Некоторое время назад в издательстве WAM на польском языке вышла книга «Исповедник перед драмой сексуального злоупотребления». Данная книга является ответом на острую нужду: исповедник совсем один и может только здесь и сейчас с одной стороны слушать, а с другой – говорить. С разрешения Фундации св. Иосифа (она помогает жертвам сексуального насилия в Церкви от имени епископата Польши) ниже публикуем выдержки из этой книги – краткие советы исповедникам, в переводе монс. Сергея Тимашова. Помимо сказанного, хочется отметить: иногда исповеднику стоит озвучить, что ему нужно немного подумать, просить о минуте времени, чтобы собраться с мыслями. Иногда, конечно, можно даже попросить прийти еще раз с тем же. За это время можно посоветоваться, если, конечно, анонимность кающегося гарантирована. И еще одно важно: желательно, чтобы священник мог приступить к выслушиванию исповеди духовно и телесно упорядоченным, т. е. выспавшимся, спокойным, чтобы он имел возможность отдохнуть хотя бы в течение нескольких минут, если исповедей очень много, чтобы не был вынужден торопиться, но главным образом: чтобы исповедник был человеком молитвы, духовной жизни, настоящим учеником. 

Свящ. Штефан Липке SJ, секретарь Конференции католических епископов России, ответственный по защите несовершеннолетних

***

Напоминания исповедникам

(Источник: о.Т. Лишевский, о. К. Матушевский, «Исповедник перед драмой сексуального злоупотребления», Краков: WAM, 2021)

  1. Исповедь жертвы

Следует помнить, что внимательное выслушивание пострадавшего от сексуального насилия в этом случае важнее, чем долгие наставления исповедника. В наставлении, особенно если человек первый раз говорит о случившемся с ним насилии, исповедник должен: 

  • проявить уважение к нарушенным личным границам кающегося;
  • ясно назвать сексуальное злоупотребление злом, тяжким грехом против Бога и достоинства личности, травмой;
  • подчеркнуть, что это злоупотребление ни в коей мере не является виной пострадавшего;
  • подчеркнуть ценность того, что пострадавший решился рассказать о происшедшем исповеднику;
  • подчеркнуть, что Бог всегда стоит на стороне человека, пострадавшего от сексуального злоупотребления;
  • напомнить, что исцеление и прощение являются долгим путем, который только со временем приносит свои добрые плоды (т.е. не стоит бояться, что в этот момент не обнаруживается прощения по отношению к насильнику);
  • посоветовать воспользоваться вне исповеди помощью специалистов по преодолению травм (психологическая помощь и психотерапия – это нормально);
  • посоветовать позаботиться о своей безопасности и о безопасности других людей от повторения насилия путем подачи заявления о преступлении государственным и церковным властям.
  1. Исповедь близких жертвы

В наставлении необходимо обратить внимание на следующее: 

  • уважение, терпение и понимание, не подвергающее сомнению правдивость кающегося;
  • назвать сексуальное использование злом, преступлением, тяжким грехом, не оценивая при этом самого возможного преступника;
  • сочувствие кающемуся, если он испытывает боль от травмы близкого ему человека;
  • обсудить вопрос возможного чувства вины и ответственности;
  • подчеркнуть необходимость защиты тех, кто уже пережил сексуальное злоупотребление и возможных новых жертв (возможность заявления соответствующим властям);
  • посоветовать воспользоваться вне исповеди поддержкой других людей.
  1. Исповедь преступника

Вопросы, которые следует уточнить у кающегося в совершении сексуального злоупотребления:

  • Был ли это единичный случай, или ситуации повторяются? Как долго это происходит? Есть ли другие лица, которые были использованы сексуально? Каков их возраст?
  • Кем приходится кающемуся пострадавший человек (ребенок, родственник, ученик, подопечный, кающийся и т.д)?
  • Пользуется ли человек помощью специалистов, проходит ли лечение?
  • Проинформировал ли кого-либо о содеянном?
  • Что собирается теперь делать?

В наставлении необходимо напомнить о следующем:

  • напомнить об условиях раскаяния и проблеме действительности исповеди – необходимости встать на путь исправления вреда и принятия последствий своего поступка;
  • указать на необходимость помощи специалистов — психологов или психиатров, помощи в кризисах (желательно указать конкретные места получения такой помощи);
  • указать, если сексуальное злоупотребление является уголовным преступлением (в зависимости от возраста и обстоятельств) и рекомендовать явку с повинной;
  • если этот грех совершило духовное лицо, то указать, если он является каноническим преступлением, в зависимости от обстоятельств и рекомендовать сообщить соответствующим настоятелям. В случае подпадания под цензуры latae sententiae, предложить кающемуся возможность написать от его имени в Апостольскую Пенитенциарию;
  • напомнить кающемуся преступнику, что исповедник связан тайной исповеди, поэтому принятие последствий своих поступков возможно только если кающийся сам проинформирует о своих деяниях вне исповеди.