Бальтасар Грасиан-и-Моралес (Gracian y Morales) (1601, Бельмонте – 06. 12. 1658, Тарасона), испанец. Знаменитый писатель и теоретик литературы, ректор Таррасонской коллегии. Грасиан развивал литературное направление “концептизма” (conceptismo), стремившегося к смысловой перенасыщенности слова и фразы, к много-смысленности слова. Идеи концептизма, самым крупным представителем которого был Франсиско де Кеведо-и-Вильегас (1580–1645), нашли своё теоретическое обоснование в трактате Грасиана “Остромыслие и искусство изощрённого ума” (La agudeza y arte de ingenio, 1642; 2-е изд. — 1648).
В философско-этических воззрениях Грасиана отразились его эпоха и его личная судьба. Он родился в арагонском селении Бельмонте, в семье простого лекаря. Не исключено, что его родители были из “новых христиан”, т. е. крещёных евреев. Есть мнение, что сама фамилия “Грасиан” представляет собою “перевод” древнееврейского “хен” — “милость”. С детства Бальтасару прочили духовную карьеру. Вступив в Общество Иисуса, он сумел занять там достаточно высокое положение. Вместе с тем Грасиан не раз вступал в конфликт с настоятелями: так, за год до смерти ему назначили строгое покаяние на хлебе и воде за “высокомерие” и и успехи на литературном поприще (свои сочинения, принесшие ему всеевропейскую известность, он публиковал без разрешения настоятелей).
Грасиан был автором нескольких этических трактатов: “Герой” (1637), “Политик” (1640), “Благоразумный” (1646), а также сборника афоризмов “Карманный оракул” (1647). Мышление Грасиана парадоксально, оно исходит из напряжённого согласования антиномических представлений. Его этический идеал (“Герой”, “Политик”) — Личность, сотворившая самоё себя, наделённая такими качествами, как скрытность, проницательность, рассудительность и способность к “мимикрии”. Все эти качества, по Грасиану, объединяются под общим понятием: Благоразумие. Оно даёт Герою возможность противостоять всем превратностям Фортуны.
Самое известное произведение Грасиана — аллегорико-философский роман, “эпопея в прозе” под названием “Критикон” (El Criticon, 1651–1657) в трёх томах. Современные исследователи относят это произведение к жанру мениппеи, то есть философско-аллегорического произведения, популярного в эпоху поздней античности. Герои “Критикона” — Критило и Андренио — воплощают собою противоречивое единство разума и чувственности, культуры и природы, опыта и заблуждений. Наряду с небесным блаженством, уготованным праведникам, героев Грасиана ожидает в конце их жизненного пути вполне языческий Остров Бесмертия, куда попадают лишь немногие избранные. В “Критиконе” представлен весь цикл человеческой жизни — от рождения до смерти — разделённый на четыре “возраста”, уподобленные четырём временам года. Каждая из главок носит характерное название “кризис” и повествует освобождение мужающего Андренио, а подчас и его более умудрённого спутника, от какой-нибудь иллюзии. Одновременно Грасиан проводит героев по дорогам современной ему Испании и других стран Европы, разворачивая широкую панораму мира, который не годится “для людей выдающихся в ратных делах или подвигах”. Мир полон “всяческих гадов”, так что “люди истинно достойные не смеют показаться, живут уединённо, замкнувшись в своей умеренности и скромности”. Однако всесильное время уничтожит всё, кроме плодов Великого Духа.
Грасиан включён в “Каталог авторитетов языка”, изданный Королевской Испанской Академией.
Сочинения: Obras completas. Estudio, bibliogr. y notas de A. del Hoyo. Madrid, Aguilar, 1960.
Русский перевод: Карманный оракул. Критикон. Пер. и комм. Е. М. Лысенко и Л. Е. Пинского. М., “Наука”, 1981 (серия “Литературные памятники”).
Свежие комментарии