В среду 7 сентября на общей аудиенции Папа Франциск продолжил цикл катехизических наставлений, посвящённых духовному распознаванию, и на этот раз обратился к жизненному опыту св. Игнатия Лойолы – «одному из самых поучительных примеров». Со временем, практикуясь в распознавании, мы начинаем замечать и понимать знаки, особенно неожиданные, через которые Бог говорит с нами, ведет к обращению и проявляет Свою волю в нашей жизни.

***

Дорогие братья и сестры, добрый день!

В наших размышлениях о распознавании будет полезно обратить внимание на свидетельство жизни конкретного человека. Один из самых поучительных примеров дан нам в лице св. Игнатия Лойолы через решающий эпизод его жизни. Игнатий находился дома, залечивая раненную в бою ногу, и чтобы развеять скуку, решил что-нибудь почитать. Он любил рыцарские романы, но таковых в доме не оказалось, и ему пришлось читать то, что было – жития святых. Немного неохотно он начал читать, но со временем стал открывать для себя другой мир, который покорил его и, казалось, соперничал с миром рыцарей. Праведные Франциск и Доминик очаровали его и пробудили желание им подражать, однако мир славного рыцарства привлекал его не меньше. Таким образом, он чувствовал в себе чередование мыслей — о рыцарях и о святых — которые казались равнозначными. И всё же замечались и различия.

В своей автобиографии (от третьего лица) Игнатий пишет: «Думая о вещах мирских, он весьма услаждался; но когда, утомившись, он оставлял эти мысли, то чувствовал скуку и недовольство. Когда же он думал о том, чтобы пойти в Иерусалим босиком, питаться одними травами и совершать все прочие подвиги покаяния, которые, как он увидел, совершали святые, – то утешался он не только тогда, когда задерживался на таких мыслях, но и даже отстранив их оставался доволен и радостен» (п. 8); таким образом, они оставляли след радости.

В этом опыте святого Игнатия мы отмечаем два важных аспекта, и первый из них – время: мирские мысли вначале привлекательны, но со временем теряют блеск, оставляя человека опустошённым и неудовлетворённым; они оставляют тебя именно таким, пустым. Мысли же о Боге поначалу вызывают сопротивление — «Да не буду я читать эту скукоту про святых», — но когда их принимают, они приносят неведомый доселе мир, который длится продолжительное время.

Существует и другой аспект – то, куда приводят размышления. Поначалу ситуация не кажется особенно ясной. Здесь происходит развитие распознавания: мы понимаем, что есть благо для нас, причём не абстрактно, а на конкретном пути нашей жизни.

В правилах распознавания, которые стали плодом того фундаментального опыта, Св. Игнатий изложил важную предпосылку, которая помогает понять этот процесс: «Тем, кто идёт от одного смертного греха к другому, враг обыкновенно представляет мнимые удовольствия, заставляя воображать чувственные наслаждения и удовольствия, дабы крепче удержать и глубже погрузить таких <людей> в пороки и грехи. В этих людях добрый дух действует противоположным образом, вызывая у них уколы и угрызения совести посредством предостережений разума» (Духовные упражнения, 314) — говорит, что это плохо!

У человека, который входит в процесс распознавания, есть своя история, история, которую нужно знать, потому что распознавание —  это не гадание и не фатализм или лабораторные исследования; распознавать — не значит бросить жребий для двух возможностей. Глубокие вопросы возникают, когда мы уже прошли определённый отрезок жизненного пути, и именно к нему мы должны вернуться, чтобы понять, чего именно мы ищем. Если в жизни мы почти не движемся вперед, то можно спросить: «Почему я иду в этом направлении, что я ищу?» – и здесь происходит распознавание. Святой Игнатий, будучи раненым и находясь в доме своего отца, совсем не думал о Боге или о том, как исправить свою жизнь: свой первый опыт познания Бога он получил прислушиваясь к собственному сердцу, и это показало ему любопытную обратную картину: то, что на первый взгляд привлекало, в итоге разочаровало, а другое, менее яркое, дарило прочный покой. Нам это знакомо; часто мы начинаем о чем-то думать, носим это в себе, а потом разочаровываемся. И наоборот, когда мы занимаемся благотворительностью, делаем что-то хорошее и чувствуем себя счастливыми, то приходят хорошие мысли, сердце наполняется какой-то радостью. Это полностью наш собственный опыт. Игнатий впервые почувствовал Бога, прислушиваясь к тому, что говорило ему сердце, замечая странные противоречия. Важно научиться, слушая сердце, понимать, что происходит и какое решение принять. Чтобы рассуждать о той или иной ситуации, нужно прислушаться к собственному сердцу. 

Мы слушаем телевидение, радио, мобильный телефон. Мы эксперты в слушании, но я спрашиваю вас: умеете ли вы слушать свое сердце? Останавливаетесь, чтобы спросить себя: «А как насчет моего сердца? Оно счастливо или грустно, или оно чего-то ищет?» Чтобы принимать правильные решения, нужно прислушиваться к нему.

Поэтому Игнатий посоветовал бы читать жития святых: в них – в повествовательной и понятной форме – показан стиль Бога в жизни людей, которые не так уж сильно отличаются от нас; святые – люди из плоти и крови, как и мы. Их поступки разговаривают с нами, помогая нам понять значение святости.

В том знаменитом случае с двумя чувствами, которые были у Игнатия (одно, когда он читал о рыцарях, а другое, когда он читал о святых), мы можем увидеть еще один важный аспект распознавания, о котором мы уже вспоминали в прошлый раз. В событиях жизни присутствует кажущаяся случайность: все как бы вытекает из банальной неприятности – как в случае с Игнатием, у которого не оказалось под рукой любимой литературы, а только жития святых, – неприятности, которая, тем не менее, содержала в себе возможный перелом. Игнатий понял это лишь позже и посвятил этому аспекту все свое внимание.

Послушайте внимательно: Господь действует через незапланированные события, которые происходят случайно: случайно что-то произошло со мной, случайно я встретил этого человека, случайно посмотрел некий фильм… Это не было запланировано, но Бог действует через события, которые не планируются, а также через неудачи и препятствия: «Я должен был пойти погулять, а тут вдруг у меня случилась проблема с ногой, и я не смог…» Неудача! Но что Бог говорит тебе? Что жизнь говорит вам через этот случай?

Вспомним отрывок из Евангелия от Матфея: человек, вспахивающий поле, случайно находит в нём зарытое сокровище. Совершенно неожиданная ситуация. Но важно то, что он видит в этом счастливый случай и принимает верное решение: продает всё, что имеет, и покупает это поле (см. Мф 13, 44). Я дам тебе совет: обращай внимание на неожиданности. Человек говорит: «Но я не ожидал!» Это жизнь говорит с тобой, Господь, а может быть дьявол? Кто-то. Но есть что распознавать: как я реагирую, когда сталкиваюсь с неожиданностью. Сижу себе тихо дома и «Бум!» – приезжает свекровь. Как ты относишься к свекрови? С любовью? Или что-то другое скрывается внутри? Необходимо распознать. Я усердно работаю в офисе, приходит коллега и говорит, что ему нужны деньги: как ты отреагируешь? Замечая, что происходит, когда мы сталкиваемся с чем-то неожиданным, нам нужно учиться понимать движения сердца.

Распознавание помогает выделять знаки, через которые Господь являет Себя в неожиданных, даже неприятных ситуациях, как, например, в травме ноги для Игнатия. Из них может возникнуть судьбоносная встреча, которая навсегда изменит жизнь, как для Игнатия. Может возникнуть что-то, что сделает тебя лучше или хуже на этом пути, я не знаю, но будь внимателен: самая красивая нить истории исходит из неожиданного: «Что мне теперь с этим делать?» Да поможет нам Господь прислушиваться к своему сердцу и различать, когда действует Он, а когда нет, и это что-то другое.

Папа Франциск. Общая аудиенция, 7 сентября 2022 г.

Источник: General Audience of 7 September 2022 — Catechesis On Discernment: 2. An example: Ignatius of Loyola | Francis

Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска