Ранее в рамках рубрики «Библейский лексикон» мы уже размышляли над выражением «Царство Божие» (или «Царство Небесное», согласно евангелисту Матфею), занимающим центральное место в проповедовании Иисуса. Продолжим углубляться в смысл слов, которые мы повторяем каждый раз в молитве «Отче наш».
Напомню, что в предыдущей статье речь шла о контрасте между политическими ожиданиями евреев относительно установления независимого «царства» Израиля и новым видением Божьей реальности среди людей, которое проповедовал Христос. Это новшество касалось, прежде всего, Личности самого Иисуса в нашем мире и должно было привести к глубокому духовному преображению человека. Христос, Владыка Вселенной, через жертвенную любовь готов поделиться своей животворящей силой со всеми, кто будет сотрудничать в созидании Царства Божия.
Почему в притчах?
Господь Иисус чаще всего учил о Царстве не напрямую, а через образы, притчи, рассказы. Стоит остановиться на этом факте: аллегорические образы заставляют нас не просто ждать готовых рациональных ответов, но и самим включаться в процесс интерпретации, приобретать установку молчаливого созерцания и уважения к Тайне, которая нас окружает и которой мы сами проникнуты. Тайна Царства Божия недоступна нашему обыденному восприятию, потому что она затрагивает тайну самого Бога, и думать, что мы постигли сущность Бога, не только неуместно, но и очень опасно. Однако Господь, Творец всего, хочет открыть себя и свой замысел нам, детям своим, если мы будем искать Его со смирением и чистым сердцем.
В Евангелиях, по разным подсчетам, мы можем найти не менее 20, а то и 30 притч. Используя образы и аллегории, иногда Иисус прямо упоминает Царство, а иногда это понятно из контекста. Некоторые из притч очень кратки (например, образ закваски занимает всего один стих), некоторые очень подробные (как история о милосердном отце и двух сыновьях). Разные притчи подчеркивают разные особенности действия Бога в отношении нас, Его детей, и нашего ответа на Божье приглашение, поэтому их нельзя привести к общему знаменателю. Можно попытаться «классифицировать» их, разделив, например, на те, в которых используются образы природы (притчи о зерне, о разных видах почвы, о сеятеле); ситуации, связанные с экономической реальностью (таланты, спрятанное сокровище, заблудшая овца и потерянная драхма, рыба в сети, слуги в винограднике); и те, которые говорят о характере взаимоотношений между людьми (блудный сын, злой раб, жестокие виноградари, добрый самаритянин, неверный управитель)… Конечно, каждую из притч следует рассматривать отдельно, чтобы понять, что хочет сказать нам Господь Иисус.
Царство Божие в центре жизни
Хотя Небесный Учитель обращается к образам, близким повседневной реальности Его слушателей, очень часто они содержат в себе парадокс, неожиданный финал, который удивляет и переворачивает наше обычное представление: работники, трудившиеся в винограднике целый день, получают такую же плату, как и те, что проработали всего один час; господин хвалит неверного управителя за сообразительность… В такие моменты вспоминаются слова Господа, сказанные через пророка: «Мои мысли — не ваши мысли…» (Ис 55, 8). В любом случае, каждая из притч Иисуса предлагает нам созерцать Бога в центре всей нашей реальности, осознавать то таинственное присутствие, которое, хотя и скрыто от обычного взгляда, однако, в конечном итоге определяет все. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», — говорит Христос (Мф 6, 33).
Царство, о котором мы просим: «Приди!», обращаясь к нашему Небесному Отцу, является абсолютным приоритетом для детей Божьих. Этой истине Сын Божий посвящает две короткие притчи — о сокровище, скрытом на поле, и о драгоценной жемчужине (Мф 13, 44-46). Царство Божье не может быть «одной из многих» вещей в нашей жизни. Оно не может быть просто «приправой» ко всему остальному. Речь даже не идет о том, чтобы «ставить Бога на первое место», потому что, в конце концов, этого «первого» места всегда будет недостаточно. В романе Пола Янга «Хижина» Лица Святой Троицы так объясняют главному герою Макензи ситуацию с обозначением приоритетов: «Если ты поставишь Бога наверху, что это будет означать на самом деле и в какой степени будет достаточно?.. Я не хочу получить лишь часть тебя или часть твоей жизни… Я не хочу быть первым в списке твоих ценностей, я хочу быть в центре всего».
Царство Божье в реальности нашей жизни, наш личный завет с Богом охватывает все ее измерения и не ограничивается какой-то одной — «религиозной» или «духовной» — сферой. И в этом нет ничего удивительного, ведь мы верим, что Бог — наш Создатель и Спаситель «на все 100%», а не частично — на 20, 50 или даже 99%; и дело тут не в некоем долге, «навязанном» нам извне, а в том, чтобы найти истинный смысл и полноту нашей жизни.
Радость и красота — признаки принадлежности Царству Божию
Интересно, что Господь Иисус, уча в притче о сокровище Царствия, подчеркивает радость, которую испытывает человек, найдя его (Мф 13, 44). Св. Павел вслед за Господом говорит о радости в Святом Духе как измерении Царства Божьего: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14, 17). Святой Игнатий Лойола в правилах распознавания разных духовных движений уточняет, что искуситель может предложить человеку и «подделку», ложную радость, которую якобы мы можем получить от какого-то быстрого удовлетворения, но которое в конечном итоге приносит разочарование и печаль.
В своем учении Папа Франциск часто напоминает нам о радости, которая характеризует учеников Христа: свое первое апостольское обращение он назвал «Радость Евангелия», а позже обратился к верующим с другим посланием о призыве к святости — «Радуйтесь и веселитесь».
Будет ли присутствовать в жизни радость — вопрос нашего выбора. От каждого из нас зависит, пойдем ли мы навстречу тому, что ее приносит, будем ли стремиться к истинной красоте, которая отличает учеников Иисуса, щедро откликающихся на Его призыв. Только если мы будем помнить про ценность того дара, который получили через веру, если будем иметь опыт радости в Святом Духе, у нас будет живое и страстное желание подчинить все измерения нашей жизни славе Царства Божьего.
В следующий раз мы продолжим размышлять над тем, что Господь Иисус хочет сказать нам о тайне Царства через притчи.
Автор: Виктор Жук SJ
Источник: Біблійны лексікон: Валадарства Божае. Ч.2 | Каталіцкі Веснік
Изображение: xijian @ Getty Images Signature
Свежие комментарии