~6 мин чтения

Иисус сказал ученикам Своим: как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Мф 24, 37-44

Тьма, в которой засияет свет

Период Адвента в нашей части света совпадает с временем, когда дни становятся все короче, а ночь — длиннее. Мы ждем того переломного момента, когда свет «победит», и день наконец начнет постепенно удлиняться. Именно тогда мы празднуем Рождество: то великое событие, когда в нашем мире воссиял «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1, 9).

Пока же мы ждем этого момента, все яснее становится, как сильно нам нужен истинный Свет, который приходит, чтобы рассеять тьму.

В сегодняшнем первом чтении слышим приглашение пророка: «Придите, и будем ходить во свете Господнем». Исаия уточняет, что это значит в первую очередь: «И перекуют мечи свои на орала […]: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Как же остро звучит этот призыв сегодня, когда мы являемся свидетелями войн и ужасных преступлений, их сопровождающих!

Время, в которое нам приходится жить, кажется темной ночью из‑за насилия, несправедливости и множества других проявлений зла в нашем мире, обществе и, возможно, также в нашей личной жизни.

Период Адвента — это повод осознать, что нам действительно нужно спасение, вмешательство Того, кто может изменить состояние вещей, кто может рассеять ту тьму, в которую погрузился мир.

Человек не может спастись сам: только в своей фантазии Мюнхгаузен мог вытащить себя за волосы из трясины. Чтобы мы были спасены, нас должен посетить «Восток свыше, [чтобы] просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк 1, 78-79). «Ночь темнее всего перед рассветом», — гласит пословица: это время Адвента может стать для нас временем надежды, когда мы, осознавая бездну зла, призовем имя Бога и с верой будем ждать Его вмешательства как Единственного, кто может нас спасти, одновременно стараясь всем сердцем быть послушными Его слову, которое несет свет и имеет власть рассеять тьму.

Бодрствовать — не спать духовно

Слова Писания, которые мы слышим сегодня в литургии, напоминают нам о том, чем заканчивается земное существование человечества и каждой человеческой личности: судом Господа «над народами» и пришествием Сына Человеческого. В евангельском отрывке много раз повторяется слово «пришествие», «приидет».

Стоит обратить внимание на то, что Иисус, проводя параллель с днями Ноя, перечисляет обычные человеческие занятия: «ели, пили, женились, выходили замуж», трудились… «Заберется» ли кто‑то в Царство Божие или нет, зависит не от внешних действий, а от внутреннего состояния. Это состояние выражается в том, чтобы «бодрствовать» и «быть готовыми».

Для тех, кто не бодрствует, то есть духовно «спит», не замечает Божьего присутствия и, таким образом, не осознает истинной ценности вещей, — человеческие занятия становятся самоцелью или, лучше сказать, ограничиваются материальным, земным горизонтом и узким личным интересом.

Вместо того, чтобы быть средством достижения нашей вечной цели в Боге, они превращаются в то, что управляет нами, а не наоборот. Чтобы этого не произошло с нами, Адвент традиционно является также временем, когда мы решаем отказаться от второстепенных вещей, которые отнимают слишком много времени, внимания и энергии, отвлекая нас от главного — от сосредоточенности на Господе.

Адвент — это не пост, а период аскезы: «аскеза» с греческого переводится как «упражнение, практика». Нам нужны духовные упражнения так же, как телу требуется нагрузка. Смысл этой аскезы подытоживает святой Павел во втором чтении: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Вспомним, что под «плотью» апостол здесь подразумевает не физическую часть нашего существа как таковую, а то измерение человека, которое противостоит духу, находится под властью «тьмы». Другими словами, ожидание пришествия Господа — прекрасный повод честно взглянуть на то, что мешает мне быть открытым для Бога, что порабощает меня, делает слишком зависимым от земных вещей.

Облечься во Христа

«Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа», — призывает апостол Павел, указывая путь к спасению и одновременно объясняя, что значит «облечься в оружия света», как он писал ранее. Одежда в Священном Писании указывает на идентичность человека. Чтобы быть готовым к пришествию Господа во славе, нам нужно «облечься» в Него, принять Его идентичность как Возлюбленного Отцом, посланного в мир, чтобы принести свет человечеству.

Иисус говорит Своим ученикам: «Вы — свет мира» (Мф 5, 14), и нам стоит с доверием принять это послание, осознавая, конечно, что не своим собственным светом мы способны светить, а настолько, насколько проникнуты светом Христа. Чтобы проникнуться им, нам необходимо выйти навстречу Его присутствию в молитвенном бдении, внимая словам спасения, звучащим в Евангелии и других Священных Писаниях. В литургических чтениях этого периода Церковь напоминает нам о чудесных Божьих обетованиях, которые непременно исполнятся для тех, кто верит.

В этот период Адвента, отвергая второстепенное, да создадим мы пространство для Господа, чтобы Он преобразил нас Своим любящим, живительным присутствием.

Между Своим первым пришествием в смирении и вторым пришествием во славе Господь посещает нас ежедневно, и именно в этой повседневности мы учимся распознавать Его скрытое присутствие. Пусть период Адвента поможет нам настроиться на Его волну. Аминь.

Автор: Виктор Жук SJ

Изображение: мозаика в монастыре Хора (Vincent_St_Thomas / Getty Images)