Я убежден, что страх играет гораздо большую роль в нашей жизни, чем мы думаем или хотим признать. Каждый раз, когда я отправляюсь на свои ежегодные духовные упражнения, чтобы помолиться и отдохнуть, я спрашиваю себя: «Чего я сейчас больше всего боюсь?» Это всегда ведет к плодотворному диалогу с Богом.

Сегодняшнее испытание совести призывает нас войти в это темное место в наших сердцах и душах и встретиться лицом к лицу со своими страхами. Чтобы разобраться в наших страхах, нужны усилия и мужество. Нередко я обнаруживаю, что корнем моего страха является не то, что мне представлялось изначально. Результатом такой духовной работы может быть большое утешение, но это задача не для малодушных. Поэтому я бы посоветовал углубляться в свои страхи только тогда, когда на это хватает сил. В противном случае лучше отложить это на другое время.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

  1. Я посвящаю несколько минут тому, чтобы поблагодарить Бога за милости, полученные сегодня, большие и маленькие.
  2. Просматривая свой день, я спрашиваю Бога: «Где страх играл важную роль в моих мыслях, словах, действиях и бездействии?» Не успокаиваюсь, пока не найду ответ на этот вопрос. Поиск может занять некоторое время. Когда мне удается обнаружить какой-то страх, я продолжаю наблюдать, не хочет ли Бог показать мне другие случаи, когда этот страх дал о себе знать. (Часто ответ, который первым приходит на ум, не самый важный.)
  3. Осознав свой самый большой страх, я сосредотачиваюсь на нем. Чего я боюсь? Вслух говорю Богу: «Господи, я боюсь…» Что конкретно меня так пугает? Чего я больше всего боюсь? (На этом этапе я пытаюсь перейти на более глубокий уровень страха. Например, «Я боюсь расстроить своего начальника» может привести к «Я боюсь быть уволенным», что, в свою очередь, может выявить страх: «Я боюсь, что не смогу сохранить свою семью». Только сейчас мы выясняем, что происходит!) Пытаюсь постепенно докопаться, чего я боюсь в глубине души. Как понять, что дошел до самой сути? Когда обнаружу что-то такое, от чего у меня перехватит дух, и будет сложно даже озвучить это.
  4. Затем я набираюсь смелости, чтобы рассказать об этом страхе Богу. Повторяю его вслух снова и снова, пока не почувствую, что делать это стало легче. Говорю с Богом о своем страхе и остаюсь открытым на любые слова и жесты с Его стороны.
  5. Задаю Богу важный вопрос: «Господи, этот страх реален или иррационален?» Например, некоторые люди обнаруживают в себе подсознательный страх потерять работу или супруга, но в то же время их сознательное, рациональное «я» знает, что это практически невозможно. В таком случае я прошу Бога позволить мне осознать этот страх, но чтобы он не контролировал мои мысли, слова и действия. С другой стороны, если страх рациональный (мне действительно грозит увольнение с работы), то я прошу Бога: «Господи, что мы с Тобой тогда будем делать? Как мы справимся с этим?». Если я слушаю внимательно и с душевным спокойствием, Бог часто именно в этот момент вступает в диалог, утешая меня, указывая на выход даже из самой сложной ситуации. Возможно, Бог покажет мне, как даже через такие трудности происходит духовный рост и исполнение воли Божьей. Исследования показали, что в течение шести месяцев люди восстанавливаются даже после самых травмирующих жизненных переживаний. Если это верно для людей в целом, то тем более для тех, кто имеет близкие отношения с Богом!
  6. Думая о завтрашнем дне, прошу Бога о необходимой благодати, чтобы не поддаваться этому страху. Молюсь о смелости, мужестве, спокойствии ума и сердца, уповании на Бога и послушании Божьему Провидению.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Автор: Марк Тибодо SJ

Источник: Ignacjański rachunek sumienia Marka E. Thibodeaux SJ