Некоторое время назад в издательстве WAM на польском языке вышла книга «Исповедник перед драмой сексуального злоупотребления». Данная книга является ответом на острую нужду: исповедник совсем один и может только здесь и сейчас с одной стороны слушать, а с другой – говорить. С разрешения Фундации св. Иосифа (она помогает жертвам сексуального насилия в Церкви от имени епископата Польши) ниже публикуем выдержки из этой книги – краткие советы исповедникам, в переводе монс. Сергея Тимашова. Помимо сказанного, хочется отметить: иногда исповеднику стоит озвучить, что ему нужно немного подумать, просить о минуте времени, чтобы собраться с мыслями. Иногда, конечно, можно даже попросить прийти еще раз с тем же. За это время можно посоветоваться, если, конечно, анонимность кающегося гарантирована. И еще одно важно: желательно, чтобы священник мог приступить к выслушиванию исповеди духовно и телесно упорядоченным, т. е. выспавшимся, спокойным, чтобы он имел возможность отдохнуть хотя бы в течение нескольких минут, если исповедей очень много, чтобы не был вынужден торопиться, но главным образом: чтобы исповедник был человеком молитвы, духовной жизни, настоящим учеником.
***
Напоминания исповедникам
(о.Т. Лишевский, о. К. Матушевский, «Исповедник перед драмой сексуального злоупотребления», Краков: WAM, 2021)
Исповедь жертвы
Следует помнить, что внимательное выслушивание пострадавшего от сексуального насилия в этом случае важнее, чем долгие наставления исповедника. В наставлении, особенно если человек первый раз говорит о случившемся с ним насилии, исповедник должен:
- проявить уважение к нарушенным личным границам кающегося;
- ясно назвать сексуальное злоупотребление злом, тяжким грехом против Бога и достоинства личности, травмой;
- подчеркнуть, что это злоупотребление ни в коей мере не является виной пострадавшего;
- подчеркнуть ценность того, что пострадавший решился рассказать о происшедшем исповеднику;
- подчеркнуть, что Бог всегда стоит на стороне человека, пострадавшего от сексуального злоупотребления;
- напомнить, что исцеление и прощение являются долгим путем, который только со временем приносит свои добрые плоды (т.е. не стоит бояться, что в этот момент не обнаруживается прощения по отношению к насильнику);
- посоветовать воспользоваться вне исповеди помощью специалистов по преодолению травм (психологическая помощь и психотерапия – это нормально);
- посоветовать позаботиться о своей безопасности и о безопасности других людей от повторения насилия путем подачи заявления о преступлении государственным и церковным властям.
Исповедь близких жертвы
В наставлении необходимо обратить внимание на следующее:
- уважение, терпение и понимание, не подвергающее сомнению правдивость кающегося;
- назвать сексуальное использование злом, преступлением, тяжким грехом, не оценивая при этом самого возможного преступника;
- сочувствие кающемуся, если он испытывает боль от травмы близкого ему человека;
- обсудить вопрос возможного чувства вины и ответственности;
- подчеркнуть необходимость защиты тех, кто уже пережил сексуальное злоупотребление и возможных новых жертв (возможность заявления соответствующим властям);
- посоветовать воспользоваться вне исповеди поддержкой других людей.
Исповедь преступника
Вопросы, которые следует уточнить у кающегося в совершении сексуального злоупотребления:
- Был ли это единичный случай, или ситуации повторяются? Как долго это происходит? Есть ли другие лица, которые были использованы сексуально? Каков их возраст?
- Кем приходится кающемуся пострадавший человек (ребенок, родственник, ученик, подопечный, кающийся и т.д)?
- Пользуется ли человек помощью специалистов, проходит ли лечение?
- Проинформировал ли кого-либо о содеянном?
- Что собирается теперь делать?
В наставлении необходимо напомнить о следующем:
- напомнить об условиях раскаяния и проблеме действительности исповеди – необходимости встать на путь исправления вреда и принятия последствий своего поступка;
- указать на необходимость помощи специалистов — психологов или психиатров, помощи в кризисах (желательно указать конкретные места получения такой помощи);
- указать, если сексуальное злоупотребление является уголовным преступлением (в зависимости от возраста и обстоятельств) и рекомендовать явку с повинной;
- если этот грех совершило духовное лицо, то указать, если он является каноническим преступлением, в зависимости от обстоятельств и рекомендовать сообщить соответствующим настоятелям. В случае подпадания под цензуры latae sententiae, предложить кающемуся возможность написать от его имени в Апостольскую Пенитенциарию;
- напомнить кающемуся преступнику, что исповедник связан тайной исповеди, поэтому принятие последствий своих поступков возможно только если кающийся сам проинформирует о своих деяниях вне исповеди.
Свежие комментарии