13 июня журнал La Civilta’ Cattolica опубликовал содержание частной беседы, состоявшейся между Папой Франциском и общиной иезуитов 31 мая, во время апостольской поездки Св. Отца в Румынию. Во встрече принимали участие 22 члена Общества Иисуса, в том числе настоятель европейско-средиземноморской иезуитской провинции отец Джанфранко Матараццо и ассистент генерального настоятеля Общества Иисуса для Южной Европы отец Хоакин Барреро.

Беседа, как обычно, проходила в форме вопросов и ответов. Первый вопрос, заданный иезуитами Папе, заключался в следующем: как вести себя в моменты испытаний, когда иезуиты подвергаются критике? «Нужно иметь терпение», – ответил Святейший Отец, констатировав, что «приходится нести на себе бремя разных ситуаций и жизненных обстоятельств». В моменты критики нужно проявлять кротость: «Сейчас не время убеждать или вступать в дискуссии», – пояснил Папа и посоветовал «не отвечать на нападки». Папа Франциск привел в пример отца Лоренцо Риччи, генерального настоятеля Общества Иисуса в 1758 году. В своих посланиях к собратьям он пишет, как иезуиты должны поступать в моменты испытаний: «Подражать Иисусу, Который молчал в ответ на обвинения».

Один из вопросов касался процесса признания несостоятельности брака. Иезуиты посетовали на трудности, которые испытывают епархиальные суды, и эти процессы становятся нескончаемыми.

Папа Франциск отметил, что трудности этих процессов вызваны еще и тем, что не все рассматриваемые браки недействительны, например, они терпят крах из-за психологической незрелости. В канонических матримониальных процессах есть риск впасть в казуистику. «Когда начался Синод на тему семьи, – пояснил Папа, – некоторые заявили, что, дескать, Папа созвал Синод, чтобы разрешить разведенным причащаться, – и продолжают так говорить до сих пор. На самом деле Синод проделал путь в области супружеской нравственности, переходя от казуистики декадентской схоластики к подлинно томистской морали. Тот пункт, в котором Amoris Laetitia говорит об интеграции разведенных, открывая гипотетическую возможность приобщения к Таинствам, был разработан согласно наиболее классической, ортодоксальной морали святого Фомы, а не в соответствии с декадентской казуистикой ʺможно или нельзяʺ».Румынские иезуиты спросили Папу о роли грекокатолической общины, которая, судя по всему, себя исчерпала, – тем не менее в ходе своей поездки в Румынию Папа беатифицировал семерых грекокатолических епископов. Святейший Отец убежден, что Церковь дышит двумя легкими, и «восточное легкое может быть как православным, так и католическим». «Существует определенная культура и пастырская жизнь, которую следует сохранять и оберегать, однако сегодня путь униатства неприемлем. Более того, я бы сказал, что сегодня он недопустим. Однако в сегодняшнем дне нужно уважать сложившуюся ситуацию и помогать грекокатолическим епископам работать с верующими».

Еще один вопрос к Франциску касался совета о том, как справляться с разногласиями между самими иезуитами. Папа отвечает, что разнообразие – это благодать: оно означает, что «Общество не отменяет личностей». Как же быть с разнообразием? – Через диалог в общине и конфронтацию в братском духе. Но Франциск также призывает: «Если речь о закрытых идеологических позициях, такое разнообразие не нужно», и с ним нужно бороться. Последнее слово Папы вдохновляет надежду: «Трудности никогда не должны парализовать. Нужно всегда идти вперед. Мир мы обретем по ту сторону… »

Источник: www.vaticannews.va

https://www.vaticannews.va/it/papa/news/2019-06/papa-francesco-incontro-gesuiti-civilta-cattolica-viaggio.html

https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2019-06/papa-segodnya-put-uniatstva-nedopustim.html

Текст беседы полностью (на английском языке): https://laciviltacattolica.com/stir-up-indifferent-conversation-with-jesuits-in-romania/