~7 мин чтения

13 декабря в соборе Парижской Богоматери Церковь прославит 50 французских мучеников времен Второй мировой войны — свидетелей веры, которые во мраке нацистских лагерей несли свет Христа. Среди них — иезуит Виктор Дийяр, ученый, педагог и пастырь молодежи, посвятивший жизнь служению рабочим и Церкви, а затем отдавший ее за веру и ради любви к Христу. Генеральный настоятель Общества Иисуса направил специальное обращение по этому случаю всем членам ордена, описывая путь жизни и служения будущего блаженного.

***

Дорогие собратья,

13 декабря в соборе Парижской Богоматери кардинал Жан-Клод Холлериш SJ, представляющий Папу Льва XIV, причислит к лику блаженных 50 французских мучеников. Среди них — 33 участника движений «Jeunesse Ouvrière Chrétienne» (Христианская рабочая молодежь, JOC) и «Скаутов Франции», трое семинаристов, девять епархиальных священников, четыре молодых францисканца и один иезуит — отец Виктор Дийяр, самый старший из них. Во время существования системы «Service du Travail Obligatoire» (Принудительная трудовая служба, STO) во Франции в 1943 году эти люди оказались на принудительных работах в Германии. За участие в тайной пастырской деятельности, запрещенной нацистским указом, они были арестованы, заключены в тюрьму и впоследствии отправлены в концлагеря, где многие погибли из-за ненависти к вере в 1944-45 годах.

Виктор Дийяр родился 24 декабря 1897 года в Блуа. Как и его девять братьев и сестер (одна из которых стала монахиней), он получил прекрасное образование, обогащенное любовью к музыке и театру. В 1914 году, окончив среднюю школу, он последовал по стопам двух своих братьев и закончил Первую мировую войну в звании лейтенанта, снискав известность своей храбростью. Уже тогда он проявил качества, которые останутся с ним на всю жизнь, такие как коммуникабельность, лидерство и предприимчивость.

В 1919 году вместе с французской армией он отправился в польский город Влоцлавек, чтобы обучать польских военных. В течение нескольких месяцев он прекрасно проводил время и даже влюбился, но вместе с тем переживал сильную внутреннюю борьбу. Покой он смог обрести перед фигурой Христа, которому дал обет целомудрия и выразил желание стать иезуитом. В ноябре того же года он вступил в новициат Общества Иисуса. После обетов в 1921 году он приступил к преподаванию, успев поработать в пяти различных коллегиях, самой известной из которых была Сент-Женевьев в Версале. Теологию изучал в Лион-Фурвьере, 29 июня 1931 году был рукоположен в священники в Блуа, затем окончил двухлетнее богословское образование в Инсбруке, Австрия. В 1934-35 годах во время третьей пробации в Пара-ле-Моньяль написал свою первую книгу «К неизвестному Богу», в которой поделился глубокими духовными и теологическими размышлениями, основанными на своем собственном духовном опыте.

Еще до начала изучения философии он проявлял особый интерес к социальному учению Церкви, социальным проблемам, международному праву и политэкономии. В 1937 году он начал трудиться в иезуитском социальном центре «Action Populaire» в Ванве (Париж), где активно вовлекся в жизнь рабочего движения JOC. После поездки в США (1938) опубликовал две книги о жизни студентов и рабочих Америки. После возвращения во Францию он снова был мобилизован, но вскоре попал в плен. Несмотря на это он продолжил свою пастырскую деятельность, начав проводить духовные реколлекции и «социальные недели» для офицеров. Он бежал и был отправлен своим провинциалом в Виши, где в течение трех лет продолжал общественную деятельность, открыто осуждая коммунизм, нацизм и антисемитизм.

В марте 1943 года были введены правила «Service du Travail Obligatoire», согласно которым мужчин в возрасте от 21 до 23 лет отправляли на работы в Германию. Французская церковь решила сопровождать их в их христианской жизни. По просьбе отца Дийяра его настоятель разрешил ему отправиться на работы в Вупперталь в качестве подпольного священника. День за днем, после двенадцати часов изнурительной работы, он находил в себе силы, чтобы нести весть о Христе среди молодых католиков. Однако семь месяцев спустя его разоблачили, заключили в тюрьму, подвергли жестокому обращению и, наконец, в 1944 году депортировали в концлагерь Дахау под Мюнхеном. Там, после ампутации ноги, он подхватил серьезную инфекцию и умер 12 января 1945 года.

Виктор Дийяр, несомненно, был педагогом, служившим молодежи, вдохновляя ее своей энергией и обширными знаниями в своих трудах, лекциях, группах и лагерях. Он был требовательным, но всегда стремился к тому, чтобы школьная дисциплина принималась учениками, а не навязывалась силой или наказанием. Его главным вопросом перед каждым учеником было: «Что я могу сказать, чтобы помочь ему или ей развиваться?»

Будучи интеллектуалом и признанным экспертом в области экономики, он написал шесть книг, несколько сотен статей и прочитал бесчисленное множество лекций всего за 12 лет своего служения. В то же время, внимательный к повседневной реальности, он отдавал предпочтение простым людям. Вот два примера: будучи офицером во время войн, в сумерках он скрывал свое звание и приходил на помощь самым уязвимым. В Соединенных Штатах он мог сотрудничать с президентом Рузвельтом в финансовых вопросах и одновременно наслаждаться празднованием Рождества в бедной приходской общине афроамериканцев. Его интеллектуальная деятельность подпитывалась общением с JOC и рабочим классом, с которым он был связан до самого конца.

Во время своих последних ежегодных духовных упражнений в сентябре 1943 года, осознавая опасность, но не страшась смерти, он подтвердил свое решение отдать жизнь Христу. Он позволил Учителю вести себя, как Он того желал, согласно Его воле. Его арестовали в воскресенье Доброго Пастыря, и отец Дийяр отметил, что каждый, кто отождествляет себя с Добрым Пастырем, должен быть готов отдать жизнь за своих овец. Это истинный путь исповедания христианской веры и сохранения верности Богу. За несколько дней до смерти, в разговоре с собратом-иезуитом из того же концлагеря, он подтвердил свою жертву ради Церкви и рабочего класса. Чуть больше шести месяцев он, «насколько это было возможно», старался вести непримечательную жизнь рабочего.

В тюрьме он писал: «И я говорю „насколько это было возможно для меня“, потому что в действительности я не был и не мог быть рабочим. (…) Рабочими не становятся по желанию. Теперь я знаю, что на самом деле означает „честь быть рабочим“, и не благодаря речам или поэзии. (…) Нужно было быть там, чтобы понять, что руки не могут быть чистыми, а ногти — безупречными, если работаешь по локоть в масле. Там я служил Мессу грязными, но победоносными руками. (…) Я думаю, неслучайно Христос хотел быть рабочим. Он любил дерево, чьи секреты Он знал благодаря 20 годам тесной работы с ним. Он родился на этом дереве в яслях и хотел умереть в кровавых объятиях своего друга, своего брата — дерева. (…) Христос должен был прийти, стать рабочим и воплотиться в евхаристической материи, чтобы преодолеть непрозрачность этой материи и чтобы это причастие к материи стало причастием любви. (…) Нужно было пережить это, чтобы понять, что Бог стал плотником».

В ноябре 1944 года, незадолго до отправки в Дахау, в одном из своих писем он признался, что посвятил всю свою жизнь Богу и что Бог сделает с ней то, что пожелает. Он наставлял друзей: «Оставайтесь стойкими христианами и любите Христа изо всех сил. Он — основа всего и решение всех проблем. Он победит».

Возблагодарим Бога за этого нашего собрата, который все свои таланты посвятил молодежи и рабочим,  проявляя солидарность с ними и являя Христа в их крайне тяжелых условиях, пока сам не принял мученическую смерть. Пусть его пример укрепит нас в верности Господу до самого конца.

С братской преданностью во Христе,

Артуро Соса SJ,
Генеральный настоятель

Рим, 4 декабря 2025
(оригинал на испанском языке)