26 | 03 | 2017
Jesuit Resources

Святые Общества Иисуса

Св. Франциск Ксаверий (1501-1552)

Св. Франциск, испанец, познакомился в Париже со св. Игнатием Лойолой, основателем Общества Иисуса, и под его влиянием стал одним из его соработников в новом монашеском ордене. Был послан миссионером в Индию, где обратил несметное число язычников. Затем начал евангелизацию Японии. Хотел поехать в Китай, но Бог призвал его в вечность 3 декабря 1552 г. Почитается покровителем католических миссий.

3 декабря Католическая Церковь вспоминает одного из первых товарищей св.Игнатия Лойолы св.Франциска Ксаверия, Francis Xavier (1506-1552). Мы не будем приводить здесь краткую биографию святого, а просто добавим несколько штрихов к портрету св.Франциска.

Как известно, история Общества Иисуса началась сентябрьским днем 1529 года, когда в комнате студентов парижской Коллегии св. Варвары Франциска Ксаверия и Петра Фабера поселился новый сосед – Иньиго де Лойола.

Семьи Иньиго и Ксаверия принадлежали к двум противостоящим дворянским лагерям: Лойолы были верными вассалами королей Кастилии, а Ксаверии преданно защищали королевский двор Наварры.

Игнатию пришлось вести долгую борьбу за Ксаверия. К родовой вражде добавлялись тщеславие и стремление Франциска сделать церковную карьеру.
Точно неизвестно, как Игнатию удалось вдохновить его своими идеалами, но впоследствии Франциск Ксаверий стал одним из самых преданных последователей св.Игнатия.

Франциск Ксаверий был глубоким мистиком, однако всегда оставался человеком действия, смелым и не боящимся трудностей. В то же время, он был смиренным и послушным, готовым в любое время прервать свой путь и вернуться по первому зову своего настоятеля.

Франциск Ксаверий был строгим руководителем (когда того требовали обстоятельства), но в то же время имел мягкое и доброе сердце.

После Ксаверия остались его многочисленные письма и несколько наставлений, которые дают представление о принципах его миссионерской духовности: «Прежде и превыше всего, наблюдайте за собой; смиряйте себя духовно, насколько это в ваших силах», а так же: «… будьте в ладу с Богом, со своей душой и совестью; тогда вы сможете оказать великую помощь ближнему».

В этом человеке сочетались смирение, любовь к людям и великое стремление во всем исполнять волю Божью. В своем последнем письме к отцу Игнатию, Ксаверий написал: «Я молю Бога, беря себе в заступники Вашу Милость и все Общество, равно, как и всю Воинствующую Церковь, затем, на Небе, прежде всего всех блаженных, которые в этой жизни состояли в Обществе, и всю Церковь торжествующую, чтобы Господь наш за все их заслуги даровал мне милость постигать Его святейшую волю, а с нею милость хорошо и совершенно исполнять ее».

На рис: св.Франциск Ксаверий пишет письмо св.Игнатию Лойоле.

Что можно почитать и посмотреть о св.Франциске Ксаверии (на англ.):

Краткая биография святого:
http://www.loyolapress.com/saint-francis-xavier-1506-1552.htm

Небольшое видео о жизни святого:
http://www.youtube.com/watch?v=G69cntQqLmo

Клип «По стопам св.Франциска Ксаверия»:
http://www.youtube.com/watch?v=BpLmCfPb51E

Св.Франциск Ксаверий, молись о нас!

3 декабря - память святого Франциска Ксаверия

Ранним утром 15 августа 1534 года семеро студентов богословского факультета Сорбонны: Игнатий де Лойола, Франциск Ксаверий, Петр Фабер, Яков Лайнес, Альфонс Сальмерон, Николай Альфонс Бобадилья и Симон Родригес поднялись на Монмартр, чтобы в капелле Мучеников, построенной на месте смерти первого епископа Парижа Дионисия, принести друг перед другом обеты целомудрия и бедности и обет совершить, если это будет угодно Богу, паломничество в Святую Землю, а если это окажется невозможным, отправиться в Рим и полностью предать себя в руки Римского Первосвященника «для всякой миссии среди верных или неверных». Пётр Фабер, к тому времени уже священник, отслужил мессу.

3 декабря - память святого Франциска Ксаверия Семеро молодых людей стали друзьями задолго до этого дня - их сближала любовь к евангельской бедности, желание подражать Христу и следовать за Ним, тревога за судьбу Церкви. Принесённые ими обеты позднее дали начало новому монашескому ордену, получившему название Общества Иисуса; они выполнили всё, что обещали Богу тем парижским утром, а один из семерых, Франциск Ксаверий, стал известен всему христианскому миру как величайший миссионер, обративший целые народы и распространивший христианство далеко на Восток.

Франциск Ксаверий родился в Наварре в замке Хавьер, родовом гнезде своей семьи 7 апреля 1506 г. Как и другие юноши знатного происхождения, он мог выбирать между административной, военной и духовной карьерами. Его семья, утратившая значительную часть своего влияния и потерявшая замок и земли в результате войны между Кастилией и Наваррой, решила, что для Франциска, младшего сына, наилучшим выбором будет священство, и в возрасте 19 лет юноша отправился в Париж, где ему предстояло изучать философию и богословие, а затем получить в Памплонской Епархии выгодное место.

Его соседом в коллегии святой Варвары оказался 37-летний дворянин, как и он, баск по происхождению, Игнатий де Лойола, и эта встреча совершенно перевернула представления честолюбивого молодого человека об успешной духовной карьере, да и о смысле жизни тоже. Позднее святой Игнатий скажет, что Франциск оказался «самым крутым куском теста, который ему случилось перемесить», а сам Франциск, пройдя сорокадневные духовные упражнения под его руководством, будет благодарить Бога за то, что Он дал ему Игнатия, поначалу, как он искренне признавал, показавшемуся ему не слишком приятным.

В начале 1537 г. он вместе с шестью товарищами, давшими обеты в Париже, приехал в Венецию, намереваясь совершить, как и собирался паломничество в Палестину, но война между Турцией и Венецианской республикой сделала исполнение этого обета невозможным. В ожидании рукоположения он начал ухаживать за больными в госпиталях и приютах принадлежащих основанному незадолго до того ордену театинцев, а после того, как 24 июня 1537 его рукоположили во священника, проповедовал покаяние на улицах Болоньи, заботился о больных и заключённых. Его проповеди вызывали живой отклик у местных жителей, но спустя несколько месяцев здоровье и даже жизнь проповедника оказались в серьёзной опасности из-за суровых практик покаяния, которыми он постоянно изнурял своё тело. В ноябре 1537 г. он и шестеро его товарищей идут в Рим, где отдают себя на службу Папе Павлу III. В этот период Франциск обретает необходимый духовный опыт, который довершил обращение, пережитое им в Париже, благодаря встрече со святым Игнатием. Он проводит много времени в молитве и духовном общении с ним и пятью парижскими друзьями, вместе они трудятся над созданием нового Ордена. 17 сентября 1540 г. Папа утверждает Устав Общества Иисуса.

Наконец, в 1541 г. представилась возможность приступить к проповеди Слова Божия среди язычников. Король Португалии Жуан III обратился к Игнатию де Лойола с просьбой послать миссионеров в Индийские колонии Португалии. В числе других миссионеров, должен был быть Николас Бомбадилья, но так как он заболел радикулитом и не мог двигаться, его место занял Франциск Ксаверий, одновременно ставший и миссионером и апостольским нунцием в колониальных владениях Португалии. 6 апреля 1542 года он вместе с двумя другими миссионерами-иезуитами и вице-королём Индии Мартином де Соуза отплыл на корабле «Сантьяго» из Лиссабона. В Европу он больше не вернулся, посвятив последующие десять лет своей жизни миссионерским трудам и путешествиям, целью которых было попечение о душах жителей Индии и Дальнего Востока.

Для того, чтобы понять всю огромность труда, совершённого святым Франциском Ксаверием, необходимо постоянно помнить о реальности, которая сопровождала человека, решившегося оставить привычный мир старой Европы в то время. Расстояния были огромны, достаточно вспомнить, что только плавание из Лиссабона в Гоа заняло тринадцать месяцев. Многие месяцы требовались для того, чтобы переместиться из одной страны в другую даже в пределах одной и той же части света. Тяжким испытанием было и одиночество, невозможность иметь постоянную связь с братьями по ордену, опираться на поддержку духовного отца, так необходимую каждому христианину. Всего пять раз за десять лет Франциск получал известия из ордена. Это было отшельничество, но без тишины и покоя, которые несёт отшельнику жизнь в пустыне. Трижды святой провёл по два года среди тех, к кому были обращены его труды - в Индии (1542-1544), на Молуккских островах (1545-1547) и в Японии (1549-1551). Благодаря миссионерской деятельности Франциска был обращён в христианство народ паравас, живший на восточном берегу южной Индии и король Траванкоре, владения которого располагались на её западном берегу. Одарённый замечательной восприимчивостью к языкам он переводил истины веры, молитвы, духовные песнопения на местные языки и проповедовал так много, что часто терял голос. Чтобы подать пример скромности и смирения своим соотечественникам он предельно ограничил свои потребности и даже ходил босиком, одеваясь в красивую одежду только тогда, когда это было необходимо для поддержания престижа Церкви в глазах местных правителей. За два года более тридцати тысяч жителей Индии приняли Таинство Крещения из его рук.

Безусловно, он был сыном своего времени. Он совмещал пастырские труды с общественной и политической деятельностью, и, как посол короля Португалии и апостольский нунций обладал определённой властью, которую использовал главным образом для того, чтобы ограничивать жадность и беспринципность европейских торговцев. Он считал себя обязанным заботиться не только об обращении язычников, но и о нравственном состоянии тех, кто считал себя христианами. Сегодня принято считать, что Церковь не должна вмешиваться в политику, а многие хотели бы полностью вытеснить её и из социальной и общественной жизни. Общим местом стал некий собирательный образ пронырливого священника эпохи великих открытий, погрязшего в интригах, и мы постоянно забываем, что многочисленные подвижники-миссионеры, отправлявшиеся в Индию, в Новый Свет, на Дальний Восток были единственной силой, сдерживавшей, благодаря авторитету Церкви, алчность и жестокость завоевателей. Он горел желанием спасти от ада все души и потому, стремясь к подлинному и глубокому обращению, тем не менее, не отказывался и от массовых крещений. Его деятельность была отмечена не только успехом, но и потерями, и сопротивлением. Так в 1543 г. он узнал, что шестьсот новообращённых были убиты за то, что отказались возвратиться к языческим верованиям.

После успеха миссии в Индии им были предприняты посещения Цейлона и островов Молуккского архипелага.

Здесь он познакомился с Андзиро, японцем из Кагосимы, специально прибывшим в Малакку, чтобы встретиться с миссионером, о котором он много слышал. Эта встреча предопределила направление следующего путешествия о. Франциска. Неотложные дела, связанные с миссией в Индии и поездкой в Кантон заняли около полутора лет, а затем 15 августа 1548 г. в сопровождении Андзиро он прибыл в Японию, где первыми принявшими крещение стали сам Андзиро и около ста человек из числа его родственников. В Японии Франциск Ксаверий провёл более двух лет, изучил японский язык, добился приёма у князя Ямагути и получил от него разрешение проповедовать. 3 декабря 2012г. - память святого Франциска КсаверияОн искренне восхищался нравственными качествами японцев и присущим им чувством чести, называя их «лучшим из всех народов». Результатом его проповеди в Японии стали христианские общины в Хирадо, Ямагути и Бунго.

Его влёк Китай, средоточие всех знаний Дальнего Востока, несмотря на то, что само нахождение в этой стране европейца было связано с риском немедленно угодить в тюрьму. Попасть туда легально было почти невозможно. Тем не менее, весной 1572 г. святой предпринял попытку отправиться туда, но по ряду обстоятельств был вынужден возвратиться с половины пути. В сентябре 1552 г. он переправился на остров Шанчуань, где некий контрабандист согласился нелегально доставить его в Китай. Его поездки были полны опасностей и сопряжены с большими физическими усилиями – приходилось преодолевать большие расстояния, пешком или на каботажных судах, выносить зной и холод, голод и жажду, недостаток всего самого необходимого для поддержания жизни, а эта новая обещала стать самой опасной. Однако, планы миссионера не осуществились. За десять лет силы Франциска совершенно истощились. 21 ноября 1552 г. совершив мессу он потерял сознание. Спустя 11 дней, 3 декабря он умер в одинокой хижине на острове Шанчуань, глядя на берег Китая, которого ему не суждено было достигнуть. При нём был только слуга-китаец Антоний, обращённый им в христианство. Умирая, святой несколько раз повторил: «Иисусе Христе, сын Давидов, помилуй меня! Матерь Божия, вспомни обо мне!».

Слуга похоронил его там же, на острове. Позднее тело его, оставшееся нетленным, было перенесено в Малакку, а оттуда в Гоа, где оно покоится и сегодня в базилике Иисуса Милостивого.

Папа Павел V причислил его к лику блаженных 21 октября 1619 г., а 12 марта 1622 г. в один день с Игнатием де Лойола, обратившим его, Папой Григорием XV он был провозглашён святым.

С 1748 г. святой Франциск Ксаверий почитается как покровитель Востока, с 1904 г. как покровитель распространения веры, с 1927 г., вместе со святой Терезой Младенца Иисуса как покровитель миссионеров, памятники ему установлены в Нагасаки, в Гоа, в Малакке, во всех странах, куда он принёс веру во Христа.

- Анна Кудрик

 

Share
Новости Российского Региона Общества Иисуса
Новости со всего света
SJ в истории
Jesuit Links

                       facebook 

РУС-КАТ-ЛИНК