Св. Петр Канизий родился в Нимейене в нынешней Голландии в 1521 г. Обучался в Кельне, где и вступил в Общество Иисуса. Рукоположение в священники принял в 1546 г. Для дальнейшего служения отправился в Германию, где в течение многих лет защищал и укреплял католическую веру. Он опубликовал множество сочинений, самый значительный из которых – Катехизис. Умер во Фрибурге в Швейцарии 21 декабря 1597г. в 1925 г. Пий XI причислил его к лику святых и объявил Учителем Церкви.
Хотя Канизий жил в период, сопровождавшийся крушением единства Запада и религиозными конфликтами периода реформации, ничто из этого, казалось, не поколебало его внутренней жизни. Его личность отмечена целостностью, которую ему удалось сохранить в смутное время, глубоко повлиявшее на современников. Канизий обладал твердостью религиозных убеждений, благодаря чему был свободен от многих внешних воздействий. Когда все ставилось под сомнение, когда буря новых идей и лозунгов грозила вырвать с корнем традиционные убеждения, он оставался невозмутимым. Канизий, глубоко убежденный в истинности традиционной формы христианской жизни, сохранял свою позицию в Церкви. Основы его собственной жизни были так крепки, что никакая буря не могла сотрясти их. Письма и заметки Канизия не содержат никакого отголоска проблем его эпохи, или высказываний личного отношения к ним. Для него, между учением Церкви и христианской религией, не могло быть противоречия, и он никогда не чувствовал себя обязанным делать какой-то выбор между ними. Канизий действительно признавал слабые пункты в жизни Церкви и обращал на них внимание с беспрецедентной честностью. Но это никогда не заставляло его сомневаться в учении Церкви или в обоснованности некоторых аспектов ее жизни, даже тогда, когда доходило до явных злоупотреблений (касалось это таких вопросов, как торговля святыми мощами, индульгенциями, нажива на паломничествах и т.д.). Осознание этого, по мнению Канизия, означало попросту призыв к усилиям, направленным на искоренение подобных отклонений.
Отношение к Церкви
Злоупотребления использовались критиками Церкви как аргумент против нее самой. Распространялось мнение, что лучше отказаться от некоторых элементов учения Церкви и обрядов, чем давать очередной повод ее противникам. Канизий восставал против такого мышления. Он не поддерживал те группы в Немецкой Церкви, которые считали, что задержать прогрессирующий распад Церкви можно при помощи компромиссов и уступок. Чем более безнадежной казалась ситуация, тем более ревностно действовал Канизий.
Его твердое желание служить Церкви, непоколебимая уверенность, что Бог обитает в ней вопреки человеческой слабости, были отличительными чертами его духовности. Однако его приверженность Церкви была отнюдь не фанатичной. Биографы указывают на его терпимость к тем, кто придерживался иных взглядов. Его высказывания, по сравнению с полемикой той эпохи, кажутся необычайно мягкими. Даже в среде своих собственных друзей он старался смягчить агрессивный тон, свойственный той эпохе. Дело было не только в соблюдении внешней формы. Канизий проводил необычное по тем временам различие между теми, кто покидал Церковь умышленно, и теми, кто был разлучен с ней без какой-либо вины со своей стороны. Его снисходительная и мирная позиция во многом обязана влиянию Пьера Фавра, который всю жизнь оставался для Канизия образцом для подражания.
Преданность делу
Канизий говорил о себе сдержанно и очень неохотно. О Вдохновении, которым он был одержим, о религиозном рвении и любви, переполнявшими его, он не говорил никогда, вероятно, из-за некоторой застенчивости и неуклюжести речи. Однако главная причина его молчания, вероятно, в том, что он сознательно отвел себе второстепенную роль. Труд для Канизия был ценен сам по себе. Преданность своему делу, преданность, умаляющая собственные желания и не имеющая никаких признаков культа личности, определяла его духовную жизнь, его отношения с Богом. Те сочинения, которые дошли до нас, указывают на его крепкую связь с традицией. Тексты составлены из переплетенных отрывков Писания. В сочинениях Канизия мы не находим оригинальности или богатства воображения. Поэтому молитвы, сочиненные им, лишены его личностных черт, и их может использовать каждый. В своей “Общей молитве” ему удалось придать такую форму и вид мыслям, нуждам и желаниям своих современников, что верующие могли использовать ее, не думая об авторе. Его понимание главного и вечного помогло ему избрать такие просьбы, которые актуальны до сих пор.
Рабочая программа Канизия
Своим главным наследием Канизий считал твердое католическое учение, которое передали ему родители, и сохранение его для немецкого народа стало делом его жизни. Хотя по натуре он был спокойным и сдержанным, в этом отношении он проявлял настоящую страсть. Он осознавал и мгновенно замечал все опасности своего времени. Программу своей работы он приспосабливал ее к актуальным нуждам. Отсюда и разнообразие его занятий — от катехетического наставления до богословских исследований. Он был необычайно талантлив и работал с большой легкостью и трудолюбием. Лекции, сочинения, проповеди, административная работа, обучение молодежи, церковная политика – все эти обязанности сменяли друг друга в его жизни. Где бы ни был Канизий, он всегда твердо стоял на своем и добивался успеха, решая насущные проблемы и откликаясь на нужды своей эпохи.
Неравные силы
В эпоху Реформации на стороне противника, казалось, было все — влиятельные люди, энтузиазм и инициатива. Канизию приходилось довольствоваться малыми средствами, меньшими силами и зачастую менее значительной поддержкой. “Петр спит, а Иуда бодрствует!” – так кратко он выразил свое мнение о сложившемся положении. Он посвятил себя самой отчаянной задаче, зная, что очевидных результатов ему не добиться. Однако он не падал духом, и вдохновлял тех, кто боялся и тревожился. Именно в этом проявилось величие Канизия – он продолжал работать без всякой видимой надежды, в пустоте, следуя делу всей своей жизни верно и неуклонно. “Мы знаем мало примеров такой преданности делу, когда весь человек, вся его личность поглощаются работой. Петр Канизий сам преобразился в дело всей жизни” (Петер Липперт, S.J.).
память 27 апреля
ещё…
«Пётр спит, а Иуда бодрствует» — так охарактеризовал своё время, время, когда казалось, что Реформация уверенно побеждает и Католическая Церковь вынуждена отступать и почти погибла, святой Пётр Канизий, священник и Учитель Церкви, которого принято называть «вторым апостолом Германии».
Йозеф Лортц в своей «Истории Церкви», описывая состояние, в котором находилась в то время Католическая Церковь в Германии, пишет, что «…Епископ Фрайзингский Марий, посвятивший всю жизнь борьбе против Реформации, был настолько разочарован, что в 1538 г. заявил о том, что потерял веру в спасение. Капитул Базельского собора ясно высказался в том смысле, что считает победу Реформации окончательной. Кохлей и Экк, которые отдали жизнь преданному служению Церкви, на закате дней выражали глубокое разочарование в результатах своих усилий».
Разные периоды в истории человечества, истории Церкви или истории отдельных семей требуют разных проявлений святости. Иногда это мученичество и свидетельство о Христе перед лицом смерти, иногда отдание своей жизни за другого человека, иногда служение Христу в бедных и больных, иная же ситуация требует совсем иного – тяжкого и упорного ежедневного труда, без особой надежды когда-либо увидеть плоды своих усилий, пути во тьме, когда кажется, что свет никогда не воссияет, и только твёрдая вера в то, что иного пути к спасению нет, и не может быть, поддерживает идущего.
Именно такой святости потребовало от святого Петра Канизия его время.
Пётр Канизий, учёный-богослов, основатель провинции ордена иезуитов в Германии и первый иезуит-голландец, родился в Неймегене 8 мая 1521 г. в то самое время, когда в Вормсе был принят знаменитый Вормсский эдикт, объявлявший Мартина Лютера еретиком и врагом империи, а в далёкой Памплоне получил тяжкое ранение в ногу баскский дворянин Игнатий де Лойола, будущий основатель Общества Иисуса.
В то время Неймеген относился к Германии. Отец будущего святого принадлежал к известной в городе семье, получил образование в Парижском Университете, а по возвращении домой девять раз избирался бургомистром своего города. В 1519 году он женился на дочери фармацевта Эгидии ван Ховенинген, которая и стала матерью его первенца, а спустя некоторое время родила ещё двоих детей. Вскоре после рождения третьего ребёнка Эгидия умерла, но в памяти сына остался её ясный образ — образ любящей, разумной и глубоко укоренённой в католической вере женщины. В своей «Исповеди» он писал, что незадолго до смерти мать предостерегала отца от соблазнов новой, быстро распространявшейся веры и убеждала его и детей твёрдо держаться учения Католической Церкви. Спустя три года после смерти матери отец Петра женился на Венделине ван ден Берг, которая родила ему ещё восьмерых детей (один из которых, как и Пётр, впоследствии стал иезуитом), но никогда не делала различий, как вспоминал в «Исповеди» Пётр, между детьми. Новая мама ребёнка (он вспоминал, что никогда не смотрел на неё как на мачеху) также твёрдо придерживалась католичества, как и та, что ушла на небо, и дети воспитывались в преданности вере и Церкви. В детстве Пётр прислуживал в церкви во время литургии, стараясь подражать священнику, его жестам, пению, и в это время испытывал особенную, глубокую радость. Мальчик был очень способным, и отец, как это часто случается, мечтал о том, что его богато одарённый сын сделает блистательную карьеру. К разочарованию отца, строившего радужные планы, он в 1536 году поступил в Кёльнский Университет, где начал изучать богословие. Вероятно, здесь он и научился искусству вести богословские диспуты, не раз вступая в споры с приверженцами учения Лютера. В Университете Пётр познакомился с иезуитами и в 1543 г вступил в Общество Иисуса. В 1546 году его рукоположили во священника.
После окончания Университета он занимался издательской деятельностью, писал труды по истории Церкви, с 1548 по 1549 г. преподавал в Мессинском Университете на Сицилии. В 1549 году принёс вечные обеты в Обществе Иисуса.
Тем временем, Реформация получает всё большее распространение в Европе. Особенно серьёзный успех сторонники Реформации имеют в Германии. В 1530 году в Аугсбурге терпит крах попытка найти компромисс между Реформацией и Католической Церковью. Обвиняя Католическую Церковь в действительно существовавших ошибках и злоупотреблениях, сторонники Реформации видят причину недостатков и проблем, существующих внутри Церкви, не в греховной природе человека, не в ошибках церковных и светских политиков, но в ошибочности самого её Учения. Среди католиков находится достаточно много людей, считающих, что можно пойти на догматические уступки, чтобы добиться мира. В 1544 году на территории Германии официально прекращаются судебные процессы против последователей Лютера. Некоторым начинает казаться, что спасти Католическую Церковь от гибели и разрушения уже невозможно.
Святой Пётр Канизий, священник и Учитель Церкви В 1549 году основатель Общества Иисуса, св. Игнатий Лойола, по просьбе о. Петра Канизия, отдаёт распоряжение служить мессы за Англию, Германию и страны Северной Европы, охваченные Реформацией, а в феврале того же года начинает готовить миссию отцов Жэ, Сальмерона и Канизия в Германию. С 1549 по 1552 год о. Пётр Канизий является ректором Венского Университета. Ведя полемику со сторонниками Реформации, он с беспрецедентной честностью признаёт справедливость многих обвинений в адрес Католической Церкви, но всегда убедительно доказывает, что её несовершенства никоим образом не связаны с её учением. Он ведёт полемику со своими оппонентами, избегая резкости, обвинений и каких бы то ни было проявлений высокомерия или агрессии, хотя всё это было свойственно в то время обеим враждующим сторонам. Более того, он утверждает, что необходимо проводить черту между теми, кто оставил Церковь умышленно и осознанно и теми, кто был разлучён с ней непреднамеренно, подчёркивая, что эти люди не несут никакой вины за своё отклонение от истинного пути. Комментируя это утверждение святого, папа Бенедикт XVI отмечает, что таким образом он первым сформулировал право человека на религиозную свободу. Его проповеди и лекции пользуются заслуженной популярностью и снискивают ему уважение среди самых яростных противников Католической Церкви. Ему трижды предлагают занять епископскую кафедру, и он трижды отказывается сделать это, так как свою миссию видит в том, чтобы сохранить католическую веру в Германии. Он считает необходимым разъяснять истины веры, заниматься катехизацией, и при этом, прежде всего, обращается к молодёжи. Именно с этим связан самый известный аспект его деятельности. В этот период вышли в свет три катехизиса, написанных Петром Канизием. Каждая из этих книг была предназначена для определённого круга читателей, различного возраста, уровня грамотности и образования и каждая давала читателю твёрдые знания о том, в чём заключается суть католической веры. Только при его жизни они выдержали более 200 переизданий, став одними из самых востребованных книг своего времени.
В 1556 г. Пётр Канизий становится провинциалом Общества Иисуса в Германии и в этом качестве продолжает трудиться без устали на благо Католической Церкви. Он основывает многочисленные иезуитские школы, разворачивает широкую катехизаторскую деятельность, пользуется серьёзным политическим влиянием при дворе императора Фердинанда и при этом остаётся учёным богословом и ярким проповедником. Необычайно талантливый и трудоспособный, он черпает силы в молитве, которую считает не менее важной составляющей духовной жизни, чем участие в литургии, утверждая, что только благодаря неустанной молитве «можно жить в тесной дружбе со Христом».
Знавшие Петра Канизия люди характеризовали его как человека суховатого, застенчивого, нерасположенного говорить о собственных чувствах и переживаниях. Его литературный стиль не отличался блеском, но в нём была сила убежденности и правды. Он не был идеалистом, и ясно видел проблемы и ошибки современной ему Церкви, но считал, что говорить об ошибках надо для того, чтобы исправлять их, а не для того, чтобы разрушать Церковь. И был уверен в том, что само по себе Учение Церкви безошибочно.
Участник Тридентского Собора, именно он в 1565 г. способствовал тому, чтобы документы и решения Собора были доставлены на территорию Германии, что само по себе было в то время, в XVI веке, не таким простым делом – материалы Собора составили багаж в «три мешка книг», которые не просто было провезти по территории неспокойной Европы, охваченной религиозными волнениями.
В 1580 году Пётр Канизий уехал из Германии, где оставил прекрасно организованную провинцию ордена с многочисленными школами, в Швейцарию, где в городе Фрибурге основал ещё одну иезуитскую школу, впоследствии преобразованную во Фрибургский Университет. Здесь 21 декабря 1597 года он и умер.
Он был причислен к лику святых и объявлен Учителем Церкви папой Пием XI в 1925 г.
На общей аудиенции 9 февраля 2010 г. папа Бенедикт XVI, обращаясь к собравшимся, напомнил, что на трёх катехизисах святого Петра Канизия на протяжении столетий были воспитаны многие поколения немцев, но самым главным делом святого стал пример его собственной жизни, которая показывает, что: «…апостольское служение играет решающую роль, производя спасительные плоды в сердцах лишь при условии, что проповедник является свидетелем Иисуса и умеет быть орудием в Его распоряжении, в тесном единении веры в Его Евангелие и в Его Церковь, посредством цельной нравственной жизни и неустанной молитвы с любовью. Это относится к каждому христианину, стремящемуся жить в верности Христу».
Анна Кудрик
Свежие комментарии