удалился в новициат Сант-Андреа аль Квиринале. Буквально через три дня после этого, святой подхватил лихорадку, излечиться от которой Беллармин уже не смог. Он мирно почил вечером 17 сентября 1621 года.

Св. Роберто Беллармино был очень простым и обаятельным человеком. Кроме того, он обладал удивительной гибкостью и приспособляемостью к различным условиям, - в течение своей жизни он успел побывать проповедником, преподавателем, писателем, полемистом, подчиненным и настоятелем, советником важнейших римских конгрегаций, епископом и, наконец, кардиналом; и он каждую из этих обязанностей выполнял так, словно для этого и был рожден. Всего себя он щедро отдавал другим – Церкви и Обществу – до самой смерти в 1621 году.

Во всем, что он делал, он сохранял врожденную простоту. Он много преподавал, но был не просто преподавателем: он был Учителем. В течение многих лет он был настоятелем, но к подчиненным относился как отец. Академические трактаты такие, как “Контроверсии” (Controversies) и “Толкование Псалмов”, Беллармино писал с пастырским уклоном. В “Катехизисе” он просто и доступно изложил великие богословские истины, открыв их для обыкновенных людей.

Врожденная простота и доброта позволяли ему необычайно действенно решать человеческие проблемы; в то же время он жил в глубоком единении с Богом. Шесть его духовных трудов, среди которых первое место занимает De ascensione mentis ad Deum, были написаны им во время выполнения Упражнений. Эти труды представляют собой краткое изложение его духовности, и написаны в форме непрестанной беседы с Богом. Беллармино окунался в глубины духовных просторов, находя Бога в людях и людей в Боге; перед ним одинаково раскрывались тайны Бога и людей. Особенно ярко это проявилось в течение трехлетнего пастырского служения в Капуи. Он все время проводил со священниками и бедными. Делился с нуждающимися всем, что имел. Он молился со своим клиром в Соборе, сам обучал катехизису, вдоль и поперек изъездил свою епархию и никогда не оставлял без внимания тех, кто был рядом. Неудивительно, что об этом времени он писал со всей свойственной ему простотой. “Люди любили его, и он отвечал им тем же. Слуги Царя никогда не причиняли ему вреда. Они всегда почитали его, так как были уверены, что и он – слуга Божий”.

Любовь к Богу, наполнявшая его, сияла из глубины его души. Однако он не позволял своим эмоциям сбивать себя с пути; со свойственным ему реализмом он видел все опасности и усмирял свою любовь священным страхом. Это был не “рабский страх, а достойный страх сына, страх, присущий святым и людям, стремящимся к совершенству. Этот страх порожден совершенной любовью, ибо тот, кто любит сильно, боится причинить боль своему возлюбленному” (Explan. In Psam., 33). Его любовь основывалась не на преходящих эмоциях, а на Боге; это была удовлетворенность тем, что Бог дал ему. "Ибо тот, кто понимает, что значит быть сыном Бога, Царя Царей, льнет к Нему с сыновней любовью и довольствуется тем, что имеет, ибо не сомневается, что его любящий Отец в каждую минуту жизни даст ему все, что потребуется" (De Gemitu Columbarum, I, 2).

Любовь к Богу давала Беллармино силу отказываться от всего, любви не достойного. “Если под действием Божественного вдохновения человек начинает по-настоящему любить Бога ради Него Самого и ближнего своего ради Бога, то вскоре он начинает отдаляться от мира, и сладострастие уступает место любви. То, что казалось невозможным, когда человек был во власти сладострастия – жить в мире, словно бы не являясь его частью, – становится очень легко, когда в человеке возрастает любовь” (De Arte Bene Moriendi, I, 2).

Чтобы проиллюстрировать силу любви к Богу, святой постоянно возвращается к идее любви к другу. Бог был его другом, и он был другом Бога. "Никто не знает друга лучше, чем друг… Так же и с тем, кто любит Бога. Он всегда думает о Боге, всегда стремится узнать о Нем что-то новое, денно и нощно размышляет над Священным Писанием, которое подобно множеству писем, ниспосланных с небес. Так он познает множество возвышенных вещей, а нередко и Божественные тайны, грядущее и сердца людей, ибо Бог являет Себя тем, кто ищет Его" (Exhort., p. 140). Поэтому он положил Писание в основу дискуссии с лютеранами: “Все без исключения еретики принимают Слово Божие как устав своей веры” (Controversiae, Пролог).

Любовь к Богу привела Беллармино к любви к Церкви, как истинной Невесте Христовой, (Explan. in Psalm., 44) и к Верховному Первосвященнику как Наместнику Христа. Нападки лютеран на Папу Римского задели его за живое. Первая книга “Контроверсий” открывает нам три его великих любви. В ней говорится “о мире Божьем, о Христе, Главе Церкви, и о Верховном Первосвященнике”. Именно любовь к Богу и Церкви и осознание опасностей, угрожающих в то время Папе, сделали его защитником папства. Папа – это Summa rei Christianae, так сказать, квинтэссенция христианства, и fundamentum, основа единства веры. Однако он не остановился на защите папства от внешних нападок. Он также боролся за искоренение злоупотреблений, дававших повод для обоснованной критики реформаторов. С вольностью пророка он преподнес Клименту VIII “Петицию” (“Memorial”), в которой обличал шесть пороков, особо заметных в римской курии, ставя перед собой задачу во что бы то ни стало бороться с ними.

Любовь к Папе не повлекла за собой раболепной лести. Именно из любви он чувствовал себя обязанным отстаивать теорию косвенной власти Папы над мирскими властями в противоположность теории прямой власти, которую поддерживал Сикст V. Беллармино заплатил за за свое упорство тем, что “Контроверсии”, написанные именно в защиту папства, были включены в индекс “До исправления ошибок”. Беллармино также считал своей обязанностью указать на то, что Папа - не властелин Церкви, а ее "управляющий", и что не может злоупотреблять своей властью, из-за чего впал в немилость у Климента VIII. Но его поступками всегда руководила любовь. Он делал, что мог, чтобы “сохранить честь Сикста V”, как пишет в “Автобиографии”, когда в Библии под редакцией Сикста “многие вещи подверглись беспричинному изменению, и некоторые высокопоставленные особы считали, что эту Библию нужно публично запретить”. В результате неверно внесенные изменения были исправлены заново, и к изданию был добавлено примечание, “в котором говорилось, что из-за чрезмерной спешки в первом издании было допущено несколько ошибок. Таким образом, по его признанию, он (Беллармино) отплатил Папе Сиксту добром за зло” (Autob. XV).

Любовь к Богу он питал тихой, уединенной молитвой и молился часто, откладывая все остальные дела. Взамен Господь даровал ему то, что можно было бы назвать “мистицизмом служения Богу”. Как все великие мистики, он сохранял духовное просветление и спокойствие духа, несмотря на то, что его жизнь была заполнена интенсивным, деятельным трудом. Ничто не нарушало его покой, даже возможность быть избранным на должность Папы Римского, о которой он чистосердечно сообщил в своей “Автобиографии”. Именно этот дар позволял ему принимать активное участие во многих богословских дебатах своего времени, несмотря на его деликатную натуру и добродушный характер. Он старался решить проблемы Церкви, чувствуя единение со всеми, кто оказывался в затруднительном положении. Так проявлялась его любовь к Богу. Роберто Беллармино несмотря на всю свою бурную деятельность жил так, как и хотел св. Игнатий, - с Богом.


Св. Роберт Беллармин, молись о нас!

Share
Новости Российского Региона Общества Иисуса
Новости со всего света
SJ в истории
Jesuit Links

                       facebook 

РУС-КАТ-ЛИНК