Пётр Фавр (1506-1546), апостол примирения, прославлен в лике святых.
Отец Антонио Спадаро: диалог, отсутствие мыслительных барьеров, способность к духовному распознаванию объединяют Петра Фавра и Папу Франциска
У Церкви появился еще один святой: Папа Франциск распространил на уровень Вселенской Церкви литургическое почитание Петра Фавра, священника-иезуита.
Святой Пётр Фавр, живший пятьсот лет назад, был апостолом рождающейся духовности Общества Иисусова, которую он распространял во время своих многочисленных путешествий. Пётр Фавр, который учился в Париже и преподавал в Римском университете, не раздумывал ни минуты, когда Папа попросил его оставить престижную кафедру и отправиться в область Пармы, чтобы обучать катехизису простых людей. С тем же послушанием Папе святой Пётр Фавр отправляется в Германию наводить мосты диалога с протестантством Лютера. Фавр стал первым священником Общества Иисусова, а затем вместе с Игнатием Лойолой и другими товарищами принес на Монмартре знаменитый обет бедности и паломничества в Иерусалим, а также обещание послушания Папе. Именно Пётр Фавр служил Святую Мессу, на которой первые собратья во главе со святым Игнатием принесли свои обеты. Война венецианцев с турками помешала им уехать на Святую Землю, и тогда первая община будущего Ордена иезуитов отправляется к Павлу III, который дает Игнатию и его товарищам различные поручения. Пётр Фавр путешествует по Европе, проводя духовные упражнения, посещая монастыри, проповедуя, — и этот интенсивный труд отражается на его здоровье. Уже больной, он возвращается 17 июля 1546 года в Рим, где его ждет последнее поручение: внести свой вклад в Тридентский собор в том, что касается ответа на Реформу Лютера. Однако Фавр умирает 1 августа 1546 года.
Духовное наследие святого Петра Фавра сосредоточено в его «Мемориале», который он написал по-испански и по-латински. Это своего рода дневник, показывающий, наряду с его письмами, его веру и подлинно христианский образ жизни.
В одном из журналов Общества Иисусова Папа Бергольо назвал Петра Фавра «реформированным священником». «Иезуитов, – поясняет главный постулатор Общества Иисусова отец Антон Витвер, — всегда считали реформированными священниками, и не одного только Петра Фавра, потому что они жили своим священством в бедности – что является решающим аспектом – и отдавали себя в распоряжение всей Церкви, не прося ничего взамен. Это было новшеством, и этот аспект сохранился в духовности Общества».
«Петр Фавр всегда был человеком примирения и мира, – продолжает отец Витвер. – Он видел в протестантах не столько атаку на Церковь, — хотя и страдал от этого, — сколько невежество людей по отношению к вере. Вот почему он говорил: «То, что нужно делать, — это проповедовать Евангелие». Он был убежден, что достоверное провозглашение веры в Иисуса Христа может искоренить любые разделения – а это важно и для нас сегодня — в той мере, в какой все растут как христиане. И единство может стать реальностью».
Для современных католиков – говорит отец Витвер – святой Петр Фавр должен быть прежде всего примером отношения к повседневной жизни, на которую мы призваны взирать глазами веры. Кроме того, Петр Фавр является «святым христианской совести», покровителем испытания совести, к которому все мы призваны, — отмечает постулатор Общества Иисусова.
Интересную параллель между Петром Фавром и Папой Франциском проводит главный редактор журнала «La Civilta’ Cattolica» отец Антонио Спадаро, — называя три ключевых слова к пониманию этих двух личностей: диалог, распознавание, граница. На вопрос нашего корреспондента о том, почему Петр Фавр так долго ждал канонизации, отец Спадаро отвечает: он стал жертвой своеобразного недоверия к измерению мистики во второй половине XVI века. И даже в Обществе Иисусовом сформировалось предпочтение аскетике, а не мистике. Что не помешало святому Франциску Ксаверию включить Петра Фавра в Литанию Святым, а Игнатию Лойоле – служить о скончавшемся Петре Фавре праздничные, а не заупокойные Мессы.
«Диалог со всеми, даже самыми дальними, с противниками; простое, можно сказать, народное благочестие, какое-то простодушие – а ведь Папа сам говорил о своем простодушии и некоторой ´хитрости´»: так отец Спадаро описывает сходство между святым Петром Фавром и Папой Франциском. Но главное в них – это способность к духовному распознаванию; именно оно лежит в основе великих и сильных решений людей, исполненных в то же время огромной доброты.
Петр Фавр был человеком, лишенным мыслительных барьеров и предубеждений, продолжает отец Спадаро. Он был церковным реформатором, но полагал, что для этого нужно время, и основывал свое стремление на дружбе. Однажды он почувствовал желание молиться одновременно о Папе, о Лютере, о Генрихе VIII и о Сулеймане II.
Это отсутствие ментальных барьеров, говорит в заключение отец Антонио Спадаро, «очень напоминает миссионерский пыл Папы Франциска».
Свежие комментарии