В последней катехезе о распознавании мы говорили об опыте духовного утешения, который позволяет нам ощущать утешительное присутствие Бога и заботу Провидения во всем, даже в минуты испытаний и невзгод. Истинное утешение есть плод благодати Божьей – оно ведет к возрастанию любви к Господу и ближнему, к познанию воли Божией в своей жизни и к делам духовного и практического милосердия. Святой Игнатий говорит, что добрая мысль приносит добрые плоды на каждом этапе: в начале, в середине и в конце. Важно распознавать эти плоды, а также скрытые искушения, которые склоняют нас обменять большее благо на меньшее. Великим подспорьем в распознавании истинного утешения является ежедневное испытание совести, которое очищает умы и сердца и открывает их воле Божьей для нашего возрастания в святости и единении с Ним.

***

Добрый день, дорогие братья и сестры!

Продолжая размышлять о распознавании и, в частности, о духовном опыте утешения, о котором мы говорили в минувшую среду, попробуем ответить на вопрос: как распознать подлинное утешение? Это очень важный вопрос для распознавания, чтобы не ошибиться в поисках истинного добра.

Некоторые критерии можно найти в отрывке из «Духовных упражнений» св. Игнатия Лойолы:

«Если начало, середина и конец (хода мыслей) во всём хороши, то есть направлены лишь к одному добру, – это признак доброго ангела. Но если в ряду мыслей, внушённых ангелом, в чём-либо видна вещь злая, или отвлекающая, или менее хорошая, чем та, которую душа прежде намеревалась совершить, или если что-нибудь ослабляет душу, или делает её беспокойной и удручённой, отнимая у неё мир, тишину и спокойствие, которые она до этого имела, то это явный признак происхождения этих мыслей от злого духа» (ДУ 333).

И это правда: есть подлинное утешение и есть – фальшивое. И поэтому надо хорошо понимать процесс утешения: как оно приходит и куда ведет меня? Если к чему-то неправильному, то это утешение нехорошее, неправдивое, так сказать, «фэйк».

Эти ценные указания заслуживают краткого комментария. Начало исходные намерения – должно быть направлено к добру: например, желание молитвы должно сопровождаться любовью к Богу и ближнему, делами милосердия, но никак не отвлечением от необходимой работы или бегством от своих задач. Чтобы не было так, что каждый раз, когда мне приходится мыть посуду или убирать комнату, у меня возникает сильное желание помолиться! Такое случается в монастырях.

Но молитва – это не бегство от своих обязанностей. Наоборот, она помогает реализовать то добро, к которому мы призваны здесь и сейчас. Это, что касается начала.

Затем следует середина: святой Игнатий говорил, что начало, середина и конец должны быть хорошими. Начало таково: я хочу молиться, чтобы не мыть посуду: иди помой посуду, а потом иди молись. Далее – середина: т.е. то, что наступает после, следует за этой мыслью. Оставаясь в предыдущем примере, если мы начинаем молиться как фарисей из притчи (см. Лк 18,9-14), угождая себе и презирая других, возможно, в духе обиды и горечи, это признак того, что злой дух использовал желание молитвы как ключ, чтобы войти в сердце и передать свои чувства. Когда я иду молиться и мне приходит в голову то же самое, что и знаменитому фарисею – «Боже! благодарю Тебя, я молюсь, я не таков, как прочие люди, которые Тебя не ищут, которые не молятся» – эта молитва плохо заканчивается. Вот в чем здесь утешение – чувствовать себя павлином перед Богом. Такая середина не годится.

А потом конец: начало, середина и конец. Конец – тот аспект, с которым мы уже сталкивались, а именно: куда приводит конкретное желание? Например, я занят добрым и достойным делом, но это заставляет меня перестать молиться, потому что я слишком занят. Я начинаю вести себя злобно, агрессивно и прихожу к убеждению, что всё зависит от меня, – до той степени, что теряю доверие к Богу. Здесь очевидно действие злого духа. Начинаю молиться, но в молитве чувствую себя всемогущим: все должно быть в моих руках, потому что я один знаю, как надо делать – очевидно, что в этом нет доброго духа.

Мы должны хорошо проверять путь наших чувств и путь утешения, когда собираемся что-то делать: в начале, в середине и в конце.

Стиль врага – когда мы говорим о враге, мы говорим о дьяволе, потому что дьявол есть, он существует! – его стиль известен: зачастую лукавый представляет себя в коварной, замаскированной манере: начинает с самых дорогих для нас вещей, а затем мало-помалу привлекает к себе. Зло проникает тайно, без ведома человека. И со временем мягкость превращается в жесткость. Плохая мысль в конце концов раскрывает себя такой, какая она есть на самом деле.

Поэтому так важно терпеливое исследование истоков и истинности мыслей, необходимость учиться на своем опыте, на том, что с нами происходит, чтобы не повторять тех же ошибок. Чем больше мы познаём себя, тем лучше чувствуем, откуда приходит злой дух, узнаём его «пароли» и входные двери в сердце, наши самые чувствительные точки, чтобы в будущем обращать на них особое внимание. У каждого из нас есть свои уязвимые места, самые слабые места в характере, и через них входит злой дух и ведет нас на дурной путь или заставляет сойти с истинного, правильного пути. Я иду и молюсь, но он отводит меня от молитвы.

Примеры можно было бы умножать сколько угодно, думая о наших днях. Вот почему ежедневное испытание совести так важно: остановись на минуту в конце дня. Что случилось? Не в газетах, не в жизни – что случилось в сердце? Было ли оно внимательным? Выросло ли? Неужели ничего не затронуло его? Что происходило в моем сердце?

Такой просмотр очень важен как ценная попытка перечитать опыт с определенной точки зрения. Полезно замечать, что происходит, ибо это знак того, что в нас действует Божья благодать, помогая нам возрастать в свободе и осознании. Мы не одни: Святой Дух с нами. Так что давайте задумываться над тем, как идут наши дела.

Подлинное утешение – это своего рода подтверждение того, что мы делаем благоугодное Богу и ходим по Его путям жизни, радости, мира. В сущности, распознавание касается не только того, что является благом или максимально возможным благом, но и того, что является благом для меня здесь и сейчас: в этом я призван расти, ограничивая другие привлекательные, но нереалистичные предложения, чтобы не быть обманутым в поисках истинного блага.

Братья и сестры, мы должны понимать и углублять свое понимание того, что происходит в сердце, для чего нам необходимо испытание совести, просмотр событий дня. «Я сегодня разозлился, я не сделал то-то и то-то…» Но почему? Чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, нужно смотреть в корень этих ошибок. «Сегодня я был счастлив, хотя мне было скучно, когда приходилось помогать другим людям, но в конце концов я почувствовал удовлетворение от своего участия», – и в этом есть Святой Дух. Учитесь читать, что происходило на протяжении дня в книге сердца. Это займет всего пару минут, но принесет вам пользу, уверяю вас.

Папа Франциск. Общая аудиенция, 30 ноября 2022 г.

Источник: General Audience of 30 November 2022 — Catechesis on Discernment. 10. The true consolation | Francis

Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска