Многим европейцам, азиатам и африканцам имя иезуита Жозе ди Аншиеты (Jose de Anchieta) почти не знакомо, однако этого нельзя сказать о жителях Бразилии, чье правительство в 1965 г. объявило Аншиету национальным героем и основателем города Сан-Паулу. То, что день Аншиеты был провозглашен национальным праздником, говорит само за себя и объясняет, почему для бразильцев он не просто фигура из прошлого, а человек, память о котором все еще жива. Он все еще присутствует среди бразильских верующих; именно он учил их, основал движение за улучшение условий их жизни в свете Евангелия; именно он принес им веру и продолжает заступаться за них; именно ему они молятся.

За пределами Бразилии он известен в других латиноамериканских странах и на противоположном берегу Атлантического океана, особенно на Канарских островах, где он родился в 1534 году, и на Иберийском полуострове, где он провел свои ранние годы и получил образование. Он был миссионером-иезуитом и в век великих миссионерских кампаний провел годы своей трудовой жизни, неся народам отдаленных земель веру в Иисуса Христа и в прогресс, которого Бог желает для всех народов.

Будучи студентом университета в Коимбре, в 1548 году, Аншиета заслужил любовь собратьев благодаря своему открытому и доброжелателному характеру, на что не влияли тревожившие его время от времени приступы депрессии. Однажды, пребывая в таком состоянии, он преклонил колени перед статуей Пресвятой Девы Марии в Кафедральном соборе Коимбры, и неожиданно на него снизошло ощущение такого покоя, что он тут же дал обет целомудрия и решил полностью посвятить себя служению Богу. Это было в 1551 году.

Вести с Востока о миссионерском рвении Франциска Ксаверия вдохновили Аншиету и он решил последовать по его стопам, став иезуитом. Так 1 мая того же года он поступил в новициат Общества Иисуса в Коимбре.

Аншиета очень хотел отправиться с миссией за океан, но непосредственной причиной его назначения в Бразилию стало то, что врачи прописали ему долгосрочный отдых в климате, который был бы лучше португальского. Таким образом они надеялись облегчить боль от травмы позвоночника, которую Аншиета получил, когда ему на спину упала лестница-стремянка. Но Бог, видимо, имел другие замыслы. Аншиета отправился в плаванье 8 мая 1553 года и прибыл в Баия-де-Тодос-ос-Сантос 13 июля. После периода акклиматизации, во время которого он преподавал латинский язык детям переселенцев и старался усовершенствовать собственное знание языка туземных индейцев, Тупи, он отправился путешествовать вместе с разными, сменявшими друг друга экспедициями, с которыми ему предстояло пройти тысячи миль сквозь девственные леса. Все это он совершал несмотря на боли в спине, затруднявшие ему верховую езду. Тем не менее, и тогда, и потом он отказывался путешествовать, как богатые господа, которых рабы носили на носилках.

Аншиета был в Бразилии, как представлялось ему самому, ради простых и скромных индейских народов. Он старался сблизиться с ними в общении, участвовать в их жизни, научиться понимать их привычки и обычаи, их характер и образ мыслей, их нравственные и религиозные представления. В то же время он не закрывал глаза и на их явные недостатки и слабости: их леность и праздность, их изменчивые и безответственные инстинкты, их пьянство и разврат, то особое значение, которое они придавали мести, и, прежде всего, их необычайную жестокость.

В октябре 1553 года знаменитый o. Мануэль да Нобрега, мужественный настоятель Миссии, отправил его в Сан-Виченти. Путешествие в открытом море длилось два месяца, и лишь в сочельник Аншиета и его товарищи достигли цели. Из Сан-Виченти он отправился в деревню Пиратининга, где 24 января 1554 года группа поселилась в бревенчатой хижине. Ее построил для миссионеров индейский вождь Тибрика. Поскольку праздник Обращения св. Павла приходился на следующий день, 25 января, новое жилище посвятили Апостолу язычников. Таково скромное происхождение сегодняшней метрополии Сан-Паулу, которая считает блаженного Аншиету одним из своих основателей. В те десять лет, которые ему предстояло провести с миссией в Пиратининге, его ожидали великие свершения.

Дух миссии Аншиеты и его рабочие методы
Все, что видел и переживал молодой монах, убеждало его в том, что миссионерская работа с первобытным народом потребует огромных усилий, почти сверхчеловеческого терпения и, прежде всего, безграничной христианской любви. Он также понимал, что потребуется очень широкая и глубокая образовательная программа, чтобы подготовить и привести этих людей к обращению в католическую веру и утвердить их в ней. Он видел мудрость тех методов работы, которые уже внедрили его собратья-миссионеры, и постоянно применял и совершенствовал их. Так, он собрал индейцев в aldeias (деревушки, построенные в окрестностях часовни или церкви), где они обрели постоянное жилище и под руководством миссионеров учились не только регулярно трудиться, но и жить согласно основам христианской веры и нравственности.

Чтобы достичь этого идеала, –воплотившегося в знаменитых иезуитских редукциях в Парагвае, — миссионер должен был делать все, что было в его силах, для развития новообращенных и в особенности детей, для которых сразу же были организованы школы (которые постепенно совершенствовались), где их обучали различным необходимым в деревнях ремеслам. Мало-помалу индейцев нужно было переводить на более высокий уровень цивилизации и культуры, чтобы они были лучше подготовлены к восприятию Христовой благодати и ответу на нее.

На протяжении десяти лет в коллегии в Сан-Паулу Аншиета трудился, не покладая рук, сталкиваясь со всевозможными трудностями, проблемами и опасностями и будучи “всем для всех”, даже когда старая позвоночная травма причиняла ему острую боль. Его труд не был пустым, хотя он и терпел неудачи и разочарования, которыми наполнена повседневная жизнь любого апостола Божия.

Настоятели Аншиеты так высоко ценили его, что в 1563 году, когда он был еще схоластиком, настоятель провинции, Мануэль да Нобрега, избрал его своим ближайшим сотрудником. Совместно они предприняли очень трудную миссию к племени Тамойя, пытаясь разубедить его нападать на поселение Сан-Виченти (по наущению гугенотов). Во время долгих и сложных переговоров Аншиету в течение пяти месяцев держали в заложниках в Итаперойге, в то время как о. да Нобрега вернулся в Сан-Виченти, чтобы заключить мир между индейцами и португальцами. Несколько раз в Итаперойге Аншиете едва удалось избежать смерти от рук свирепых индейских вождей- каннибалов. Тамойя по одному переходили на его сторону, так как он непрестанно прилагал усилия, чтобы улучшить их духовное и материальное состояние. Особенно же глубокое впечатление произвело на них то, что его нельзя было соблазнить, нарушить обет целомудрия, и что он предпочитал ночь на улице в дождь и холод участию в пьяных оргиях, происходивших прямо в той лачуге, где его поселили. Именно при таких обстоятельствах Аншиета написал свои знаменитые стихи на латинском языке: De Beata Virgine Dei Matre Maria. Он начал сочинять изящные двустишья и, поскольку в его распоряжении не было бумаги, писал их на прибрежном песке и учил наизусть, чтобы должным образом записать их позже. Мир был, в конце концов, заключен, и Аншиета смог вернуться в Сан-Виченти, а потом и в Сан-Паулу.

Во время страшной эпидемии оспы в 1563 и 1564 г.г., косившей население окрестностей Сан-Паулу, раб Божий трудился неустанно, заботясь о больных и неся им утешение нашей веры. Его неподдельное самоотверженное милосердие и его постоянная готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения индейцев принесли великие плоды, среди которых было не только крещение умирающих. На самом деле, индейцы, теперь вполне убежденные в том, что молодой миссионер – их лучший друг, поняли, что он может делать все, что делает, силой той веры, которую проповедует и которую они стали считать драгоценным даром.

Когда Аншиета был все еще занят борьбой с оспой, он неожиданно получил поручение сопровождать Мануэля да Нобрегу в другой, еще более деликатной миссии. Отправившись в плаванье из Сан-Виченти на бригантине 19 марта 1564 года, он принял участие во всех переговорах, которые закончились основанием города Сан-Себастьян, современного Рио-де-Жанейро, в марте 1565 года. В конце месяца он отправился в Баию, где в соборе был рукоположен. В 1567 году он возвратился в Рио, а позже в том же году был назначен настоятелем иезуитских домов в Сан-Виченти и в Сан-Паулу.

Десять лет спустя, 8 апреля 1577 года, принеся четыре торжественных обета Общества, Аншиета был назначен настоятелем провинции Бразилии и пребывал в этой должности до 1587 года. Те двадцать лет, когда он был настоятелем, и особенно то десятилетие, когда он занимал должность настоятеля провинции, стали пиком карьеры этого неутомимого миссионера, который, несмотря на загруженность работой и тяжелые заботы, продолжал углублять свою молитвенную жизнь и свое единение с Богом, постоянно подтверждая добродетель, которую Церковь позже объявит героической. В эти годы он преодолел огромные расстояния, стремясь достичь каждой миссии, где работали иезуиты. Он давал им утешение и поддержку, брался за различные начинания и, не обращая внимания на змей и диких животных, предпринимал многочисленные экспедиции по неизведанным лесам в поисках индейских племен, все еще не знакомых с Евангелием. Так о. Аншиета стал движущей силой этого широкого миссионерского предприятия, и именно за это его по праву на века запомнили как святого апостола Бразилии.
Значение свидетельства Аншиеты – его жизни и труда

Во времена, когда Церковь все яснее осознает некоторые аспекты работы миссионеров, которые, будучи освещенными Евангелием, ведут к новым направлениям и видам деятельности, объединяющим общечеловеческий и христианский прогресс, личность и дело о. Аншиеты проливают новый свет на наши усилия и становятся источником вдохновения, указывая нам путь. Как неотъемлемые составляющие евангельской проповеди, темы инкультурации и общественного развития обретают в лице апостола Бразилии своего подлинного основоположника.

Как мы видели самой поразительной чертой жизни Аншиеты было его постоянное стремление приблизиться и приспособиться, насколько это возможно, к особенностям тех, кого он хотел привести – и приводил – ко Христу. С этой целью и благодаря своему усердию он сумел изучить очень трудный язык индейцев. Кроме того, он полностью разделял их образ жизни и постепенно научился понимать их мышление и привычки, замечать и ценить их качества, отмежевывая их от всего, что нельзя было примирить с Евангелием и с христианским образом жизни. Его знаменитый катехизис, который так много привнес в процесс обращения народов Бразилии (Мы ссылаемся здесь на знаменитый труд Аншиеты Doutrina Christiaa, Mistrios de Fe, dispastos a modo de dialogo em beneficio dos indios (Христианское учение: тайны веры, представленные в форме диалога для индейцев). Эта работа, обязанная своим появлением его глубокому знанию языков индейцев и их образа мыслей и чувств, а также их традиций, во многом способствовала совершенствованию способов катехизации), — один из ярчайших примеров его миссионерской тактики. Кроме того, нельзя недооценивать его успешные попытки распространения и углубления христианского благочестия среди новообращенных при помощи паралитургических служб, прекрасно приспособленных к их образу мыслей, их чувствам и способам их выражения; напротив, их следует в полной мере оценить и развивать далее.

Сегодня крепнет убеждение, что развитие человека, особенно в области социальной справедливости, является неотъемлемой составляющей евангельской проповеди Церкви. Мало кто из священников сделал столько, сколько Аншиета, чтобы найти пути и средства для постепенного улучшения условий жизни его Brasi – не только в области образования, но и в области труда, ремесел, изобразительного искусства и музыки, и всегда таким образом, чтобы подчеркнуть их собственные таланты и способности, принимая во внимание культурные корни, лежащие в основе их традиций и обычаев, и не накладывая на эти ценности чуждую им форму цивилизации. Жизнь в aldeias, которые он основывал и развивал, помогала индейцам привыкнуть к регулярному труду и позволяла им постепенно совершенствовать изначальные, первобытные условия их существования, углубляя свое чувство единства и солидарности, такое важное для них и такое близкое христианским идеалам любви, заботы и взаимной поддержки.

Аншиета – Божий человек, который, жертвуя собой, защищал права индейцев от проявлений несправедливости и плохого обращения со стороны переселенцев, значительно содействуя не только постепенному развитию их цивилизации, но и их личной и общественной безопасности. Так он вел их мало-помалу ко все более глубокому осознанию их ответственности за свое собственное общество как людей и как христиан.

Четыре века назад этот ревностный и неутомимый миссионер, верный сын Церкви и истиный член Общества Иисуса, под водительством Духа Божия употребил свои силы на совершение того вида апостольского служения, о котором Павел IV, а позже Иоанн Павел II так ясно высказывались, определяя задачи церковной миссии на всех континентах, в каждой стране, среди народов разных культур, на благо человека, сотворенного Богом и искупленного Иисусом Христом (Мы ссылаемся, в частности, на многочисленные выступления Иоанна Павла II во время его пастырских путешествий, особенно в Мексике, Бразилии, Центральной Америке и странах африканского континента).

Миссионерскую деятельность о. Аншиеты, его тонкую интуицию в вопросах методов евангельской проповеди и то мужество, которое он проявлял, применяя их, невозможно оценить по заслугам, не всмотревшись глубоко в его жизнь и не коснувшись источника той силы, которая направляла его: его непоколебимой веры и преданности Тому, Кто отдал за нас Свою жизнь. Очень значимо то, что люди, знавшие Аншиету наиболее близко, позже заявили, что своими миссионерскими успехами он был отчасти обязан своим врожденным способностям, но их глубочайшие корни – в его милосердии, великодушии и неистощимой доброте, которые можно объяснить только его глубоким единением с Богом.
Аншиета – Божий человек, Божий священник, человек, который силой своего единения с Богом смог возлюбить, как Он любил, и сблизиться со своими