Орден иезуитов в своей миссионерской деятельности внес немалый вклад в развитие архитектуры. В первые два столетия своего существования члены Общества Иисуса активно использовали стиль барокко, строя храмы для своей паствы. Костел Божьего Тела в Несвиже (сегодняшняя Беларусь), построенный по проекту итальянского архитектора-иезуита Джованни Бернардони, является выдающимся памятником архитектуры раннего барокко. С точки зрения истории архитектуры это первая барочная постройка на территории Восточной Европы. Кроме того, храм примечателен тем, что за 420 лет своего существования он никогда не был закрыт. В нем проводили службы и в годы войн, и во времена большевиков. А в начале этого столетия его вместе с Несвижским замком включили в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интересно, что дорога до Несвижа заняла у Бернардони несколько лет. А связано это с тем, что архитектор-иезуит по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. В результате чего с ним происходила каждый раз одна и та же история. Отцы-иезуиты в один голос говорили талантливому архитектору: «Построй нам храм, а потом поедешь дальше!». Вот так и произошло, что на пути из Рима в Несвиж Бернардони построил несколько прекрасных католических храмов.
Для рода Радзивиллов (по инициативе которых был возведен этот храм) это семейная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней.
***
Католический храм Божьего Тела в Несвиже является великой святыней не только для семьи Радзивиллов, но и для всех верующих, а также ценителей красоты и искусства.
19 августа 1584 года (за два года до паломничества в Святую Землю) Николай Радзивилл («Сиротка») подписал акт об основании в Несвиже коллегиума иезуитов. Приходская святыня, которую начали строить в 1583 году на месте деревянного храма, была передана иезуитам. Было принято решение перестроить храм, в связи с чем в течение двух лет он был разобран. Построенный позже на этом месте католический храм Божьего Тела стал не только храмом иезуитов, но и выполнял функции приходского.
Для рода Радзивиллов этот храм является семейным захоронением. В свое время крипта Несвижского храма стала третьей семейной усыпальницей (после усыпальницы Бурбонов во Франции и Габсбургов в Австрии). Разрешение на эти захоронения князь Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» получил у Папы Римского: в то время считалось неприемлемым, чтобы умершие оставались после смерти на поверхности, а не похороненными в земле.
Говоря об архитектурном аспекте храма, нельзя не сказать о феноменальном человеке — архитекторе Джованни Марии Бернардони SJ. В 1582-1584 годах Сиротка отправился в паломничество в Египет, Святую Землю и Италию. Там, увидев прекрасные образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл решил создать в Несвиже храм, не уступающий европейским храмам. Для этого Сиротка попросил приехать в Несвиж из Рима молодого архитектора-иезуита Бернардони.
Путь до Несвижа занял у Бернардони несколько лет. Долгое время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго. Однако белорусская исследовательница архитектуры Тамара Габрусь разгадала эту загадку, изучив карту Европы. Выяснилось, что архитектор-иезуит по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. В результате чего с ним происходила каждый раз одна и та же история. Отцы-иезуиты в один голос говорили талантливому архитектору: «Построй нам храм, а потом поедешь дальше!». Вот так и произошло, что на пути из Рима в Несвиж Бернардони построил несколько прекрасных католических храмов. Зато, когда Джованни Бернардони наконец добрался до Несвижа, Сиротка его не отпускал целых 13 лет.
Первым делом был разобран старый, недостроенный храм, который Радзивиллы считали «слишком маленьким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового храма, который освятил епископ Вильнюсский, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Прототипом будущего храма стала базилика Иль-Джезу в Риме. Построенная в 1568-1584 годах, она задала мотив для будущих храмов иезуитов. Джованни дал простор творчеству — и он построил прекрасный храм в стиле барокко (1589-1593 гг.). Перед храмом была установлена массивная колокольня, которая сама по себе представляет прекрасный памятник архитектуры. Купол Несвижского храма возводил не Бернардони, а вызванный из Италии архитектор Джузеппе Бризио.
После строительства храма начались работы над его внутренним убранством. С левого бока был построен алтарь Святого Креста из белого, красного и черного мрамора. Над ним работал итальянский скульптор Джироламо Кампанья и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интересный факт: этот алтарь был главным в старом разобранном храме, а в новом храме был помещен сбоку.
В XVII столетии интерьер храма серьезно пострадал во время польско-шведской войны, только чудом сохранились каменные алтари и надгробия. Всю вторую половину XVII века храм стоял только побеленный — как снаружи, так и внутри. Значительные работы начались в первой половине XVIII века. Были сняты перекрытия с боковых нефов, за счет чего визуально размер здания увеличился. Тогда же в середине XVIII столетия были созданы фрески и главный алтарный образ «Тайная вечеря» (на гравюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет).
Внутреннее убранство храма само по себе памятник искусства. Причем, если внешний облик храма остается неизменным уже 420 лет, то внутри каждый из князей или благодарных прихожан мог с осторожностью привнести что-то свое.
Особое восхищение вызывают колонны и арки под самым куполом храма. Роспись настолько объемная и правдоподобная, что очень сложно догадаться, что это только рисунок на плоскости. В главном алтаре размещается образ «Тайная вечеря», повествующий о последней вечере Христа. Этот вечный сюжет задает прекрасный акцент храму, концентрируя вокруг себя остальные дополнительные сюжеты. Этот образ был создан как храмовая фреска в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксаверием — придворными художниками Радзивиллов.
В боковых алтарях заняли свое место образы «Святой Игнатий» и «Святой Франциск Ксаверий». Сами фрески обновлялись только один раз, в самом начале XX века, над ними работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. В тот момент, когда работы по росписи храма были завершены, его уже называли «чудом света» — за невероятную красоту. Ректор новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».
В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц — в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомля (Людвика Кондратовича) посвятили ему памятную доску в честь 40-летия со дня его смерти. Сырокомля, жизнь и творчество которого было связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах была установлена памятная доска Эдварду Войниловичу, великому другу Радзивиллов, спонсору Красного костела в Минске. В 2006 году верующие установили слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу отцу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), который служил в этом храме с 1939 как викарный священник, а в 1941-1991 был бессменным настоятелем. Отец Колосовский спас храм от пожара во время Великой Отечественной войны, а также от закрытия в советские годы.
Внутреннее убранство храма Божьего Тела можно смело назвать художественным музеем европейской традиции тех лет.
По материалам издания Римско-католического прихода Божьего Тела в Несвиже, под редакцией настоятеля о. Петра Шарко.
Фото: Chamille White, Felix Lipov
Свежие комментарии