Институт св. Фомы Аквинского существует в центре Москвы уже давно, но многие ли знают о том, что это за учебное заведение, какими образовательными и научными программами он отличается? Об институте, его истории и перспективах «Благовест-инфо» рассказал ректор о. Томас Гарсиа.
— Институт св. Фомы основан Орденом иезуитов. Это первый опыт образовательного проекта Ордена в России или вы продолжаете традицию? Каковы вообще образовательные традиции Общества Иисуса?
— В России существуют два образовательных проекта Ордена иезуитов. Самый первый – это Институт святого Фомы. Его история насчитывает более 20 лет — его ядро было создано в 1991 году как колледж католической теологии. В 1997 года институт перешёл в ведение Общества Иисуса, которое, как известно, почти с самого своего основания занималось преподавательской и воспитательной деятельностью в школах и университетах. Второй российский образовательный проект – это лицей в Томске. В этом лицее учатся католические, православные и внеконфессиональные дети, получают очень хорошее образование, особое внимание уделяется изучению языков и информатики. Иезуитское образование известно по всему миру, оно имеет давние традиции. Всего в разных странах сейчас насчитывается более пятидесяти университетов, основанных Обществом Иисуса. Это Григорианский университет в Риме, Хейтроп-колледж в Лондоне, Джорджтаун и Маркет-Юниверсити в США, Комильяс и Деусту там же. Этот богатый опыт образования нашего ордена дает нам много контактов и возможностей сотрудничества, совместного издания книг и проведения международных конференций.
— Какие задачи стоят перед институтом св. Фомы? Меняются ли они со временем?
— Задачи, стоящие перед институтом, не изменились с момента основания. Христианское вдохновение института основывается на верности христианскому посланию и способствует развитию интеллектуальной традиции, заботится об интеграции веры с жизнью как неотъемлемого понимания человеческого существования и культуры. В рамках своей уникальной образовательной программы институт святого Фомы уделяет особое внимание диалогу в межкультурной, межэтнической, межконфессиональной среде в атмосфере взаимоуважения и свободы. Студенты имеют возможность заниматься изучением основных мировых религий (христианства, ислама, иудаизма, буддизма, индуизма) и их священных текстов, рассмотреть религию в её философском, социологическом, антропологическом, психологическом аспектах и творческом выражении.
— Дает ли Институт св. Фомы высшее образование?
— Нет, наш институт существует как негосударственное учреждение дополнительного профессионального образования, которое предоставляет диплом об освоении дополнительных общеобразовательных программ. Но хочу подчеркнуть, что образование с точки зрения иезуитов — это интегративный процесс, который касается всей целостности личности. Поэтому нам важно, чтобы студенты не только получили информацию, но и прожили человеческий и духовный опыт во время обучения. Например, в этом году мы провели серию экскурсий в религиозные общины Москвы и музеи. Мы приглашали в институт интересных гостей, многие студенты принимают самое живое участие в наших конференциях. Мы хотим, чтобы наши выпускники имели не только багаж знаний, но и были более открытыми к людям разных культур и вероисповеданий, к духовности.
— Расскажите, пожалуйста, об основных образовательных программах.
— Сейчас мы приглашаем слушателей на три учебные программы. На курсе «Вера и диалог» на основе серьезной философской и богословской базы рассматриваются взаимоотношения между мировыми религиями или между различными христианскими культурами, диалог веры и науки, творения и эволюции, морали и религии, религии и политики. Есть программа «Психология и духовное развитие человека». Это попытка интегрировать психологические и духовные дисциплины, такие, как христианская антропология, духовность православная, католическая и протестантская, философия религии, психология религии. Это помогает смотреть на человека более целостно. Программа «Искусство и духовность» тоже создана для междисциплинарного диалога между философией, антропологией, герменевтикой, богословием и историей искусства, с древнейших его форм и до наших дней. По каждой из этих программ студент сдает экзамены и получает диплом об освоении дополнительной общеобразовательной программы, если у него есть уже профильное высшее образование, или сертификат, если у него базовое образование другого профиля. Те, кто работает в сфере психологии, искусствоведения или религиоведения, могут добавить дополнительное образование в свое резюме. И для всех это возможность узнать больше про себя, про культуру общества, обогатив таким образом свою жизнь.
— Институт создан католическим орденом. А обучаться в нем могут только католики?
— Конечно, нет! Наше учебное заведение открыто для всех. Сейчас у нас учатся и православные, и протестанты, и люди, у которых есть вопросы и которые еще конфессионально не определились. Главное, чтобы человек хотел учиться и был открыт к диалогу, уважая опыт другого. Мы ждем всех, кто хочет понять свою историю и культуру, основательно разобраться с вопросами богословия, межрелигиозного и межкультурного общения, что очень важно для многонациональной и многоконфессиональной России.
— А как подбираются кадры преподавателей? Имеет ли значение их конфессиональная принадлежность?
— Для нас очень важно качественное образование, поэтому мы выбираем наших преподавателей очень внимательно. Каждую программу у нас ведут преподаватели из известных столичных вузов: МГУ, РГГУ, ГУ-ВШЭ и так далее. Их конфессиональная принадлежность не играет большой роли, главное, чтобы человек был хорошим специалистом в своей области и тоже был настроен на диалог. Среди преподавателей есть и католические священники, и православные миряне, и протестанты. Мы помним об одном важном принципе: мы католический институт, но при этом мы не занимаемся прозелитизмом, мы занимаемся наукой. Поэтому важно, чтобы преподаватель уважал другие взгляды. Есть молодые преподаватели, которые получили образование не только в России, но и на Западе.
— Институт св. Фомы – учреждение не только образовательное, но и научное. В чем заключается научная деятельность института?
— Мы устраиваем международные научные конференции в течение года, где обсуждаем разную тематику с гостями и нашими студентами. На одну из конференций приехали гости из Православной Церкви, из Восточного Института, мы говорили о том, как Католическая и Православные Церкви отвечают на новые вызовы. Была лекция преподавателя из Канады «Звук и речь в ratio studiorum», которая собрала немало гостей. Директор Обсерватории Ватикана Хосе Фунес приехал на конференцию «Космология и вера: ключ к межконфессиональному диалогу». Выступили два католических докладчика и два православных священника, необыкновенно увлеченных астрофизикой. Это было что-то особенное – настоящий пир веры и разума! Думаю, все это почувствовали. Кстати, на эту конференцию пришел Апостольский нунций в РФ архиепископ Иван Юркович. От него ждали официального приветствия, но для многих оказалось сюрпризом, что он был с нами просто как астроном-любитель и с огромным интересом слушал все доклады, задавал вопросы. Мы планируем организовать в следующем году в ноябре похожую конференцию «Астробиология и вера». На подобных конференциях всегда много вопросов, дискуссий, этот опыт нам кажется очень удачным, продуктивным, и мы хотим каждый год собирать специалистов в области отношений науки и веры.
— Журнал «Символ» — особая страница в истории православно-католического диалога в ХХ – начале XXI века. Вы являетесь главным редактором «Символа». Как сейчас развивается журнал? Выходит ли он в «бумажном виде» или, как многие периодические издания, целиком переместился в интернет?
— Мы осознаем, что журнал «Символ» – это важная часть в истории института. С самого начала основатели журнала ставили задачу содействовать встрече, новому обоюдному раскрытию двух великих христианских традиций – восточной и западной. В последние годы журнал уделяет внимание поискам идентичности и диалогу не только между Церквами, но и между культурами. Каждый номер – тематический, он посвящен или какой-то проблеме, или персоналии. Например, последние два номера были посвящены русскому поэту-символисту, философу, одному из идейных вдохновителей «Серебряного века» Вячеславу Иванову. Следующий номер, выпуск которого планируется в сентябре, будет об Андрее Орлове – это известный специалист по славянским апокрифам. Если многие издания перемещаются в интернет, то у нас ситуация обратная – наш журнал выходит только в бумажном варианте. Надеемся, что в будущем он станет доступен и в Интернете. В нашем институте есть также свое издательство, но его работа, пожалуй, достойна отдельного интервью.
— О чем бы я вас ни спросила, в каждом ответе вы используете слово «диалог».
— Да, вы верно подметили: диалог и взаимодействие в самом широком понимании – это наш конёк, это основа всех наших программ и наша стратегия. Мы понимаем, что диалог – это не данность, понимать и слышать друг друга надо учиться. Преподаватели нашего института учат этому и сами, конечно, тоже учатся.
Свежие комментарии