~6 мин чтения
На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
Ин 1, 29-34
Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира
Сегодняшний евангельский отрывок дает нам возможность остановиться на выражении, которое мы повторяем так часто — в каждой Евхаристии — и таким образом лучше понять один из ключевых титулов Иисуса: «Агнец» Божий. Евангелие от Иоанна не повествует о самом событии крещения Иисуса, как это делают другие евангелисты, но Иоанн помогает нам глубже постичь смысл того откровения, которое произошло в Иордане, в начале общественной деятельности Христа.
Иисус назван «Агнцем Божьим»: это таинственная фраза, которую нам нужно «расшифровать», хотя мы и привыкли использовать ее в литургии. Иоанн Креститель, конечно, мог бы использовать относительно Того, Кому пришел приготовить путь, один из множества величественных титулов Христа по иудейской традиции: Господь, Искупитель, Спаситель, Царь Израиля, Потомок Давида — обращения, которые подчеркивают силу и власть Мессии. «Агнец Божий» звучит очень скромно, почти унизительно, на фоне этих титулов. Первая ассоциация у всякого верующего иудея с этим словом — пасхальный агнец, которого приносили в жертву, чтобы его кровью помазать косяки и перекладину дверей и таким образом быть избавленными от «ангела смерти», который убивал первенцев в египетской земле.
В книге пророка Исаии мы находим пять песен о таинственном «Слуге Господнем», которому поручена особая, уникальная и в то же время универсальная миссия: быть «светом народов», как говорится в сегодняшнем первом чтении (одной из этих песен). И вот в определенный момент пророк говорит об этом мессианском персонаже, что «как овца, веден был Он на заклание»; Он «изъязвлен был за грехи наши […]; наказание мира нашего было на Нем» (Ис 53, 7.5).
Иисус, Мессия — истинный пасхальный Агнец, который приносится в жертву, чтобы Его Кровь избавила нас от смерти, чтобы Он мог взять на Себя бремя греха всего человечества. В оригинале греческое слово αἴρων, переведенное как «берет на Себя», имеет дополнительный смысл «снимает, забирает, освобождает». Божий Сын воплощается, становясь тем единственным существом, которое может освободить человеческую семью от последствий трагического человеческого непослушания дивному и прекрасному замыслу Бога для Своего творения.
Агнец — жертва любви в Евхаристии
Обратим внимание, что, в отличие от выражения, ставшего частью нашей литургической молитвы, в словах Иоанна «грех» стоит в единственном числе. Фраза «грех мира» — это способ сказать, что все человеческие злодеяния против Бога, ближнего и самих себя на протяжении всей истории человечества, начиная от первого неповиновения Адама и Евы и первого братоубийства, образуют единую ужасную «массу», где отдельные поступки и проявления греховности связаны между собой. Мы знаем понятие «первородного греха», которое подчеркивает, что ни один человек (кроме Христа и Его Пресвятой Матери) не свободен от того, чтобы «заразиться» болезнью, последствия которой серьезнее любой физической болезни.
Грех — не просто моральный или моралистический концепт: согласно Божьему откровению в Священном Писании, грех — это «экзистенциальный провал», неспособность достичь цели своей жизни. Каждому из нас стоит вложить в эти общие размышления свой собственный опыт, чтобы осознать, как лично меня касаются слова «Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира», произнесенные перед преломленной Гостией (слово «гостия» значит «жертва») в Евхаристической тайне, где дело искупления становится действительным вновь и вновь для нас, верующих. В то же время стоит помнить, что мой личный грех — это следствие и причина грехов других людей, что мои близкие и весь наш израненный мир нуждаются в искуплении от бремени вины, которое никто не способен понести, кроме Агнца, Который добровольно отдает Себя в жертву любви за нас.
Однако, к нашему счастью, освобождение из-под власти смертной тьмы греха — это только первый акт, который совершает для нас Возлюбленный Сын Отца. Как говорит Иоанн, Тот, на Кого сошел с неба Дух Святой, будет крестить этим Духом: «погружать» в Любовь, которая извечно существует между Отцом и Сыном, в поток Божьей Жизни; одаривать не только свободой «от» зла, но и свободой «для» того, чтобы любить, как любимы мы, «призванные святые» (ср. второе чтение).
Познать Христа — самое главное в жизни
Иоанн Креститель дважды говорит об Иисусе: «Я не знал Его», и сразу добавляет, что Господь открывает ему все полнее, Кто есть крещенный им Муж. Иоанн, благодаря откровению Отца, постепенно познает правду о Сыне Божьем, Который пришел в этот мир. Этот путь Крестителя — также наш путь, хотя теперь нам доступна полнота Божьего откровения, записанная черным по белому в Священном Писании.
«Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», — говорит Иисус (Ин 6, 44). Стоит с огромной благодарностью осознать то «притяжение», которое привело нас к познанию Иисуса, «Божьего Агнца» — познанию по крайней мере начального и всегда неполного в этой земной жизни. В то же время мы можем возбуждать в себе желание и настойчиво просить, чтобы все полнее и глубже познавать, кто есть Иисус в истории человеческой семьи, частью которой являюсь, и также кто Он есть лично для меня. Как Он уже «раньше» действовал в моей жизни, даже если это оставалось скрытым для меня, и как Он может привести мою жизнь к полноте в Божьей славе, рядом с Ним.
Нет ничего другого более важного и ценного, чем эта правда — не теория, а такая правда, что преображает весь смысл существования. Через Него, Своего Возлюбленного Сына, Отец посылает Духа Святого, Который делает нас детьми Божьими, участниками жизни Пресвятой Троицы. Пусть сегодня на Евхаристии, исповедуя Воскресшего Иисуса в виде хлеба нашим Искупителем, каждый из нас отдаст Ему свою жизнь, потому что только вместе с Ним она приобретает истинную ценность и смысл. Пусть через дар благодати Духа мы все глубже будем открывать, что мы — «призванные святые» по образу Единственного Святого. Аминь.
Автор: Виктор Жук SJ
Изображение: Lawrence OP
