Сердце как библейский символ объединяет в себе и свойство человека чувствовать, и способность принимать решения, выбирая направление своей жизни. Польский иезуит Яцек Прусак размышляет над тем, как игнатианская духовность интегрирует разум и чувства в процессе поиска воли Божьей.

***

Святой Игнатий, будучи мистиком повседневности, в принятии решений подчеркивал важность интеграции мыслей и чувств. Кроме того, выбор следует осуществить в контексте религиозного опыта личности. Для св. Игнатия важно, чтобы в процессе принятия решения возрастала чуткость личности на действие Бога. В “Духовных Упражнениях” Игнатий описывает три способа, или “времени”, в которых Бог по-разному направляет человека, стоящего перед выбором. Психологический гений св. Игнатия заключается в том, что в этот процесс он вписал динамику чувств и побуждает к поиску эмоционального подтверждения своего выбора.

Первое время – когда Бог «так действует на волю и привлекает ее, что такая благочестивая душа, не сомневаясь и не будучи в состоянии сомневаться, следует тому, что ей было явлено Господом» (ДУ 175) – характеризуется полным согласием сердца, разума и воли. Другое время принятия решения – когда чувства направляют нас то в одну, то в другую сторону. Чтобы найти Божью волю в такой ситуации, человек должен положиться на аффективные реакции утешения и оставленности. Третье время принятия решений сочетается с процессом интеллектуальных размышлений.

Желаемым результатом принятия решений согласно св. Игнатию является получение «неделимого результата» благодаря интеграции чувств и мыслей. У человека, осуществляющего выбор с помощью ума, Игнатий поощряет эмоциональное подтверждение данного решения. В таких ситуациях речь идет о слушании сердца: важно присматриваться, какие чувства являются эффектом данного решения, подтверждая его правильность или же ставя его под сомнение. Если после осуществления выбора преобладают положительные чувства – покой, радость, надежда, доверие, гармоничное сочетание разума и сердца, – то это подтверждает состояние духовного утешения. Если же преимущественно негативные чувства – сомнения, страх, беспокойство, уныние, – вероятно, выбор осуществлен преждевременно, на основании ложного распознавания воли Бога. Тогда требуется продолжить процесс распознавания до момента гармоничного сочетания чувств с рациональными основаниями. 

Чувства – необходимый компас на пути к Богу. Они показывают, что рациональное решение, приводящее в итоге к ощущению опустошенности, – не для меня. Для кого-то другого оно может быть вполне подходящим, но на данном этапе моей жизни не несет мне утешения. Мне подойдет выбор, ведущий меня к радости. Другие могут не согласиться с этим, но это их сердца, а не мое. Доверие к сердцу и его «эмоциональным ритмам» созвучно с евангельским учением. Иисус указывает на сердце человека как на источник, из которого рождается чувство, и учит, что мы, будучи людьми, опираемся не только на разум, а прежде всего учитываем способность чувствовать различные движения в наших сердцах (ср. Мк 7,21).

Психологи открыли, что люди добиваются в жизни успеха благодаря взаимодействию эмоций и интеллекта. В наше время часто говорят об «эмоциональном интеллекте». Человек, живущий полной жизнью, рассудительно обращается как к эмоциям, так и к фактам, с которыми имеет дело. Вопреки некоторым стереотипным убеждениям, которые периодически переносятся в духовную сферу и религиозное воспитание, наши чувства не только не подводят нас, а становятся ценным источником информации для правильного понимания происходящего. Пренебрегая информацией, поставляемой нам эмоциями, либо относясь к ним с недоверием и пренебрежением, мы обрекаем себя на принятие решений на основе неполной картины. Сердце движет поведением человека, потому что чувства – это основа наших поступков. 

В игнатианском методе делается серьезный акцент на укоренении жизненных выборов в данных чувств, а не на основе теоретических абстракций. Как подчеркивает американский иезуит Джон Футрелл, этот процесс указывает на «преемственность между мыслями плодом рефлексии и чувствами, которые сопровождают мысли и подтверждают либо же ставят под сомнение направление рефлексии; отсюда происходит растущее понимание, которое содержит в себе как мысли, так и чувства – иными словами, “прочувствованное знание». Вера не изменяет саму структуру осуществления выбора, однако придает ему дополнительное измерение. Оказывается, что метод распознавания, предложенный в XVI веке св. Игнатием Лойолой, выдержал испытание временем не только в христианской традиции. Его мудрость находит подтверждение в достижениях современной психологии. 

Яцек Прусак SJ

Источник: http://jesuits.org.ua/2016/11/12/емоційний-компас/

Перевод: Вероника Ржеутская

Фото: https://fotoskala.ru/