Царство Божие находится в центре проповедования Иисуса: «И ходил Иисус… проповедуя Евангелие Царствия» (Мф 4, 23), так резюмирует публичную деятельность Христа евангелист Матфей. Вместе с пришествием Сына Божия «приблизилось Царствие Божие» (Мк 1, 15); Он пришел в этот мир, чтобы оно стало реальностью. Однако наш Божественный Учитель говорил о Царстве скорее не напрямую, а через образы и притчи, ставя под вопрос то, как Его слушатели представляли себе эту реальность. Хоть в молитве «Отче наш» мы каждый раз повторяем слова «Да приидет Царствие Твое», вероятно, мы редко осознаем, что на самом деле подразумевается под этим выражением. Попробуем глубже вникнуть в его смысл.
Само слово «царство» может казаться очень далеким от нашего опыта. В нашей повседневной жизни мы его просто не используем, и поэтому оно рискует остаться абстракцией.
В русском языке «царство» или «царствие», наверное, больше ассоциируется с историей, с прошлым (хотя и сегодня на международной политической арене все еще существуют «королевства»). Или с детства мы можем помнить сказки, в которых рассказывалось о «тридевятом царстве»… Ясно одно: это слово неразрывно связано с понятием власти.
Власть Божественная и человеческая в Ветхом Завете
Если мы обратимся к Ветхому Завету, то обнаружим весьма конкретные описания структур власти, которые определяли общественную жизнь народа. Особенностью политической организации Израиля на фоне других народов была убежденность в том, что избранный народ — это народ Божий, то есть сам Бог является его реальным вождем, «Царем» (или «Королем»). Когда в Израиле возникла монархия, цари должны были исполнять роль наместника Яхве и руководствоваться Законом, который Он дал. Однако, как повествуют исторические книги еврейской Библии, израильские и иудейские цари очень редко соответствовали этому призванию «пасти народ Божий» и чаще всего своевольно заботились о своих собственных интересах. Поэтому пророки обращались к тем, кто держал власть в своих руках, предупреждая о последствиях неповиновения воле Божией, и констатировали утрату избранным народом своей независимости в результате неверности Закону. Разочарование в земных царях шло рука об руку с надеждой, подкрепленной Божьими обетованиями, что Господь, наконец, вмешается в ситуацию и пошлет такого царя — своего помазанника («мессию» по-еврейски), который восстановит правильное положение дел в сообществе Израиля и защитит народ от внешних врагов.
Ожидания относительно Царства во времена Иисуса и новизна Христового Евангелия
На этом фоне мы лучше понимаем ожидания относительно Божьего Царства и Божьего Мессии («Христа» на греческом языке), которые существовали в израильском обществе во времена Иисуса. Евреи понимали вмешательство Бога прежде всего как политические перемены: освобождение от тогдашних оккупантов — Римской империи, а также установление определенного общественного порядка (который разные люди, наверняка, видели по-разному). Эти ожидания очень красноречиво показаны в вопросе некоторых учеников непосредственно перед вознесением Иисуса: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деяния 1, 6). Даже после воскресения Иисуса, после всего, что они от Него услышали, они сосредоточены на конкретном политическом решении!.. Наверное, духовная составляющая новой реальности Царства их в определенной степени интересовала, но во всем своем учении Христос настаивал на том, что Царство Божие касается, прежде всего, глубокого изменения сердец, принятия Нового Завета — совершенно новой перспективы спасения, превосходящей любое человеческое представление и не ограничивающейся территориальными границами Израиля. В этом новом видении Царства Божия центральное и главное место занимает Личность самого Иисуса — Агнца Божьего, Который своей кровью искупляет от власти греха и смерти каждого, кто верит в Него и принимает Его, Единородного Сына Божьего, как Спасителя и Господа своей жизни.
Царствование Христа — через любовь
В ходе своей публичной деятельности Иисус избегал того, чтобы Его воспринимали как царя по слишком земным и человеческим ожиданиям людей того времени: про это говорит евангелист Иоанн, рассказывая о знаке умножения хлебов (Ин 6, 15). Подобным образом наш Господь не хотел, чтобы Его считали мессией только в том смысле, что Он был способен творить чудеса, исцелять людей и т. д. В Евангелии от Марка лейтмотивом прослеживается «мессианская тайна»: то, кем является Иисус как Мессия, полностью открывается только на кресте, когда Он отдает свою жизнь, чтобы мы получили жизнь вечную. Во время суда перед Пилатом Иисус исповедует, что Он является Царем, но таким, который не ищет господства над другими по примеру правителей этого мира (ибо «Царство Мое не от мира сего» (Ин 18, 36)). Он такой Царь, который «пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин 18, 37). Во время Тайной Вечери Господь объясняет ученикам: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14, 6). Хоть мы и не находим в Евангелии следующего утверждения, но по аналогии можем сказать, что Иисус и есть Царство Божие: Он есть исполнение всех обетований, которые Бог дал людям в своей безграничной любви; Он — Лик Отца; Любовь, которая воплощается и призывает к жизни Любовью и ради Любви. Можно сказать, что в этом заключается критерий нашей принадлежности к Божьему Царству.
Наше участие во владычестве Христа
«И соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» — так книга Откровения описывает нашу новую идентичность во Христе (ср. Откр 1, 6) — исполнение обетования, данного Богом своим избранным на Синае (Исход 19, 6). Ты и я через нашу веру, т. е. живую связь с Воскресшим Господом, являемся частью этого царства: хотя оно и не доступно в полной мере нашему непосредственному восприятию, и полная его сущность всегда остается тайной в этой жизни, тем не менее оно реально присутствует и действует в нас.
Перед вознесением на небо Иисус говорит: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф 28, 18), но также обещает ученикам, что они облекутся «силою свыше» (Лк 24, 49), когда на них сойдет Дух Святой. Иисус желает делиться с нами своей животворящей силой, посылая Духа любви, и именно в любви заключается власть: та единственная власть, которая имеет значение в Царстве Божием. Мы становимся истинными правителями — царями и царицами, королями и королевами, и одновременно «священниками Отца», когда выступаем посредниками благости Божией в этом мире.
В одной статье невозможно охватить все аспекты того, что говорит Священное Писание о Царстве Божием, поэтому мы продолжим размышлять на эту тему в следующем выпуске рубрики «Библейский лексикон».
Автор: Виктор Жук SJ
Источник: Біблійны лексікон: Валадарства Божае | Каталіцкі Веснік
Свежие комментарии