Папа Франциск совершил Святую Мессу в римской Церкви «дель Джезу» в день литургического праздника Святейшего Имени Иисуса. Это богослужение имело характер благодарения за причисление к сонму святых, 17 декабря прошлого года, Петра Фавра, первого священника-иезуита.
В своей проповеди Папа напомнил слова апостола Павла: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2, 5-7). «Мы, иезуиты, — отметил Папа, — желаем быть удостоенными имени Иисуса, быть воинами под знаменем Его Креста, и это означает: иметь те же чувствования Христа. Это означает думать, как Он, любить, как Он, видеть, как Он, ходить, как Он. Это означает делать то, что делал Он, и с теми же самыми чувствованиями, – с чувствованиями Его Сердца».
«Сердце Христа — продолжил Папа, — это сердце Бога, который из любви «опустошил» Себя. Каждый из нас, иезуитов, которые следуют за Иисусом, должны быть готовы опустошить себя. Мы призваны к этому смирению: быть «опустошёнными». Быть людьми, которые не ставят в центр жизни самих себя, потому что центром Общества является Христос и Его Церковь. А Бог есть Deus semper maior, Бог, Который всегда удивляет нас. И если Бог неожиданностей не в центре, то Общество теряет ориентацию. Поэтому, быть иезуитом означает быть человеком, чья мысль является неполной, в смысле открытого мышления: потому что он мыслит, всегда глядя на горизонт, – на славу Бога, Который превыше всего, Который непрестанно удивляет нас. Это и есть беспокойство нашей пустоты, бездны, – святое и прекрасное беспокойство».
Папа продолжил: «Но, как грешники, давайте спросим себя, сохранило ли наше сердце беспокойство поиска, или же оно атрофировалось; активно ли наше сердце – сердце, которое не успокаивается, не замыкается в себе, и которое бьётся в такт шагам всего верного Богу народа. Нужно искать Бога, чтобы найти его, и найти Его, чтобы вновь и вновь. Только это беспокойство дает мир сердцу иезуита, также апостольское беспокойство; мы не должны уставать возвещать керигму, евангелизировать с мужеством. Именно это беспокойство готовит нас получить дар апостольской плодотворности. Без беспокойства мы бесплодны».
«Именно этим беспокойством был наделен Петр Фавр, — отметил Папа, — человек больших желаний, другой Даниил. Фавр был «человеком скромным, чувствительным, глубокой внутренней жизни, и он обладал даром вступать в дружбу с людьми разного рода» (Бенедикт XVI, Обращение к иезуитам, 22 апреля, 2006). Тем не менее, он был также человеком беспокойного духа, который никогда не останавливался на достигнутом. Под руководством Святого Игнатия он научился сочетать свою беспокойную, но и кроткую, я бы сказал, изысканную чувствительность со способностью принимать решения. Он был человеком больших желаний, он был наполнен своими желаниями, осознавал их. Больше того, Фавр считал, что именно когда возникают трудности, проявляется истинный дух, побуждающий к действию (ср. Memorial, 301 ). Подлинная вера всегда предполагает глубокое желание изменить мир. Вот вопрос, который мы должны задать себе: есть ли и у нас большие видения и порыв? Смелые ли мы? Летаем ли мы в своих мечтах? Снедает ли нас ревность? (ср. Пс 69,10)? Или мы посредственны и удовольствуемся нашими далекими от жизни апостольскими программами? Давайте запомним это навсегда: сила Церкви живет не в ней самой и не в ее организационной способности, но скрыта в глубоких водах Бога. И эти воды волнуют наши желания, а желания расширяют сердце. Святой Августин говорил об этом так: «Молиться, чтобы желать, и желать, чтобы сделать шире сердце». Именно в своих желаниях Фавр смог различить голос Божий. Без желания нельзя никуда дойти, и именно поэтому нужно предлагать свои желания Господу».
«Фавр был снедаем горячим желанием проповедовать Господа, – сказал далее Папа. – Если в нас нет такого желания, то мы должны замереть в молитве и с молчаливым пылом просить Господа, через заступничество нашего брата Петра, чтобы Он вновь увлек нас».
В заключение своей проповеди Папа сказал: «Мы все люди противоречивые, непоследовательные, грешные. Однако мы люди, которые желают идти под взором Иисуса. Мы малы, мы грешники, но мы хотим служить под знаменем Креста в Обществе, наделённым именем Иисуса. Мы, будучи эгоистами, хотим, тем не менее, жить жизнью, волнуемой великими желаниями. Поэтому подтвердим наше приношение Вечному Господу, дабы, с помощью Его преславной Матери мы могли хотеть, желать и испытывать чувствования Христа, Который опустошил Себя. Как писал Святой Петр Фавр, «да не будем искать в этой жизни имени, не соединяющего нас с именем Иисуса» (Мемориал, 205 )».
Свежие комментарии