Папа Франциск, первый иезуит в истории, избранный на Престол святого Петра, оставил после себя понтификат, глубоко укорененный в духовности святого Игнатия Лойолы. Она пронизывала не только личные решения Папы, но и все видение Церкви, которое он старался воплотить в жизнь. Его стиль, полный смирения, открытости и диалога, был живой интерпретацией игнатианского подхода к Богу, человеку и миру.
Достоинство, милосердие и открытость
Франциск опирался на позитивную антропологию святого Игнатия и видел в человеке творение, возлюбленное Богом. Он помнил, что Творец взаимодействует непосредственно со своим творением (ср. ДУ 15) и что каждый человек, независимо от его истории, имеет в себе потенциал добра и способность распознавать волю Божью. Папа постоянно подчеркивал, что совесть — это место встречи с Богом: ее нельзя выдрессировать, а следует формировать в диалоге с благодатью.
Именно из такого подхода выросла его готовность прощать — в духе первой недели Духовных упражнений. Папа часто говорил, что Церковь должна быть подобна «полевому госпиталю» — открытой для грешников, не осуждающей, а исцеляющей. Подобное отношение привело к таким решениям, как разрешение всем священникам отпускать грех аборта и открытость по отношению к представителям сообщества ЛГБТ и разведенным людям.
Сопровождение и близость
Игнатианское «духовное сопровождение» стало основой папского служения. Будучи Папой, Франциск практиковал сопровождение — он присутствовал, был отзывчив, говорил на языке своего собеседника и избегал дистанции. Неожиданные телефонные звонки, случайные встречи, неформальный стиль общения — все это свидетельствовало о духе близости и товарищества в стиле «человек-человек», а не «учреждение-человек».
Стиль близости: больше слушать, а не учить
Для Франциска распознавание было процессом — постоянным поиском Божьей воли, требующим открытости, терпения и индивидуального подхода. Он учил этому методу в катехезах, через синод, в процессе принятия решений — он всегда спрашивал и слушал, а не навязывал. Его стиль управления был глубоко синодальным: диалогичным, смелым, но также гибким. Он не боялся изменить свою позицию, если духовное распознавание вело в ином направлении.
Распознавание вместо самоуверенности
Вместо того чтобы формулировать жесткие доктрины, Франциск, как и Игнатий, предлагал метод духовного распознавания — процесса поиска Божьей воли в индивидуальном контексте жизни каждого человека. Такое отношение основывалось на Духовных упражнениях, которые вместо того, чтобы давать готовые ответы, помогают в упорядочивании чувств и распознании воли Божьей.
Стиль управления Папы — гибкий, диалогичный, который часто критиковался за отсутствие однозначности — соответствовал игнатианскому принципу «большего блага», открываемого в процессе.
На границах мира и Церкви
Для Игнатия иезуит — это человек на границе, посланный туда, куда другие не хотят или не могут идти. Папа Франциск выполнял эту миссию в полной мере: он посещал тюрьмы, лагеря беженцев, бедных и отверженных. В энцикликах Evangelii Gaudium, Laudato si’ и Fratelli Tutti он постоянно указывал на периферию — географическую, экзистенциальную и духовную — как на священное пространство присутствия Церкви.
Жесты говорят больше, чем слова
Его понтификат — это не только слова, но прежде всего жесты: скромная одежда, жизнь в Доме святой Марфы, отказ от роскоши. Он использовал образный язык, полный сравнений и поучительных жизненных историй, который проникал в самое сердце. В игнатианской духовности существует понятие утешения — внутренней радости как знака действия Бога. Франциск верил, что истинная радость — это не украшение, а явный показатель благодати (Evangelii Gaudium).
Всегда иезуит
Во время пастырских визитов Франциск всегда посещал местных иезуитов — словно возвращаясь к истокам. Его папская миссия была продолжением иезуитского призвания: быть рядом с людьми, распознавать с ними и для них, идти на границы, быть Церковью в пути — Церковью, которая служит, слушает и любит.
Источник: Ignacjański Papież: Jak jezuickie korzenie kształtowały pontyfikat Franciszka | Jezuici.pl
Фото: встреча Папы Франциска с иезуитами Российского Региона Великопольско-Мазовецкой Провинции Общества Иисуса в Казахстане
Свежие комментарии