Мф 14, 13-21
Иисус, услышав о смерти Иоанна Крестителя, удалился на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошёл за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей, и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву, и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
Наше участие в чуде
После того как на протяжении нескольких недель мы прислушивались к учению нашего Наставника, в это воскресенье мы возвращаемся к созерцанию Христа, который действует. Прежде всего, обратим внимание на контекст евангельского отрывка: Господь Иисус узнает о смерти Иоанна Крестителя, и, очевидно, Ему нужно осмыслить эту новость, побыть наедине с Отцом. Люди, которые ищут Иисуса, не дают Ему такой возможности, но Господь Иисус не отказывается от этой потребности, а просто откладывает ее на потом, как мы узнаем из евангельского повествования.
Господь Иисус отвечает на нужды людей, помогая тем, кто ищет исцеления души и тела. Его отношение контрастирует с прагматическим подходом учеников: по мере приближения вечера они советуют Учителю попрощаться с людьми и, кажется, делают это из наилучших побуждений, поскольку существует риск остаться голодными в пустынном месте и ослабнуть в пути… И вот тогда начинается самое удивительное – может показаться, что Иисус требует от апостолов невозможного: «Вы дайте им есть». То, что происходит дальше, – безусловно, чудо, превосходящее человеческие силы, и теоретически Иисус мог бы все сделать сам, как это было во многих других Его чудотворных действиях. Но Он призывает учеников принять участие в событиях. Они должны дать то, что у них есть – а остальное сделает Господь. Ученики отвечают Иисусу, что у них нет ресурсов, чтобы разобраться со сложившейся ситуацией. Есть только пять хлебов и две рыбы: очевидно, для такой толпы это ничто.
И вот тогда начинается «Божья математика»: пяти хлебов и двух рыб хватает для огромной толпы людей и даже остается. Бог умножает эти скудные, ограниченные средства – но для этого необходимо, чтобы кто-то поделился тем, что у него есть, или, вернее, – всем, что у него есть, отдавая это в распоряжение Иисусу. И это большой урок для нас: всемогущий Бог нуждается в наших скудных ресурсах для создания чего-то великого в жизни нашей и тех, кто рядом с нами.
Божья логика – логика Евхаристии
В сегодняшнем отрывке очевидна отсылка к Евхаристии. На Тайной Вечере, как и здесь, хлеб наряду с вином находится в центре событий. Но и жесты Иисуса – «взял, воззрел на небо, благословил, преломил, дал ученикам…» – отсылают нас к тому, что происходит в каждой Евхаристии. Таким образом, это евангельское событие проливает свет на дело жизни Иисуса – и нашей. Значение таинства Евхаристии для нас не ограничивается тем, что происходит на алтаре, и не заканчивается моментом причащения – Евхаристия символизирует всю нашу жизнь, потому что это образ жизни самого Спасителя. В Таинстве мы приносим дары хлеба и вина Богу – и мы должны каждый раз во время Мессы понимать и хорошо помнить, что эти дары – не просто некое дело священника и министранта и остальные якобы не имеют к этому никакого отношения. Нет! – ибо это выражение нашего дара, нашего труда, наших усилий по созиданию Царствия Божьего здесь на земле. Наши пожертвования – это конкретное выражение нашего участия в нуждах церковной общины и особенно тех, кто наиболее в этом нуждается – то есть наш вклад в дело Божье, которое только сам Бог может привести к полноте освящения. То, чего Бог ожидает от нас, это не просто деньги, которые мы бросаем в корзину – нет, тут речь про нечто гораздо большее. Господь хочет, чтобы всё, что у нас есть, всё, кем мы являемся, вся наша жизнь, наше время, наши таланты стали даром, который Бог использует для дела Царства Божьего, потому что сам Иисус стал полным даром себя Богу-Отцу и нам; и это именно то, что мы вспоминаем в Евхаристии каждый раз. А есть ли лучшее применение всему, что мы имеем, чем позволить, чтобы оно стало материалом в Божьих руках, этакими пятью хлебами и двумя рыбами, которые Он приумножит и сделает инструментом помощи многим другим? Если мы хотим жить евхаристически, как истинные ученики Христа, тогда нам нужно спросить себя в Его присутствии: где мои хлебы и рыбы, которые я могу предоставить в Твое распоряжение? Как с Твоим благословением я могу помочь другим, как могу свидетельствовать о Твоей благости, Твоей силе? Часто нам не нужно искать далеко, нужно лишь открыть глаза сердца – найдется множество способов.
«Вы дайте им есть»
Логика Евхаристии, которой мы учимся во время каждого нашего участия в ней, означает готовность прежде всего заметить нужду другого человека, умение обращать внимание не только на себя и свои собственные потребности, но так, как Иисус, видеть ситуацию других, выйти из маленькой вселенной своего «я». Не все мы призваны стать Матерью Терезой, но у каждого из нас есть некий ресурс, талант или просто время – то, что позволит нам открыться ближнему. Не следует скрывать, что мы можем чувствовать сопротивление или даже боязнь перед тем, чтобы отдать то, что наше: не станем ли мы из-за этого беднее? Не лишимся ли тех или иных удобств, к которым так привыкли?.. Конечно, стоит хорошо поразмыслить и распознать перед Господом, как найти равновесие между здоровым удовлетворением собственных потребностей и смелым посвящением своего времени, умений и комфорта ради общей реальности Царства. Для этого важно смотреть на нашего Учителя и Господа и ощущать Его любящее присутствие, которое побуждает нас быть великодушными, расширять наши горизонты благодаря выходу за пределы наших собственных интересов.
Эта истина отражена в другом важном символе, который присутствует в сегодняшнем Евангелии и в каждой Мессе: Иисус ломает хлеб, прежде чем дать его ученикам и через них людям. Это знак деления с другими: чтобы поделиться чем-то, нужно это поломать – в прямом или переносном смысле: нужно разделить это на части. В Евхаристии этот символ обозначает нечто большее, поскольку он проливает свет на Пасхальную тайну, которая происходит в жизни Иисуса. Его жизнь будет «поломана», сломана, как мы иногда говорим. Иисуса убьют, отберут у Него жизнь, но она в руках Бога-Отца, и Бог имеет власть дать Ему новую жизнь. Это наша вера, а также наша надежда, что жизнь каждого и каждой из нас, хотя мы и потеряем ее, будет возвращена нам благодаря силе Божьей, поскольку мы участвуем в Теле Христовом, в Его святой жизни, в Его Царстве. Это великое Божье обещание нам оживляет нас к тому, чтобы стараться быть истинными учениками Иисуса, носителями Его Евангелия, Его любви, Его самопожертвования и дара себя своим братьям и сестрам. Поэтому станем же сегодня перед Богом, прося чтобы мы становились все более евхаристическими личностями: чтобы, как Иисус для нас, были Божьим даром для других.
О. Виктор Жук SJ
Фото: Mariana Kurnyk/pexels.com
Свежие комментарии