Читая Библию, мы можем встретить слова и термины, не до конца нам понятные, хотя интуитивно более-менее «догадываемся» о чем идет речь. Нужно учитывать, что лексика Священного Писания имеет свои нюансы, на которые мы редко обращаем внимание при повседневном использовании языка. Поэтому нужны определенные усилия для того, чтобы правильно воспринимать Божье откровение.

Однако такое усилие принесет богатые плоды: если в этом процессе мы откроемся свету Святого Духа, происходит обращение нашего разума и сердца. Своим словом Бог меняет наше восприятие реальности и, прежде всего, наших отношений с Ним и нашими ближними.

Одним из таких сложных для понимания терминов является «оправдание». Это слово чаще всего находим в посланиях апостола Павла (особенно в Послании к Римлянам), однако оно также встречается, например, в притче Иисуса о молитве мытаря и фарисея в Иерусалимском храме: Господь говорит, что мытарь, прося Бога о милосердии, отходит «оправданный», а гордый фарисей — нет (Лк 18, 14). Наверное, первая ассоциация со словом «оправдание», которая приходит на ум — это судебный процесс, в ходе которого обвиняемый может быть «оправдан», то есть,  освобожден от обвинений. Это может произойти, если доказано отсутствие противозаконных действий или обнаружены смягчающие обстоятельства. Другая ситуация, когда кто-то «оправдывается» в ответ на критику или выговор: он ищет и приводит аргументы, которые позволят отвести вину. В каждом из этих случаев нарушается определенный баланс, правильное положение вещей. Кто-то поступил несправедливо, и необходимо восстановить гармонию. Эти примеры отчасти помогают понять, что имеется в виду в Священном Писании, когда речь идет об оправдании человека Богом: там также имеется в виду исправление положения вещей, которое происходит вследствие нарушения гармонии, справедливости. Но что значит «справедливость»? Давайте рассмотрим более детально это понятие.

Справедливость и праведность

Еврейское слово ṣedāqāh (tsedaka), как и греческое dikaiosýnē, имеет два основных значения: справедливость и праведность.

В классическим — Синодальном — переводе на русский язык слово «справедливость» («справедливый» и т. д.) чаще всего употребляется по отношению к Богу, а по отношению к человеку используется слово «праведный». Также следует иметь в виду, что «справедливость» переводится старым эквивалентом «правда», а то, что мы сегодня называем «правда», переводится как «истина». Поэтому, например, выражение «блаженны алчущие и жаждущие правды» на самом деле относится к стремлению к справедливости.

Справедливый или праведный человек — это тот, кто уважает и поддерживает правильное положение вещей: не только с Богом и другими людьми, но и со всеми Божьими созданиями. Что это за правильное положение вещей, человек узнает благодаря Божьему откровению, данному через Завет. Заповеди и нормы, которые мы находим в Священном Писании, конкретизируют желаемое Богом состояние гармонии. Но, конечно, речь идет не только о внешнем поведении, ведь поступки человека рождаются в его сердце (ср. Мф 15, 19). Именно на этом — на необходимости глубокого внутреннего изменения, а не только внешнего поведения — настаивает Господь Иисус в Евангелии (ср. Мф 5, 20).

Важной особенностью справедливости как добродетели является готовность действовать ради восстановления гармонии и мира, когда они нарушены. От имени Бога автор псалма после перечисления беззаконных поступков человека, восклицает: «ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои» (Пс 50(49), 21). Теперь нам необходимо рассмотреть, как действует Бог, когда справедливость попирается, уничтожается.

Тяжба Бога с человеком

Бог, верный своему Завету с человеком, всегда поддерживает справедливость. Человек  же, наоборот, часто нарушает свои обещания. Что делать, когда это происходит? Господь уважает свободу человека, но, как только что было сказано, Он не может оставить несправедливое положение вещей в качестве нормы. Как поясняют экзегеты, в Священном Писании мы находим такой способ общения, как тяжба, спор (rîb на иврите): пострадавшая сторона предъявляет свои претензии к обидчику и часто делает это в весьма эмоциональной форме, откровенно говоря о том разрушительном эффекте, который несут с собой несправедливые действия. Чтобы проиллюстрировать, как это происходит между людьми, стоит обратиться к отрывку Бытия 31, 22-55: там красноречиво описан спор между Лаваном и Иаковом, где оба высказывают друг другу свои претензии. Цель такого спора — не оскорбление другого человека, не разрушение мира, а восстановление гармонии, баланса и справедливости. Конечно, здесь необходима готовность простить вину и дать новый шанс обидчику. Господь Иисус в Евангелиях неоднократно призывает мириться сторонам конфликта между собой, потому что в противном случае дело дойдет до суда и тогда последствия могут быть весьма негативными (ср. Мф 5, 25).

На страницах как Ветхого, так и Нового Завета мы слышим порой весьма резкие обращения, направленные Богом через пророков к Своему народу, где Господь выражает свою «обиду», подробно описывая то, в чем провинился Его верные. Достаточно прочитать начало книги Исаии (1, 2-20), где адресаты пророка описаны как «князья Содомские», или речи Иисуса к фарисеям (Мф 23, 13-36), где Его собеседники названы «окрашенными гробами». Подобные обращения не могут быть нейтральными по своей форме: Господу не все равно, что происходит с Его детьми. Он не холодный, беспристрастный судья, который просто выносит приговор. Такой эмоциональный стиль призван “встряхнуть” сбившегося с пути, чтобы дать ему возможность осознать всю опасность поведения, противоречащего воле Божьей. При этом Господь открывает путь к обращению (на иврите одно из значений этого слова — именно «возвратиться»: вернуться к Богу, на правильный путь). В таком понимании отношений между партнерами Завета легче увидеть, как справедливость идет рука об руку с милосердием, как эти два качества Бога — и наши, если мы того пожелаем, — на самом деле не противоречат друг другу.

Оправданные любовью

Таким образом, оправдание как дар Божий через Его Сына, умершего и воскресшего за нас, есть восстановление справедливых, гармоничных отношений с созданиями, которые сошли с правильного пути, но готовы вернуться на истинный путь, принимая милосердную любовь и прощение. Эти новые отношения основаны на глубокой близости, обусловленной внутренним изменением: своей благодатью, достигающей самых глубин нашего существа, Бог, наш любящий Отец, притягивает к себе сердце, которое не найдет покоя, пока не успокоится в Нем (св. Августин). Нам не нужно искать «самооправдания»: мы оправданы любовью Божией, которой Бог «до конца возлюбил» нас в Сыне Своем, и вновь и вновь дает нам доказательства этой любви, изливая на нас свое милосердие. Пусть осознание этой истины будет поводом для непрестанного прославления Бога нашими устами!

Автор: Виктор Жук SJ

Источник: Біблійны лексікон: апраўданне | Каталіцкі Веснік