Традиция молиться о каком-либо особом намерении в течение девяти дней черпает вдохновение в том, что Мария и одиннадцать оставшихся учеников провели девять дней, молясь вместе в горнице, ожидая сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы. Ученики были небольшой общиной, хрупкой, но исполненной надежды и доверия. Они знали, что такое смятение и путаница, но в их сердцах также жило глубокое желание продолжать следовать за Иисусом и отражать Его любовь в своей жизни. В этом отношении они, вероятно, были очень похожи на нас.

Мы приглашаем вас присоединиться к девятидневной Новенне святому Игнатию Лойоле. Традиционно молитва новенны предполагает определенное намерение — просьбу Бога о том, в чем больше всего нуждаетесь вы, ваши близкие или мир в целом.

Во время молитвы о вашем особом намерении важно хранить в сердце и по-настоящему верить, что Бог знает, что лучше для вас, ваших близких и всего мира. Этот акт доверия и отпускания ситуации — принятие воли Божьей, независимо от наших начальных желаний — есть проявление истинной веры. Как сказал бы святой Игнатий: «Suscipe» — «Возьми, Господи, все, что имею и чем обладаю; даруй мне любовь Твою и благодать, сих будет мне достаточно» (ДУ 234).

Новенну можно читать в любое время года, но традиционно ее начинают перед важным праздником или значимой датой в жизни святого. Поскольку праздник святого Игнатия Лойолы приходится на 31 июля, вы можете начать первый день новенны 22 июля и закончить девятым днем ​​30 июля.

Другие значимые даты в жизни святого Игнатия:

  • Ранение, полученное от пушечного ядра, — 20 мая (начало новенны 12 мая)
  • Первая месса в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме — 25 декабря (начало новенны 17 декабря)
  • Основание Общества Иисуса — 27 сентября (начало новенны 19 сентября).

Также можно выбрать любую значимую для вас дату и начать новенну за девять дней до нее.

Структура каждого дня новенны:

  • Несколько слов из Священного Писания, соответствующих теме дня
  • Краткое описание какого-либо аспекта учения Игнатия и его применения к нашей жизни в современном мире
  • Материал для размышления на несколько минут
  • Личная молитва дня
  • Общая молитва новенны, объединяющая все девять дней этого духовного пути

В каждый из девяти дней постарайтесь выделить несколько спокойных минут, чтобы самостоятельно или в кругу других поразмышлять над отрывком из Писания и кратким изложением учения святого Игнатия. Затем, в своем темпе, переходите к материалу для размышления и подумайте, что он может сказать вам сегодня. После этого прочитайте короткую молитву и постарайтесь сделать ее своей. Всегда завершайте общей молитвой новенны, включая в нее свое намерение.

Для более подробного знакомства с жизнью и учением святого Игнатия обратитесь к дополнительным материалам о святом Игнатии.

Первый день. Рефлексивная жизнь

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6, 6).

Игнатий считал одну практику особенно важной для внутреннего пути паломника. Это молитва, известная как Игнатианское испытание совести или Просмотр дня, и он настаивал на том, что даже если нет времени на другие формы молитвы, эту практику следует неукоснительно соблюдать. Эта молитва приглашает нас ежедневно коротко просматривать события дня глазами веры.

Включение такой рефлексивной молитвы в повседневную жизнь — фундамент духовного искусства осознанной жизни и основа постоянных личных отношений с Богом, который пребывает повсюду, в том числе глубоко внутри нас.

Размышление

Просматривая свой день, за что я наиболее благодарен?

Есть ли что-то, о чем я сожалею?

Что меня сегодня вдохновило или бросило мне вызов?

Что помогло мне почувствовать себя более живым, более связанным с другими и со своим истинным «я»? Было ли что-то, что заставило меня почувствовать себя униженным или в какой-то мере отчужденным от других или от своего истинного «я»?

В каких моментах я ощущал присутствие Бога, возможно, через доброту других людей? Постарайся выразить в молитве свою реакцию на события дня.

Молитва на сегодня

Господи, помоги мне найти время для размышлений в Твоем свете о событиях и встречах этого дня. Пробуди мое сердце, чтобы я осознал реальность Твоего Присутствия в каждом мгновении. Направляй мои шаги и будь моим постоянным спутником.

Новенна

Господи, я прихожу в Твое присутствие, ведомый Твоим Святым Духом, вдохновленный жизнью и учением Твоего слуги Игнатия и принося Тебе свое личное намерение в это особое время молитвы (назовите свое намерение). Подобно Игнатию, я желаю все больше познавать Тебя, ближе следовать за Тобой и любить Тебя еще сильнее. Вторя его словам, силой Духа Твоего, я осмеливаюсь молиться: Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю — все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все это — Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать — этого мне довольно.

Второй день. Евангельское ученичество

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф 4, 18-20).

Путь игнатианских Духовных упражнений — это неустанное путешествие личной молитвы, большая часть которой основана на размышлении над евангельскими сценами и событиями. Этот путь ведет паломника через земное служение Иисуса, Его страсти, смерть и воскресение, всегда ставя перед ним вопрос: Что этот отрывок говорит мне? К чему он меня подталкивает?

Молясь и размышляя над Евангелием, мы становимся учениками Учителя, следуем за Ним, наблюдаем за Его действиями и учимся подражать Его взглядам и ценностям в нашей жизни. Следование за Ним имеет свою цену и неизбежно вызывает противостояние, но с Учителем рядом и Его Духом внутри нас мы сможем вместе с Ним преодолеть тьму. Размышление над евангельскими сценой или событием как форма молитвы — это мощный способ соединить свою жизнь с примером Иисуса.

Размышление

Читая предложенный на сегодня евангельский отрывок, я прошу о благодати войти в него с помощью воображения и прочувствовать его, словно я действительно нахожусь там.

Где я нахожу себя в этой истории, что затрагивает меня глубже всего? Как это соотносится с моей жизнью и обстоятельствами?

Если я чувствую побуждение вступить в разговор с Иисусом, что я хотел бы Ему сказать?

Молитва на сегодня

Я прошу благодати глубоко и лично соединиться с Иисусом в Его земном служении и научиться у Него, как стать тем человеком, которым задумал меня Бог изначально. Да пребуду я верно рядом с Ним, проходя через Его страдания и смерть. Пусть мое сердце и ум все больше и больше уподобляются уму и сердцу Того, за Кем я следую.

Новенна

Господи, я прихожу в Твое присутствие, ведомый Твоим Святым Духом, вдохновленный жизнью и учением Твоего слуги Игнатия и принося Тебе свое личное намерение в это особое время молитвы (назовите свое намерение). Подобно Игнатию, я желаю все больше познавать Тебя, ближе следовать за Тобой и любить Тебя еще сильнее. Вторя его словам, силой Духа Твоего, я осмеливаюсь молиться: Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю — все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все это — Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать — этого мне довольно.

Третий день. Мечты и желания

«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин 6, 27).

Во время выздоровления после ранений, полученных в битве при Памплоне, Игнатий коротал время, мечтая о великих подвигах и прекрасных дамах, которых он будет завоевывать, когда поправится. Однако, когда ему предложили книги о Жизни Христа и Жития святых, его мечты приняли новое направление. Он начал мечтать о том, чтобы самому стать святым и совершать великие дела для Бога, как это делали они.

Именно тогда он заметил разницу между своими мечтами. Те, что были сосредоточены на земных достижениях и победах, быстро угасали, оставляя чувство пустоты. А мечты о небесном царстве сохраняли свою привлекательность, вдохновляя и наполняя энергией. В этом заключалась разница между простыми мечтаниями и мечтами о Боге. Обычные мечты отражали лишь поверхностные надежды и желания. Мечты же о Боге были выражением его самых глубоких, часто неосознанных стремлений.

Размышление

Находит ли это различие отклик в моем сердце? Вижу ли я в себе какие-то поверхностные желания и стремления?

Погружаясь глубже в молитву, могу ли я уловить следы своих самых глубоких желаний? Чего я действительно жажду?

Не бойтесь «желания». На самом глубоком уровне это точка, где наши собственные стремления встречаются со стремлением Бога относительно нас.

Молитва на сегодня

Помоги мне распознать разницу между теми желаниями, которые лишь поверхностны, и теми, что укоренены в самом глубоком центре моего сердца. Даруй мне благодать сосредоточиться на самом главном и постепенно отпускать стремления к тому, что не имеет вечной ценности. Привлеки меня глубже к сердцу того, чего я действительно жажду, чтобы в этом чистом пространстве мои стремления соединились с Твоим стремлением ко мне.

Новенна

Господи, я прихожу в Твое присутствие, ведомый Твоим Святым Духом, вдохновленный жизнью и учением Твоего слуги Игнатия и принося Тебе свое личное намерение в это особое время молитвы (назовите свое намерение). Подобно Игнатию, я желаю все больше познавать Тебя, ближе следовать за Тобой и любить Тебя еще сильнее. Вторя его словам, силой Духа Твоего, я осмеливаюсь молиться: Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю — все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все это — Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать — этого мне довольно.

Четвертый день. Чье Царство?

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6, 24).

Игнатий был военным человеком. Одна из ключевых медитаций в Духовных упражнениях использует образ военного знамени или флага, под которым собираются войска противоборствующих армий. Хотя этот образ может быть менее привлекательным в наше время, он напоминает нам о том, что мы снова и снова призваны решать, посвятим ли мы свою энергию и страсть Царству Божьему или собственным интересам. Мы не можем делать и то, и другое одновременно. Современным языком вызов медитации Игнатия о двух знаменах можно выразить вопросом: «В этой ситуации или решении — чьему Царству я на самом деле служу? Божьему или своему?»

На нашем духовном пути важно понять, что жизнь не вращается вокруг нас, наших желаний и требований, а что наша истинная жизнь тяготеет к гораздо более глубокому центру тяжести, вокруг которого вращается все творение, и который мы называем Богом.

Размышление

Оглядываясь на прошедший день, задаюсь вопросом: когда я служил своему собственному царству, или царствам других и мира, а не истинному центру и сердцу жизни в Боге?

Когда я чувствовал себя близким к своему истинному центру и к Богу сегодня, и как я ощущал прикосновение Бога в своей жизни?

В мире, где так много лжи и обмана, возможно, придется заплатить высокую цену за то, чтобы находиться под знаменем истины. Когда в моей жизни мне дорого обходилось отстаивание истины и справедливости?

Молитва на сегодня

Мой разум и сердце так легко сходят с истинной орбиты, в центре которой находишься Ты, Господи, и Твое Царство. Прошу Тебя о благодати распознавать, когда это происходит, и возвращаться к Тебе, моему истинному центру. Даруй мне мужество стоять твердо в защите того, что правильно и истинно, какой бы ни была цена.

Новенна

Господи, я прихожу в Твое присутствие, ведомый Твоим Святым Духом, вдохновленный жизнью и учением Твоего слуги Игнатия и принося Тебе свое личное намерение в это особое время молитвы (назовите свое намерение). Подобно Игнатию, я желаю все больше познавать Тебя, ближе следовать за Тобой и любить Тебя еще сильнее. Вторя его словам, силой Духа Твоего, я осмеливаюсь молиться: Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю — все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все это — Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать — этого мне довольно.

Пятый день. Свет и Тень

«Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9, 2).

Ключом к искусству Игнатия в принятии более мудрых решений (распознаванию) является его понимание духовного утешения и оставленности. Эти слова происходят от латинских выражений con sol («с солнцем») и de sol («вдали от солнца»). Если представить себе «солнце» как Свет Христа, то находиться в духовном утешении — значит быть обращенным к этому истинному Свету, который озаряет все наши выборы и поступки. Быть в духовной оставленности — значит отвернуться от этого Света и сосредоточиться вместо этого на собственной тени.

Возможно, в детстве, когда мы делали уроки, сидя спиной к свету из окна или от лампы, родители предупреждали нас, что мы «сидим в своем собственном свете» и не видим четко, что делаем. Если же мы поворачивались лицом к свету, он озарял нашу работу, и нам было гораздо легче найти правильные ответы.

Мы легко отворачиваемся от Света Христа и «сидим в своем свете», пытаясь идти вперед, полагаясь на собственное ограниченное и несовершенное понимание. Это и есть духовная оставленность, ведущая к замешательству и потенциально вредным решениям.

Хорошая новость в том, что, как только мы осознаем, что отвернулись от Света, нам нужно просто повернуться обратно, чтобы Свет снова озарил нас и направил наши шаги с помощью дара духовного утешения.

Размышление

В ситуации, которая сейчас больше всего меня волнует, обращен ли я к Свету и позволяю ли ему озарять проблему, или же я сижу, глядя на свою тень?

Когда я ощущал, что Свет Христа освещает мой путь, а Святой Дух ведет меня? Тогда путь казался гораздо яснее. Благодарю Бога за эти моменты.

Иногда духовное утешение наполняет нас неожиданно. Когда я испытывал такую внезапную благодать, и как она меня изменила или бросила мне вызов?

Молитва на сегодня

Прошу о благодати распознавать моменты, когда я отворачиваюсь от Света Христа и пытаюсь идти вперед, полагаясь на свое собственное несовершенное понимание. Дай мне смирение повернуться и позволить Твоему Свету полностью озарить мой ум и сердце даром духовного утешения. Защити меня от иллюзии, что «я знаю лучше всех», и обнови мою веру только в Тебя, всеведущего, вселюбящего Бога.

Новенна

Господи, я прихожу в Твое присутствие, ведомый Твоим Святым Духом, вдохновленный жизнью и учением Твоего слуги Игнатия и принося Тебе свое личное намерение в это особое время молитвы (назовите свое намерение). Подобно Игнатию, я желаю все больше познавать Тебя, ближе следовать за Тобой и любить Тебя еще сильнее. Вторя его словам, силой Духа Твоего, я осмеливаюсь молиться: Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю — все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все это — Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать — этого мне довольно.

Шестой день. Совершение выбора

«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор 30, 19).

Каждый день мы принимаем множество решений — как незначительных, так и очень важных. Искусство распознавания помогает нам делать выбор более мудро. Игнатий дает нам мощные инструменты, которые помогают нам распознавать, как ведет нас Святой Дух в конкретных ситуациях и какой выбор с большей вероятностью приведет к росту веры, надежды и любви в мире. Какой выбор является более жизнеутверждающим?

Мудро сказано: «Бог привлекает, а дьявол принуждает» («God draws and the devil drives»). Если мы чувствуем давление и принуждение в какой-то ситуации, это может быть признаком деструктивных движений. Когда же мы испытываем глубокий мир и удовлетворение (даже — и особенно — в бурные времена), это свидетельствует о том, что нас ведут созидательные движения.

Размышление

Я вспоминаю конкретное решение или выбор, который стоит передо мной сейчас, и приношу его Богу в своей молитве.

Положительные, жизнеутверждающие движения в сердце будут привлекать меня к более жизнеутверждающему выбору. Негативные движения, скорее всего, вызовут чувство давления. Какие движения я ощущаю?

Из всех возможных вариантов, какой с наибольшей вероятностью приведет к росту веры, надежды и любви в мире?

Молитва на сегодня

Открой, пожалуйста, глаза моего сердца, чтобы я увидел, куда ведет меня Твой Дух в этом выборе, и приведи меня к решению, наиболее созвучному Твоему сердцу и разуму. Дай мне мудрость позволить лучшей части меня принять решение и мужество воплотить его в жизни.

Новенна

Господи, я прихожу в Твое присутствие, ведомый Твоим Святым Духом, вдохновленный жизнью и учением Твоего слуги Игнатия и принося Тебе свое личное намерение в это особое время молитвы (назовите свое намерение). Подобно Игнатию, я желаю все больше познавать Тебя, ближе следовать за Тобой и любить Тебя еще сильнее. Вторя его словам, силой Духа Твоего, я осмеливаюсь молиться: Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю — все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все это — Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать — этого мне довольно.

Седьмой день. Отпускание

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16, 25).

Игнатий понимал глубину того, что говорит здесь Иисус. Все мы в той или иной степени привязаны к вещам и другим людям на земле. Некоторые из этих привязанностей здоровы, например, наша любовь к ближним, желание жить здоровой жизнью и наслаждаться дарами музыки, искусства, литературы, природы или наших садов и домов. Некоторые привязанности нездоровы и могут перерасти в одержимость или зависимость. Он предупреждает нас, что мы должны быть готовы отпустить любые нездоровые привязанности, которые не ведут к жизни или больше не ведут к ней. Это искусство бесстрастия. Оно напоминает нам, что мы иногда цепляемся за то, что не имеет вечной ценности, и не замечаем того, что действительно важно.

Размышление

Есть ли в моей жизни что-то, без чего, как мне кажется, я не смог бы жить?

Становится ли моя потребность зависимостью, первым шагом к разрушительной одержимости?

Действительно ли я хочу освободиться от этой зависимости, даже если эта свобода принесет болезненную утрату?

Молитва на сегодня

Даруй мне благодать легко относиться ко всему сотворенному, быть благодарным за это, пока оно у меня есть, но не быть настолько зависимым, чтобы впадать в отчаяние, если это будет отнято. Прошу, даруй мне мужество отпустить то, что больше не приближает меня к Тебе.

Новенна

Господи, я прихожу в Твое присутствие, ведомый Твоим Святым Духом, вдохновленный жизнью и учением Твоего слуги Игнатия и принося Тебе свое личное намерение в это особое время молитвы (назовите свое намерение). Подобно Игнатию, я желаю все больше познавать Тебя, ближе следовать за Тобой и любить Тебя еще сильнее. Вторя его словам, силой Духа Твоего, я осмеливаюсь молиться: Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю — все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все это — Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать — этого мне довольно.

Восьмой день. О чем меня просит Любовь?

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 34-35).

В современном обществе слово «любовь» сильно обесценено. Обычно под ним подразумевают романтическую привязанность или даже что-то совсем незначительное, например, «любовь» к какому-то виду пищи или развлечению. М. Скотт Пек справедливо напоминает: «любовь — это не эмоция, любовь — это решение». Любовь, о которой говорит Евангелие, — это призыв задавать себе вопрос: «О чем меня просит Любовь в данной ситуации?» Для Игнатия это основа христианского принятия решений: поступать правильно и с любовью в каждой конкретной ситуации, независимо от того, как мы к ней относимся.

Игнатий также напоминает нам, что «любовь проявляется в делах, а не в словах».

Размышление

В связи с тем, что сейчас особенно беспокоит меня, как бы я ответил на вопрос: «О чем меня просит Любовь в этой ситуации?»

Получается ли у меня проявлять любовь по отношению к людям, которые мне несимпатичны?

Как я претворяю свои слова и намерения любви в реальные поступки?

Молитва на сегодня

Я всем сердцем желаю научиться любить других так, как Ты возлюбил нас. Дай мне благодать выбирать более любящий путь в каждой ситуации, с которой я сталкиваюсь, и воплощать эту любовь в конкретных действиях, независимо от моих чувств.

Новенна

Господи, я прихожу в Твое присутствие, ведомый Твоим Святым Духом, вдохновленный жизнью и учением Твоего слуги Игнатия и принося Тебе свое личное намерение в это особое время молитвы (назовите свое намерение). Подобно Игнатию, я желаю все больше познавать Тебя, ближе следовать за Тобой и любить Тебя еще сильнее. Вторя его словам, силой Духа Твоего, я осмеливаюсь молиться: Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю — все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все это — Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать — этого мне довольно.

Девятый день. Спутники в пути

«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк 10, 1-2).

Иисус понимал, что людям необходимы спутники, и отправлял своих учеников по двое в мир. Игнатий также знал важность товарищества и сообщества в нашей жизни; он собрал группу друзей, чтобы они пережили вместе опыт Духовных упражнений. Эта группа друзей впоследствии превратилась в Общество Иисуса и стала известна как иезуиты. Подобно первым ученикам Иисуса, они также были посланы в мир возвещать благую весть Евангелия и делиться мудростью Духовных упражнений.

Спустя полтысячелетия иезуиты продолжают играть очень важную роль, особенно в сфере образования и духовного руководства, а также в индивидуальном проведении Духовных упражнений и реколлекций.

Размышление

Где и с кем я обретаю подлинное чувство общности и принадлежности?

Как я могу способствовать состраданию, любви и гостеприимству в своем сообществе?

Стоит ли мне рассмотреть возможность поучаствовать в реколлекциях или поискать духовного руководства? Могу ли я сопровождать других в их духовном пути?

Молитва на сегодня

Господи, я знаю, что человеку нехорошо идти через жизнь в одиночку. Даруй мне благодать найти спутников, которые примут меня таким, какой я есть, и помогут мне стать лучшей версией себя. Научи таже меня быть верным и любящим спутником для других.

Новенна

Господи, я прихожу в Твое присутствие, ведомый Твоим Святым Духом, вдохновленный жизнью и учением Твоего слуги Игнатия и принося Тебе свое личное намерение в это особое время молитвы (назовите свое намерение). Подобно Игнатию, я желаю все больше познавать Тебя, ближе следовать за Тобой и любить Тебя еще сильнее. Вторя его словам, силой Духа Твоего, я осмеливаюсь молиться: Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю — все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все это — Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать — этого мне довольно.