Профилактика сексуальных злоупотреблений
в отношении детей в Католической Церкви

Эва Куш

Центр охраны детей

Академия «Игнатианум» в Кракове

Эта статья носит обзорный характер. Она описывает профилактические меры, принимаемые Католической Церковью из-за кризиса, возникшего в связи с выявленными случаями сексуальных злоупотреблений духовных лиц в отношении несовершеннолетних. Даётся характеристика шагов, которые предприняла Апостольская столица в качестве обязательных для всей Католической Церкви. Далее обсуждается защита детей и молодёжи в некоторых поместных Церквах, в первую очередь в США, а в конце статьи представлены сведения о профилактической работе в Церкви в Польше. Анализируя способы внедрения профилактических мер в Церкви, можно отметить, что на первом этапе такие меры имеют характер интервенционной профилактики (упреждающего вмешательства). Со временем намечается переход к профилактическим мерам более общего характера. Статья также ставит вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы профилактические меры в Польше могли носить более комплексный и всеобъемлющий характер.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

СЕКСУАЛЬНЫЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ, ЦЕРКОВЬ, ПРОФИЛАКТИКА

Обсуждение проблемы профилактики сексуальных злоупотреблений в Католической Церкви является очень ответственной и обширной задачей, потому что касается института, имеющего очень долгую и непрерывную историю и присутствующего по всему миру. Системные исследования, которые разрабатывали бы тематику предотвращения сексуальных злоупотреблений в Католической Церкви как глобальном институте, отсутствуют. Правда, существуют документы, имеющие отношение к мерам предотвращения, а также немногие работы, описывающие систему профилактики, существующую в отдельных государствах, но они касаются тех стран, в которых церковные меры профилактики используются уже много лет, и принимают во внимание только те меры, которые предприняты в данной конкретной стране. Речь идёт в основном об англо-саксонских странах. На польском языке таких работ нет, а сведения как о сексуальных домогательствах в Церкви в Польше, так и о профилактических мерах, предпринятых Церковью, берутся главным образом из сообщений СМИ о громких случаях и не носят систематического характера.  Документальный фильм братьев Секельских «Только никому не говори», вызвавший столько эмоций, прорывом в этом отношении не стал. Хорошим фоном, на котором следует рассматривать и оценивать современное состояние проблемы сексуальных злоупотреблений в Церкви в Польше, являются выводы ретроспективного исследования, опубликованного Фондом «Расширение прав и возможностей детей» в 2013 (Włodarczyk, Sajkowska, 2013) и 2018 (Włodarczyk, Makaruk, Michalski, Sajkowska, 2018) годах. Если говорить о предварительном исследовании масштаба явления в его историческом аспекте, то в марте 2019 года Конференция епископов Польши представила выводы статистического исследования Института статистики Католической Церкви[1], выполненного по запросу Конференции. Запрос касался случаев сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних, которые стали известны епархиальным куриям и руководству монашеских орденов Польши, поскольку были выявлены самими церковными институтами с 1990 года до 30 июня 2018 года. Выводы основываются на 382 случаях сексуальных злоупотреблений в отношении малолетних, не достигших 15-ти летнего возраста, и несовершеннолетних от 15 до 18 лет, которые были выявлены епархиями и монашескими институтами. Самый давний случай имел место в 1950 году. Следует ожидать, что исследования не только масштаба, но и иных параметров явления, которые необходимо учитывать для создания системы предотвращения, будут продолжены. Сама Церковь должна как можно скорее понять, что это отвечает её собственным интересам. 

Тема сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних официально присутствует в истории Церкви с давних времён, и не только с точки зрения этики, но и с точки зрения воспитания. Христианство возникло и начало распространяться в Средиземноморье, испытывая значительное влияние греко-римской культуры, с которой ему приходилось иметь дело в том числе и в сфере нравственности. Об этом свидетельствует как само Евангелие, так и раннехристианские писания, такие как Дидахе[2] или постановления Синода в Эльвире (IV век). Этот Синод очень сурово высказался по вопросу о сексуальных контактах с несовершеннолетними мальчиками, запретив даже на смертном одре допускать уличённых в этом мирян и духовных лиц к Причастию. Всё внимание Синода было сосредоточено на «обижающем» поведении нарушителей и на определении церковного наказания для них. Вред усматривался в нанесении ребёнку обиды. Остальные последствия проступка оставались целиком за пределами внимания Церкви, что соответствовало тогдашним представлениям о психологии человека. Ещё одна область, связанная с профилактикой и достойная более широкого изучения историками, это уставы возникавших в течение веков монастырей и монашеских конгрегаций, которые регулировали формационную и образовательную деятельность и включали в себя в том числе элементы предотвращения сексуальных злоупотреблений и противодействия им[3].

Поскольку тема сексуальных домогательств рассматривалась Церковью уже с таких давних времён, то тем более неизбежен вопрос о выявленных нынешнем кризисом ошибках, связанных с сексуальными злоупотреблениями в отношении малолетних, особенно со стороны духовных лиц.  Хотя ответ на этот вопрос не является задачей данной статьи, его необходимо сформулировать, чтобы общественный кризис был помещён в контекст миссии Церкви. Предметом данного обзора являются актуальные профилактические меры, предпринимаемые Католической Церковью в связи с её миссией.  

После пояснения понятий, используемых в этой статье, и представления элементов самоидентификации Церкви, существенных для выбранной тематики, мы займёмся главным образом следующими темами:  

1. Меры Апостольской столицы в области предотвращения сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних.

2. Предотвращение злоупотреблений в Церквах некоторых стран за пределами Польши.

3. Профилактика сексуальных злоупотреблений в Церкви Польши.  

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Понятие «сексуальные злоупотребления» имеет много определений, потому что теоретики и практики, имеющие дело с этим явлением, по-разному описывают характеристики жертвы и нарушителя, отношения между ними, а также по-разному определяют, какие именно действия следует признавать сексуальным злоупотреблением (ср. Beisert, 2004, 2012; Czub, 2015). Для нужд данной статьи мы используем определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения. В этом определении сексуальным злоупотреблением в отношении ребёнка считается:  

Вовлечение ребёнка в сексуальную деятельность, которой он не в состоянии полностью понять и дать на неё осознанное согласие и/или для которой он не является достаточно зрелым по уровню развития и не может согласиться на неё правомочным образом и/или которая не согласуются с правовыми нормами или обычаями данного общества. Сексуальное злоупотребление имеет место, когда такая деятельность осуществляется между ребёнком и взрослым, или между ребёнком и другим ребёнком, если в соответствии с возрастом и уровнем развития между данными лицами существуют отношения опеки, зависимости или власти.  Целью такой деятельности является удовлетворение потребностей другого лица.

Такая деятельность может касаться:  

1.  убеждения или принуждения ребёнка к участию в сексуальных действиях, запрещённых законом;

2.  использования ребёнка для проституции или иных законодательно запрещённых практик сексуального характера;  

3.  использования ребёнка для производства материалов или представлений порнографического характера (Sajkowska, 2002, стр. 3).

Понятие «профилактика» также имеет много значений, потому что даже сама область его применения очень широка[4]. Для нужд данной статьи мы обращаемся только к тем значениям этого понятия, которые включены в концепцию реабилитационной педагогики, где профилактика «обозначает совокупность мер, имеющих своей целью предотвращение неблагоприятных явлений» (Szlązak, 2010, стр. 11), в нашем случае – действий, подпадающих под определение сексуального злоупотребления.  

Термин «профилактика» в литературе используется равнозначно с термином «предотвращение», который в церковных кругах используется гораздо чаще, если речь идёт о противодействии нежелательным явлениям. В этой статье используются оба термина. 


Поскольку существуют разные определения и концепции профилактики, существует и несколько разных типов и уровней профилактики. Есть классическая модель Каплана (1964), которая относится к жертве. Есть также модель Гордона (1983), перечисляющая группы лиц, на которые направлены меры по предотвращению. В зависимости от того, какие это группы, может осуществляться профилактика общая (универсальная), выборочная или специфическая. Кроме того, выделяется социально-экологическая модель, которая принимает во внимание социологический подход, начиная с индивида и его отношений с лицами из ближайшего окружения и заканчивая переходом на уровень общества в целом (Zollner, 2017). В литературе на польском языке (Wroczyński, 1974) используется деление профилактики на побудительную и сдерживающую. Побудительная профилактика имеет своей задачей поддержать позитивное развитие индивида, тогда как задача сдерживающей профилактики состоит в том, чтобы сдерживать то, что может нести в себе потенциальную угрозу. Существует также разделение профилактики на упреждающую (превентивную) и симптоматическую. Целью первой является противодействие событиям, которые ещё не произошли, а целью второй – принятие необходимых мер, когда нежелательные события уже наступили (Kowalczewska-Grabowska, 2013).

ЦЕРКОВЬ ИЛИ ИНСТИТУТ ЦЕРКВИ

Тематика предупреждения сексуальных злоупотреблений в Церкви требует также определения того, что мы имеем в виду, говоря о Католической Церкви: идёт ли речь о глобальном институте, управляемом Ватиканом, или о местной общине верующих. Это различение является существенным, в том числе в области профилактики, потому что указывает на уровень вовлечённости и принятые подходы к деятельности. Если рассматривать Церковь как институт, то было бы достаточно правовой деятельности (в том числе касательно возмещения ущерба) и превентивных мер, ориентированных на пострадавших лиц и на группы, из которых рекрутируются преступники, а также на создание системы упреждения на уровне общей профилактики. Однако этого недостаточно, главным образом потому что при таком подходе превентивные меры будут ограничены только двумя четко определенными группами – церковными «функционерами» как потенциальными или действительными преступниками и вовлечёнными в церковную деятельность несовершеннолетними как их потенциальными или фактическими жертвами. Но целью профилактических мер в Церкви является не только защита несовершеннолетних от «функционеров», но принятие таких мер, чтобы все дети были под защитой и не страдали ни от кого и ни коим образом (Franciszek, 2017).

Этого недостаточно также потому, что ограничение Церкви только её институциональным измерением, пусть и глобального масштаба, не исчерпывает всех необходимых профилактических мер, поскольку оставляет за рамками рассмотрения ту существенную причину, по которой Церковь существует: вера в Бога и передача веры – т.е. игнорируется тот существенный факт, что Церковь – это община веры. Папа на покое Бенедикт XVI очень ясно выразил это в своём недавнем эссе «Церковь и скандалы вокруг сексуального насилия» (Benedykt XVI, 2019). Папа римский на покое считает, что без этого фундаментального обращения к вере в Бога и без взгляда на Церковь как на общину верных невозможно преодолеть кризис, вызванный сексуальными злоупотреблениями в отношении несовершеннолетних в Церкви (ср. Kusz, 2020). А это требует богословских размышлений. Цолльнер утверждает, что дело богословов состоит в том, чтобы осмыслить присутствие этого зла и его всевозможные последствия как для пострадавших и их близких, так и для всей Церкви. Богословы должны осмыслить роль священника в современном мире, отрефлексировать вопрос о том, как стала возможной неадекватная реакция начальствующих в Церкви на заявления о сексуальных злоупотреблениях, а также вопрос о роли Церкви в меняющемся мире (Zollner, 2018).

Размышлять о природе Церкви и её миссии нужно в контексте кризиса, связанного с сексуальными злоупотреблениями в отношении несовершеннолетних, чтобы эти размышления стали побуждением к принятию профилактических мер.  Я не намереваюсь углубляться в теологию вопроса, но считаю необходимым упомянуть об этом, чтобы ясно обозначить: для защиты детей и молодежи от сексуальных злоупотреблений Церковь не должна ограничиваться мерами, описанными ниже.   

Говоря об институциональном измерении Церкви, необходимо отдавать отчёт о том, что в мире существует около 1,3 миллиардов людей, которые декларируют свою принадлежность к Католической Церкви, и проживают они в почти двухстах разных государствах с разной культурой и разным менталитетом в отношении детей и молодёжи. Кроме того, в управлении Церкви находится более 220 000 школ и около 1450 университетов по всему миру, не считая детских садов, приютов, воспитательных центров, учреждений опеки и больниц (Zollner, 2017). Меры предотвращения злоупотреблений должны распространяться также на всю душепастырскую работу с детьми и молодёжью, проводимую монашескими конгрегациями, приходами, церковными движения и т.д. Невозможно создать единую систему, которая могла бы одинаково успешно работать во всех церковных учреждениях и во всех учреждениях, которые работают под эгидой Церкви. О мерах, принимаемых Церковью на уровне глобальном и на уровне локальном, нужно говорить отдельно.  

В следующих разделах статьи я рассмотрю современную деятельность Апостольской столицы в области предотвращения сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних, приведу несколько примеров конкретных решений, которые применяются в других странах, а в конце затрону вопрос мер, которые предпринимаются для предотвращения сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних в Польше.

ДЕЙСТВИЯ АПОСТОЛЬСКОЙ СТОЛИЦЫ
ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СЕКСУАЛЬНЫХ ЗЛУПОТРЕБЛЕНИЙ
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Профилактические действия Апостольской столицы имеют, прежде всего, правовой характер. Их можно отнести к категории превентивного вмешательства (симптоматического, сдерживающего). С 2001 года вступили в силу и несколько раз обновлялись нормативные акты, касающиеся выявления сексуальных действий в отношении несовершеннолетних со стороны духовных лиц, общих принципов помощи пострадавшим, способа обращения с правонарушителями, ответственности начальствующих и сотрудничества с гражданскими властями[5].

В 2014 году Папа Франциск учредил Папскую комиссию по защите несовершеннолетних, которая, будучи консультативным органом, ставит своей целью предлагать соответствующие инициативы по защите детей и молодёжи. Комиссия состоит из 17 членов, представляющих все континенты. Возглавляет Комиссию американский кардинал Шон О’Мелли OFMCap. Деятельность Комиссии осуществляется в трёх основных направлениях: помощь пострадавшим, формация и образование, совершенствование церковного права. Группа, занимающаяся формацией и образованием, также вдохновляет международные действия в области общей профилактики, в то время как развитие интервенционной профилактики преимущественно связано с правовой областью и контактами с пострадавшими[6].

Папская комиссия по защите несовершеннолетних сотрудничает с Центром защиты детей (Centre for Child Protection CCP), созданным при Григорианском университете в Риме, чтобы готовить кадры для тех регионов мира, которые сами не могут справиться с этой задачей.  Руководит этим Центром проф. Ханс Цолльнер SJ. Центр был создан в 2012 году и некоторое время располагался в Мюнхене. В настоящее время он является частью Института психологии Папского Григорианского университета[7]. Центр предлагает три типа образовательных программ. Первый тип – электронные обучающие программы, доступные на пяти языках: английском, немецком, испанском, французском и итальянском. Второй тип – пятимесячная стационарная программа в области защиты детей и молодёжи. Это междисциплинарная академическая программа, предназначенная для лиц, которые будут профессионально заниматься профилактикой сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних в своей стране и в своём окружении. Третий тип программ – это двухгодичное обучение (лиценциат) по двум специализациям: предотвращение и интервенция.  Обучаются студенты из очень многих стран, прежде всего из тех, где система предупреждения сексуальных злоупотреблений отсутствует и в Церкви, и в обществе в целом. Возвращаясь на родину, они становятся движущей силой создания такой системы не только в структурах Церкви, но и в государствах, где работают. Это особенно важно в африканских странах, где проблема сексуального насилия ещё ждёт своего признания на общественном и племенном уровне. Ещё одно поле деятельности CCP – участие в повышении квалификации и образовательных программах, предназначенных для церковных лидеров. Эту работу проводят в разных странах мира сотрудники ССР во главе с проф. Цолльнером SJ, ответственным за работу Центра (Zollner, 2017).

По инициативе Апостольской столицы и CCP в 2017 году в Риме состоялся Всемирный конгресс «Достоинство ребёнка в цифровом мире», который собрал международную группу экспертов, занимающихся проблематикой сексуальной эксплуатации несовершеннолетних в интернете, а также тех, кто управляет цифровым миром. Целью встречи было обсуждение угроз и вызовов, связанных с цифровой эпохой, их влияния на достоинство детей, а также принятие соответствующих мер для защиты детей и молодёжи от угроз в цифровом мире. Участники Конгресса приняли декларацию[8] и договорились о международном сотрудничестве в проекте «Альянс за достоинство ребёнка» (Child Dignity Alliance[9]). В этом проекте участвует и представитель Ватикана. Конгресс продолжил свою работу на встречах в 2018 году в Абу-Даби[10] и в 2019 году в Ватикане[11].

Совершенно новая инициатива, которая находится ещё в зачаточном состоянии – это «Глобальный альянс за безопасность» (Global Safeguarding AllianceGSA). Эта инициатива призвана объединить академические, учебные и исследовательские учреждения, занимающиеся проблемой жестокого обращения с несовершеннолетними, с целью просвещения и международного обмена опытом в области защиты и предотвращения жестокого обращения с детьми, молодёжью и другими лицами, нуждающимися в защите.

Среди мер общей профилактики особое внимание было уделено формации священников. Результатом этого стал новый документ Ватикана, который доносит выводы и уроки кризиса, связанного с сексуальными злоупотреблениями в отношении несовершеннолетних, до конференций епископов и обязывает внести изменения в систему формации в духовных семинариях (Конгрегация по делам духовенства, 2016, п. 202). В рамках формации вновь назначенных епископов Апостольская столица каждый год организует обучение также и в этой области.

Суммируя, можно утверждать, что с 2001 года действия Апостольской столицы в области предотвращения сексуального насилия были сосредоточены на мерах нормативного регулирования, обязательного извещения и дальнейшего правового урегулирования тех случаев, когда сексуальные злоупотребления уже совершены. Процесс изменения правовых норм продолжается. Принятые правовые нормы действуют в каждой поместной Церкви. С 2012 года Ватикан, однако, расширил свои усилия в области общей профилактики, направленной прежде всего на продвижение и расширение образовательной и просветительской деятельности в области защиты детей и молодёжи.

Осуществлять изменения в таком глобальном институте, каким является Католическая Церковь, очень трудно, поскольку сначала требуются целенаправленные действия Апостольской столицы, а потом – последовательное осуществление указанных действий во всех конкретных странах, где Церковь присутствует. Выгодно отличает профилактические меры Церкви установленное ограничение по возрасту: полная защита несовершеннолетних до 18 лет, а также защита беспомощных, независимо от возраста. Следует также отметить всё более широкое развитие образовательной и просветительской деятельности в области профилактики в тех странах, в которых не только нет системы предотвращения, но и вообще нет культуры защиты детства, например, в государствах Африки или Латинской Америки. Важным достижением является также начало широкого международного сотрудничества в области защиты детей и молодёжи в виртуальном мире. Слабую сторону представляет внесение изменений в уголовное каноническое право, что должно быть осуществлено особенно касательно реформы канонического уголовного процесса и что требует долгого времени. Задержка этого процесса вызывает растущее непонимание действий Церкви[12].

ПРОФИЛАКТИКА В ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВАХ

Если рассматривать ситуацию в разных регионах земного шара, то становится ясно, что между разными странами и, как следствие этого, между разными локальными Церквами, которые живут и действуют в разных странах, существует значительная неравномерность в том, что касается действий и практических мер в области защиты детей и молодёжи от сексуальных злоупотреблений. Сценарий, который повторяется в церковной среде разных стран, выглядит примерно следующим образом.

Поместные Церкви не предпринимают упреждающих профилактических мер на примере чужих ошибок. Они начинают действовать только тогда, когда в их собственной среде выявляются случаи сексуальных злоупотреблений в отношении детей. Конкретные меры выражаются в симптоматической профилактике интервенционного типа, цель которой – отреагировать на выявленный случай уже нанесённого вреда. Тогда запускается ряд процедур: расследование случая, принятие мер по отношению к преступнику, помощь пострадавшим. Поначалу эти меры быстро изменяются: от создания регламентирующих документов и формулирования принципов, как поступать в таких случаях, до строгого соблюдения этих принципов. На этом этапе трудно говорить о реальной заботе о пострадавших или сопереживании им. Здесь также мало занимаются проблемой преступника.  На этом этапе важны процедуры, а также «верное урегулирование дела». Можно сказать, что это начальный этап профилактической интервенции, основанный на соблюдении правовых процедур. 

На втором этапе инициируются действия, которые расширяют эти меры. Начинается забота о пострадавших, а в некоторых государствах предпринимаются также действия по реабилитации преступников. Параллельно начинает осуществляться общая превентивная деятельность, цель которой предотвратить возможное причинение вреда несовершеннолетним, повысив осведомлённость. Превентивные меры состоят в основном в образовательной и просветительской деятельности, направленной прежде всего на духовенство и иных сотрудников, вовлечённых в воспитательную деятельность Церкви. Вырабатываются кодексы поведения или формулируются принципы и требования ко взрослым, работающим с детьми и молодёжью. Сотрудники (из духовенства и мирян) проходят обучение в области защиты детей и молодёжи, формулируются требования к лицам, которые могут взять на себя такую работу или волонтёрство в этой области.

На следующем этапе уже внедряется обширная стратегия по охране детей и молодёжи в институтах разного типа, таких как школы или приходы на территориях, находящихся в юрисдикции епархий, объединённых национальными конференциями епископов. Эта стратегия учитывает также и законы, действующие на этой территории, в том числе международные законы, обычно используют опыт общин других стран. Создаются структуры, необходимые не только для выявления случаев сексуальных злоупотреблений, но и для расширения и внедрения системы профилактики. Всё это закрепляется в документах конкретных конференций епископов, епархий или монашеских конгрегаций[13]. Не существует единого подхода, принятого всеми поместными Церквами. Иногда, как например в Шотландии и Ирландии, программа по защите детей и молодёжи готовится командой при Конференции епископов и осуществляется во всех епархиях страны. В других случаях епархии, основываясь на общих принципах, разработанных и одобренных Конференцией епископов страны, готовят и осуществляют собственные профилактические программы, а Конференция епископов разными способами отслеживает их деятельность. Так обстоит дело в США и Германии.

В основном стратегия защиты строится на основе общепризнанных стандартов защиты детей и молодёжи, приспособленных к условиям и нуждам данной единицы церковной структуры. К ним относятся следующие элементы (Applewhite, 2016):

• принципы профилактики, относящиеся к конкретным руководствам и программам;

• «кодексы поведения» – указания и требования, касающиеся взаимодействия между взрослыми и детьми;

• процедуры, исполняемые в случае сексуального злоупотребления, и порядок отчёта о таких случаях;

• образовательные программы для детей и молодёжи;

• помощь пострадавшим и их близким;

• сотрудничество с семьями;

• процедуры, реализуемые в случае неподобающего поведения, которое может рассматриваться как ухаживание, но ещё не является сексуальным домогательством или насилием.

Системы профилактики либо непосредственно строятся на этих стандартах защиты детей и молодёжи, либо эти стандарты включены в программу профилактики, хотя на них прямо и не ссылаются. Одним из новейших и интересных примеров стратегии профилактики является документ Конференции епископов Шотландии «По образу Божию»[14].

В число профилактических мер на уровне как страны, так и епархии входит также пересмотр содержания формации кандидатов в священники в духовных семинариях, а также непрерывная формация священников.

ПРИМЕР СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ЦЕРКВИ США

Церковь в Соединённых Штатах первой начала систематическую работу в области защиты детей и молодёжи от сексуальных злоупотреблений. Первый американский нормативный документ под названием «Хартия защиты детей и молодёжи» (Charter for the Protection of Children and Young People) был утверждён в 2002 году под влиянием волны разоблачений, которая началась после публикаций в ежедневном издании «Бостон Глоуб». Этот документ был уже несколько раз обновлён, ныне действующая версия[15] утверждена в 2018 году. В ней описаны процедуры, которые надлежит выполнить, если наказуемый поступок уже совершён, а также рекомендации по общей профилактике. В 12 статьях документа идёт речь о том, что профилактические программы, целью которых является создание для детей и молодёжи «безопасной среды», следует осуществлять вместе с родителями, гражданскими властями, воспитателями и общественными организациями. Необходимо обеспечить просвещение несовершеннолетних, родителей, сотрудников, волонтёров и других лиц, связанных с защитой детей и молодёжи, чтобы среда стала более безопасной. Также следует разработать стандарты, которым необходимо следовать в отношениях между взрослыми и детьми.

В Церкви США каждый человек, принимаемый на работу или становящийся волонтёром и могущий иметь контакт с детьми и молодёжью, должен пройти обучение в области их защиты. Каждый церковный институт должен представить обязательные стандарты по защите детей и молодёжи, выполнение которых подлежит ежегодной централизованной проверке. Существуют программы обучения, подготовленные и осуществляемые специально для этого созданными частными организациями, например, «Виртус» (Virtus)[16] и «Президиум» (Praesidium)[17]. Существуют также авторские программы. Помимо начального обучения в области защиты детей и молодёжи каждый сотрудник (духовное лицо или мирянин) должен посвятить один день в году обучению в этой области, чтобы иметь право продолжать работать с детьми и молодёжью. Таким образом было обучено около 5 миллионов человек. Как написано в документе Конференции епископов США, стратегия защиты детей и молодёжи была обсуждена с родителями. Большинство церковных учреждений должны разрабатывать собственные программы работы с родителями, как и образовательные программы для детей и молодёжи на разных этапах их жизни. Систематически проводится обучение для тех, кто в этих церковных учреждениях отвечает за профилактику. 

Среди образовательных программ для детей и молодёжи особого внимания заслуживает программа, подготовленная в архиепархии Омаха, которая применяется более, чем в сорока епархиях США и Канады. Это программа катехизации, которая называется «Круг благодати» (Circle of Grace) и включает 12 ступеней обучения детей от 6 до 18 лет. Вместе с программой для несовершеннолетних подготовлены сценарии для проведения встреч с родителями на каждой ступени. Эта программа не просто опирается на христианскую антропологию, она напрямую оперирует религиозным содержанием. Авторы программы перечисляют следующие принципы, на которых она построена:

• Фундаментальный принцип, на котором построена программа, это вера в присутствие и помощь Бога в жизни человека.

•  Обращение к Богу в повседневной жизни помогает укрепить взаимное уважение и способность делать правильный выбор.

•  Основное призвание каждого человека – это призвание к святости, понимаемое как призвание к любви и из любви. Эта истина помогает заботиться о себе и о других людях.  

•  Различение «безопасных» и «рискованных» прикосновений должно помочь детям и молодёжи защитить свои и чужие личностные границы.

• Целостный подход к несовершеннолетним помогает распознать неудобные ситуации задолго до того, как может быть совершено неуместное прикосновение.

•  Описание того, какие взрослые безопасны для детей и подростков и достойны их доверия.

•  Родители являются активными сотрудниками программы (Circle of Grace, 2018).

Церковь США провела также анализ причин, по которым сексуальное насилие было и остаётся возможным в Церкви. Независимые эксперты Колледжа уголовного правосудия имени Джона Джея (John Jay College for Criminal Justice) исследовали 97% актов епархиальной и монашеской юрисдикции за период с 1950 по 2002 год. Анализ, выводы и предложения составили четыре тома, последний из которых, опубликованный в 2011 году, является обновлением тома, изданного в 2004, «Случаи и контекст сексуального насилия над несовершеннолетними, совершённого католическими священниками в Соединённых Штатах в 1950-2010 гг.»  (The Causes and Context of Sexual Abuse of Minors by Catholic Priests in the United States 1950–2010).

В 2012 году Национальный наблюдательный совет, осуществляющий надзор за выполнением программ защиты детей и молодёжи в Церкви США, сравнил собранные и проанализированные мнения независимых специалистов, касающиеся эффективности программ создания безопасной среды в Католической Церкви США.  Результаты этого анализа были собраны и опубликованы[18]. По мнению специалистов, особая ценность программ создания безопасной среды заключается в том, что в них приняли активное участие миллионы детей и подростков, а также их родители.  Они не дают полной уверенности, что преступники не попытаются найти жертву, однако они обеспечивают большую защищённость детей и молодёжи, обучая их охранять свои личностные границы и разговаривать с родителями и другими достойными доверия взрослыми о том, что их тревожит.


Суммируя, можно сказать, что система превентивной интервенции (упреждающего вмешательства) в Церкви Соединённых Штатов была повсеместно внедрена только тогда, когда разразился скандал, вызванный публикациями в «Бостон Глоуб», несмотря на то, что и ранее уже существовали исследования, касающиеся сексуальных злоупотреблений со стороны католического духовенства, а также учебные материалы по теме. Решения, внедрённые в 2002 году, были тщательно проработанными и эффективными, но всё же недостаточными в контексте времени, поскольку в них не предусматривалась ответственность настоятелей и других лиц, принимающих решения в Католической Церкви США. Тем не менее, система профилактики, разработанная после консультаций со специалистами и внедрённая в практику, считается в США очень хорошей. Некоторые из этих программ заимствуют другие христианские общины страны.

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ В ЦЕРКВИ ГЕРМАНИИ

Второй пример профилактики, который я кратко представлю, это система, используемая в Церкви Германии.

Она выглядит иначе, чем в других государствах, поскольку с начала кризиса после волны разоблачений в феврале 2010 года действия Католической Церкви были интегрированы с действиями властей, Лютеранской Церкви, а также важнейших общественных организаций, которые работают с детьми и молодёжью. По объявленной уже в марте инициативе федеральных властей был созван круглый стол, участники которого при помощи экспертов разработали совместный ответ на проблему сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних. Эта работа продолжалась до конца ноября 2011 года. Инициатива федерального правительства стала не политическим пактом с Церковью, а признанием того, что кризис в Церкви является частью общественного кризиса, который достиг такого масштаба, что с ним уже нельзя мириться. 


Вскоре после публикации в 2001 году апостольского послания Иоанна Павла II, обнародовавшего нормы, как поступать в случаях тяжких преступлений, рассмотрение которых возлагается на Конгрегацию вероучения, и в число которых входят сексуальные преступления, совершённые духовными лицами и нанёсшие вред несовершеннолетним[19], Католическая Церковь Германии  подготовила собственные руководящие указания. В каждой епархии, а также в монашеских юрисдикциях были созданы  основные структуры для принятия  заявлений о возможных сексуальных злоупотреблениях, совершённых духовными лицами. До 2010 года заявлений было немного. Волна разоблачений началась в феврале 2010 года. С этого момента были приняты первые масштабные меры превентивно-интервенционного характера, начали разрабатываться и обнародоваться учебные материалы для лиц, работающих с детьми и молодёжью. В 2010 году на пленарном заседании Конференции епископов Германии было решено взяться за рассмотрение следующих четырёх задач:

1. принять ответственность за случаи, произошедшие в прошлом,

2. провести ревизию существующих процедур,

3. усилить меры профилактики,

4. выяснить правду о том, что произошло.

Новые структуры были организованы как на национальном уровне, так и на уровне отдельных епархий. Государственные власти и Церковь открыли и поддерживали работу двух горячих линий, чтобы облегчить жертвам получение совета по поводу заявления о причинении вреда, независимо от того, где это случилось. Оба телефона действовали чуть менее 2,5 лет, а затем были закрыты, поскольку обращения иссякли. Довольно быстро появились обучающие программы для людей, работающих с детьми и молодёжью в сферах образования, воспитания и опеки, больницах и пр. Правительство профинансировало электронный курс профессионального обучения по предотвращению и интервенции в случаях сексуального злоупотребления в отношении несовершеннолетних. В марте 2011 года Конференция епископов Германии выделила 500 тыс. евро в качестве начального фонда для создания системы профилактики. За период с 2011 по 2014 год появилось 43 проекта по профилактике: учебные курсы, лекции, семинары, фильмы, театральные постановки, брошюры и материалы в интернете. Обучение проходили лица, работающие с детьми и молодёжью, родители, а также дети и молодёжь. Темами обучения были: стратегии преступников, психодинамика пострадавших, факторы риска и факторы защиты в учреждениях и организациях. Появился интернет-портал, посвящённый профилактике[20], на котором можно найти необходимую информацию и контакты ответственных лиц. Предприняты также различные научно-исследовательские проекты. Епископы поручили специализированным академическим институтам подготовить доклад о масштабах и причинах сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних со стороны католического духовенства. Доклад, известный как MHGStudie[21] был опубликован в сентябре 2019 года. Правительство создало офис Независимого полномочного представителя по проблемам сексуальных злоупотреблений в отношении детей[22], в состав которого входит Политический совет по делам пострадавших (Der Betroffenenrat), состоящий из 11 человек, подвергшихся в детстве сексуальному насилию в различных средах и социальных контекстах. 26 января 2016 года Независимый полномочный представитель на основании постановления парламента от 2 июля 2015 года создал Независимую комиссию для рассмотрения случаев сексуальных злоупотреблений в отношении детей[23]. Это общественный орган, главной задачей которого является выслушивание пострадавших, расследование и экспертиза их свидетельств, чтобы через их истории, где бы они ни случились, исследовать трагическую реальность насилия над детьми в деликатной сфере сексуальности и инициировать общественные и политические дискуссии по проблеме. Посредством расследования и выяснения фактов Комиссия должна указать, на ком лежит ответственность, и какие пути ведут к признанию и возмещению нанесённого вреда, в том числе того, который не может рассчитывать на правосудие из-за срока давности. Выводы работы Комиссии должны послужить распознаванию структурных причин нанесения вреда и их устранению. Кроме этого, Независимая комиссия не имеет ни полномочий, ни юрисдикции. В 2018 году её мандат был продлён до 2023 года.

Люди, пострадавшие в Церкви, объединены в организацию, называемую «Экиге Тиш» (Eckiger Tisch, т.е. «стол с углами» в противоположность «круглому столу»). Конференция епископов выбрала одного из епископов в качестве полномочного представителя по защите несовершеннолетних. Налажено сотрудничество с Национальным наблюдательным советом по защите детей и молодёжи (National Review Board for the Protection of Children and Young People), учреждённым в 2002 году Конференцией епископов США, и с Центром прикладных исследований апостольства Джорджтаунского университета (Center for Applied Research in the Apostolate — CARA) (CARA[24]; по Hallay-Witte; Janssen, 2015, стр. 152-168).

Суммируя, можно сказать, что Церковь Германии начала заниматься предотвращением сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних ещё до волны разоблачений в 2010 году, однако этого было недостаточно. Масштаб разоблачений заставил Церковь Германии пересмотреть своё халатное отношение и сделать необходимые выводы на будущее, в том числе в области профилактической работы. Церковь Германии довольно быстро разработала программы как общей профилактики, так и интервенционной. Правительство подошло к проблеме сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних не как к проблеме сугубо церковной, но как к проблеме общества в целом, и начало широкомасштабные программы профилактики, а также пошло навстречу ожиданиям пострадавших. Общая профилактика проводится Церковью Германии также среди мигрантов.

ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНЫХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЦЕРКВИ ПОЛЬШИ

По сравнению с Церквами США и Германии Церкви посткоммунистических стран, в том числе Польши, находятся в самом начале пути по профилактике сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних. Эта неравномерность во внедрении принципов профилактики имеет, по-видимому, своей главной причиной отставание процессов социального, культурного, морального и политического преобразования общества на несколько десятков лет. Основной причиной, побуждающей заняться профилактикой, является необходимость вмешаться в разрастающийся процесс разоблачения случаев сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних со стороны духовенства, в котором, как и на Западе, огромную роль играют СМИ. Кроме того, меры, предписанные Апостольской столицей, заставляют «идти в ногу» с Церковью в мире, адаптируя рекомендации Ватикана, в первую очередь относящиеся к интервенционной профилактике, к условиям Польши. Общая профилактика внедряется медленно, сдерживаемая многими ограничениями, в том числе связанными с менталитетом.

Динамика внедрения профилактики в Церкви Польши имеет много общего с динамикой её внедрения в Церквах других стран. Сначала разрабатываются правовые документы и процедуры, касающиеся принятия заявлений о преступных действиях, которые уже совершены, и только потом создаётся система общей профилактики, учитывающая сторонний успешный опыт. Процесс создания системы профилактики в Польше начался с того, что Конференция епископов Польши подготовила «Руководство». Это было сделано в ответ на требование Апостольской столицы, выраженное 3 мая 2011 года в «Циркуляре конференциям епископов по поводу разработки «Руководства», как действовать в случае сексуальных злоупотреблений, совершённых духовными лицами в отношении несовершеннолетних», разосланном Ватиканской Конгрегацией вероучения. В «Циркуляре…» говорится, что руководящие принципы, сформулированные Конференциями епископов, должны давать епархиальным епископам и старшим настоятелям указания относительно того, как действовать, если они проинформированы о предполагаемых сексуальных злоупотреблениях в отношении несовершеннолетних со стороны священнослужителей на территории, находящейся в их юрисдикции[25]. Правда в Церкви Польши уже с 2009 года существовали конфиденциальные инструкции по этому вопросу, но было мало известно о том, выполняются ли они, и каким образом. 

Новое «Руководство»[26] было утверждено Конференцией епископов Польши  в 2014 году.

Одновременно был утверждён документ о профилактике[27], действующей во всей Церкви Польши. В течение нескольких лет этот документ действовал лишь на бумаге, поскольку Церковь Польши не имела соответственно подготовленных кадров, способных взяться за создание системы профилактики. Кроме того, вплоть до настоящего времени Конференция епископов не финансирует такие мероприятия.

В июле 2013 года епископы назначили координатора по защите детей и молодёжи. Тогда в Церкви Польши постепенно стала развиваться работа по созданию системы профилактики. Поскольку не было ни структур, ни кадров, работа началась с годичного академического электронного курса «Профилактика и интервенция в области защиты детей в пастырской среде». Курс был проведён римским Центром защиты детей на итальянском и английском языках для 60 участников со всей Польши, ⅔ слушателей закончило курс.

В апреле 2014 года руководство Академии «Игнатианум» в Кракове создало Центр защиты детей[28] (Centrum Ochrony Dziecka — COD) как межфакультетское подразделение университета. Будучи академическим учреждением, Центр не подчинён Конференции епископов, но служит Церкви Польши. Уже в июле 2014 года Центр организовал первую в Польше международную конференцию «Как понимать сексуальные злоупотребления в отношении малолетних в Церкви и как на них реагировать».  Вскоре после конференции началась работа над созданием основных структур в епархиях и монашеских конгрегациях, начиная с обучения делегатов и душепастырей, то есть тех, кто должен быть готов принимать заявления о преступлениях сексуального злоупотребления в отношении несовершеннолетних и оказывать пастырскую помощь пострадавшим и их близким. На первом этапе, как и повсеместно, была создана система интервенционной профилактики. В 2014–2018 годах были реализованы образовательные проекты для разных групп. Общая продолжительность обучения составила 125 учебных дней. В 2016 году Центр подготовил программу постдипломного повышения квалификации в области защиты детей и молодёжи от сексуальных злоупотреблений. Эта обучающая программа продолжительностью в три семестра основывалась на знаниях и опыте преподавателей Педагогического отделения Академии «Игнатианум» в Кракове, а также использовала опыт специалистов Фонда расширения прав и возможностей детей. К настоящему времени проведено два курса, которые окончили более 40 человек, среди которых миряне, священники – епархиальные и монашествующие – и сёстры-монахини. Все они так или иначе участвуют в разных сферах работы Церкви с детьми и молодёжью, внося в эту работу приобретённые знания и умения.

На данный момент, т.е. на апрель 2020 года, 33 человека обучаются на третьем курсе повышения квалификации.  Целью этого обучения является приобретение знаний и умений в области предотвращения сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних.  В частности, курс даёт знания и умения по следующим темам:

  1. распознавание у детей и молодёжи симптомов пережитого насилия;
  2. проведение бесед и оказание кризисной помощи детям и молодёжи, пережившим насилие;
  3. знание процедур, которые необходимо выполнять в ситуации насилия над ребёнком, а также умение их применять;
  4. создание программ предотвращения насилия в семьях, школах, в учреждениях воспитания, опеки и социальной реабилитации, а также в формальных и неформальных группах детей и молодёжи; 
  5. предотвращение насилия;
  6. распознавание насилия;
  7. реагирование на насилие;
  8. создание программ раннего вмешательства, ориентированных на людей, затронутых насилием в тех же местах и социальных средах[29].

В течение учебного 2018-2019 года Центр подготовил стандарты защиты детей и молодёжи[30],  а также обучил команды по профилактике, назначенные епархиальными епископами. Целью этого обучения была подготовка команд, которые будут создавать систему профилактики в епархиях.  К настоящему времени более, чем в 30 епархиях и во многих провинциях женских и мужских орденов были разработаны и внедрены принципы и стандарты защиты детей и молодёжи. Что касается епархий, то все они должны вскоре завершить этот очень важный подготовительный этап и начать долгий процесс обеспечения более надёжной защиты детей и молодёжи во всех сферах работы с ними. Во многих епархиях, конгрегациях и учреждениях проводится обучение в области общей профилактики. Для этого обучения ещё нет единой программы и разработанной системы оценки результатов. Оно ориентировано на конкретные нужды, опыт и трудности. Уже несколько лет в рамках общей профилактики реализуется специальное обучение тех, кто отвечает за формацию в духовных семинариях. Проводится обучение для клириков в семинариях. Это обучение также не имеет единой программы и системы оценки результатов. В одних случаях на него отводится несколько дней, в других – несколько часов.

В настоящее время Центр осуществляет три программы. Первая из них называется «Безопасные каникулы» и имеет целью передать принципы защиты детей и молодёжи ответственным за каникулярные формы работы с несовершеннолетними. Перед каникулами 2019 года были обучены аниматоры и модераторы каникулярных мероприятий в Краковской архиепархии. Были обучены волонтёры, штатные сотрудники и родители, занятые в программе «Лестница Иакова»[31], которая предназначена для лиц с ограниченными возможностями. Обучены также сотрудники дома духовных упражнений, штатные сотрудники и волонтёры «Фестиваля  жизни»[32]. Поскольку каждая из этих групп обучалась по своей программе, результаты проведённой оценки обучения невозможно стандартизовать.

Обучение сотрудников, семей и волонтёров «Лестницы Иакова» показало как необходимость подготовить особую программу для лиц с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, так и необходимость участия в процессе обучения родителей или опекунов. Обучение тех, кто участвует в «Фестивале жизни» указало на необходимость дифференцировать содержание обучения для разных групп обучающихся. Отмечено также, что и взрослых руководителей, и аниматоров, которые рекрутируются из числа ровесников, обучение сделало более чуткими к неподобающему поведению. В ходе фестиваля поступала информация о случаях неподобающего поведения, и за каждым таким сообщением следовала соответствующая интервенция (вмешательство). Самую многочисленную группу, обученную в рамках программы «Безопасные каникулы», составляют те, кто занят в каникулярных мероприятиях в Краковской архиепархии. Основными участниками были аниматоры, а также те, кто нёс ответственность не за проведение мероприятия в целом, а только за конкретную небольшую группу. Практика показала, что обучение должно быть ориентировано, прежде всего, на тех, кто отвечает за руководство группой, а это, чаше всего, священники. Здесь также необходима дифференциация содержания обучения. Большинство прошедших обучение подтвердили пригодность содержания обучения для каникулярной работы.

Вторым проектом, который выполняет Центр, является разработка принципов и стандартов защиты лиц с ограниченными возможностями.  Выполняют этот проект как преподаватели Центра, так и те, кто непосредственно работает с такими людьми (в том числе двое выпускников постдипломного курса повышения квалификации). В настоящее время работа ещё продолжается.

Цель третьего проекта – подготовить электронные курсы обучения для руководителей приходских и других церковных групп, а в дальнейшем – для молодёжных лидеров и для участников групп. Этот проект в настоящее время находится на стадии оценки содержания учёными и специалистами, имеющими опыт практической работы с лидерами групп. Консультирование также является технической частью этого проекта.

В конечном итоге профилактика должна быть внедрена на каждой образовательной площадке, в каждом учреждении воспитания и опеки, в каждой душепастырской группе Церкви Польши.  

Подводя итоги этого краткого обзора профилактических мер, принимаемых Церковью Польши, можно утверждать, что сосредоточены они, в первую очередь, на интервенционной профилактике в форме выполнения процедур, связанных с заявлениями о сексуальных злоупотреблениях со стороны духовных лиц. Эти меры в основном касаются давних случаев, о которых сейчас заявляют взрослые люди, пострадавшие в детстве и юности. Это, очевидно, не означает, что в настоящее время таких случаев нет. Некоторые епархии и монашеские конгрегации заботятся о пострадавших, в том числе оплачивая терапевтическую и юридическую помощь, а также пастырское сопровождение. Однако не всегда заявление о причинённом вреде принимается с пониманием. Иногда на первое место ставится соблюдение процедур. Если же дело касается общей профилактики, то её внедрение требует больше времени, а также сильнее зависит от убеждений и менталитета настоятеля данной структурной единицы Церкви. Всё большую роль в подготовке и внедрении системы общей профилактики будут играть выпускники последипломного повышения квалификации. Некоторые уже в ходе обучения или сразу по его окончании берутся за выполнение этой задачи там, где они работают и служат. Некоторые епархии и монашеские ордена, а также учреждения, которыми управляет Церковь, привлекают разных специалистов, в том числе педагогов и психологов, которые помогают создавать систему профилактики, в том числе общей профилактики. К сожалению, не хватает теоретических исследований, анализа институциональных факторов риска, подготовленных учебных планов для разных групп, супервизии и мониторинга профилактической работы в целом, а также до сих пор не хватает финансирования этих мероприятий.

Слабым местом системы является также работа с теми, кто совершает сексуальные злоупотребления. От бессилия, отсутствия конструктивных решений, а также из страха перед мнением окружающих священник, совершивший такое преступление, часто остаётся предоставленным самому себе и в зависимости от тяжести содеянного либо окончательно лишается духовного сана, либо отстраняется от какой бы то ни было пастырской деятельности, не получая никаких заданий, которые он мог бы выполнять. В обоих случаях никакие профилактические и реабилитационные меры не применяются.

Таким образом, можно сказать, что благодаря работе координатора и команды Центра защиты детей Церковь Польши принялась за осуществление профилактических мер. Но мы только начали эту работу. С самого начала и до сих пор работа ведётся без финансирования со стороны Конференции епископов. В прошедшем году Конференция епископов Польши выбрала архиепископа Войцеха Полака делегатом по защите детей и молодёжи. По его инициативе был создан Фонд св. Иосифа и офис делегата при Секретариате Конференции епископов Польши, который многие считают органом, дублирующим уже существующие структуры.

Опыт Церквей в других странах и самой Польше показывает, что как без смены ментальности всех членов Церкви, так и без внедрения профилактических мер в обществе в целом, процесс создания культуры предотвращения сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних идёт очень медленно. Структуры Церкви существуют не в вакууме, а в конкретном обществе и находятся под влиянием политики в области профилактики, которую проводит государство. В Польше прошлый омбудсмен по делам детей призывал к разработке национальной стратегии предотвращения любого насилия в отношении детей. Правительство раз за разом эти предложения отвергало. Кроме того, мы довольно слабо используем опыт других Церквей, всё ещё надеясь, что масштабы явления в Церкви Польши окажутся намного меньше, и что в принятии превентивных мер в национальном масштабе нет особой необходимости.

Будучи участником предпринимаемых мер по созданию системы профилактики сексуальных злоупотреблений, автор испытывает трудности в том, чтобы обобщить и объективно оценить эти действия. Разочарование вызывает имеющийся подход Конференции епископов к проблеме, который также указывает на отсутствие видения и общей решительной воли взяться за последовательное построение согласованной системы профилактики. Подтверждают это и те поспешные действия, которые были предприняты в ответ на фильм братьев Секельских. Эти действия не обеспечивают создания безопасной среды для малолетних и беспомощных ни в Церкви Польши, ни в польском обществе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении более 30 лет общественное мнение сначала в США и англосаксонских странах, а теперь и по всему миру недвусмысленно и однозначно указывает на проблему сексуальных злоупотреблений в отношении несовершеннолетних в Церкви. Это вынудило Церковь принять меры, направленные на предотвращение злоупотреблений: сначала меры интервенционные, а затем общей профилактики, осуществляемые, главным образом, внутри Церкви. 

Профилактические меры вводятся в действие Церквами разных стран. В одних странах процесс идёт быстрее, в других медленнее, нет ни одновременности, ни равномерности. Где-то продвинулись существенно, где-то ещё не принято никаких мер, а где-то нет даже уверенности в том, что такие меры необходимы. В тех странах, где Церковь является первой и решительной организацией, принимающейся за создание системы профилактики, это может стать мотивацией для общества в целом.  

Кроме упомянутых в начале богословских вопросов, которые имеют основополагающее значение для мотивирования деятельности Церкви, направленной на защиту детей и молодёжи путём создания для них и вместе с ними безопасной среды, поскольку они касаются сущности Церкви и её миссии, Церковь также должна ответить себе и на другой важный вопрос. Почему, несмотря на обширную воспитательную деятельность, проводимую в Церкви, в том числе орденами и конгрегациями, в которых была исторически сложившаяся система профилактики или её важные элементы, имеющийся опыт не помог защитить детей и молодёжь от сексуальных злоупотреблений? Почему это наследие не стало достаточным источником вдохновения для принятия превентивных мер, почему работа началась только под напором очередного скандала?

Электронный адрес автора: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЯ

Allen E. A. Survivors won’t be ignored, expert says after Pell acquittal // Crux. – 2020. – URL: https://cruxnow.com/church-in-oceania/2020/04/survivors-wont-be-ignored-expert-says-after-pell-acquittal/.

Altieri C. Analysis: What the Pell case means for Vatican reform // Catholic Herald. – URL:  https://catholicherald.co.uk/analysis-what-the-pell-case-means-for-vatican-reform/.

A Program and Service of the National Catholic Risk Retention Group, Inc. – URL: https://www.virtusonline.org/virtus/protecting-children.cfm.  

Applewhite M. Historical and Current Standards of Care for Prevention and Response to Sexual Abuse. – 2016.

Circle of Grace. Program for Children and Young People. Part 1: Grade Kindergarden to Grade 8. Safe Environment Training. Part 2: Grade 9 thorough Grade 12 // Archdiocese of Omaha. – 2018.

Beisert M. Pedofilia. Geneza i mechanizm zaburzenia. Sopot. Gdańskie Wydawnictwo Psychologiczne. – 2012.

Benedykt XVI Kościół a skandal wykorzystania seksualnego // Polskie tłumaczenie eseju. – URL: https://cod.ignatianum.edu.pl/component/content/article/9-stolicy-apostolskiej/133-benedykt-xvi%E2%80%9Eko%C5%9Bci%C3%B3%C5%82-a-skandal-wykorzystywaniaseksualnego%E2%80%9D.html?Itemid=109.

Berkovits S. M. Preventing abuse in Christian organizations that serve youth: Ten policies to create safer environments // Currents in Theology and Mission. – 2018. – Vol. 45(3). – P. 20-22.

In God`s Image. Safeguarding in the Catholic Church in Scotland // Bishops’ Conference of Scotland. – 2018. – URL: https://www.bcos.org.uk/Portals/0/In%20Gods%20Image%20WEB.pdf

Providing education for the prevention of child sexual abuse // Centre for Child Protection. – URL: https://childprotection.unigre.it/.

Cupich B. To love and protect. Pope Francis’ systemic approach to safeguarding children // America. – 2016. – Vol. 7. – P. 18-25.

Czub M. Zrozumieć dziecko wykorzystywane seksualnie // Sopot: Gdańskie Wydawnictwo Psychologiczne. – 2015.

Franciszek Papież Discorso del Santo Padre Francesco ai partecipanti al congresso
’Child Dignity in the Digital World’. – URL: http://w2.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2017/october/documents/papafrancesco_20171006_congresso-childdignity-digitalworld.html.

Groff A. Making church a safe place // Christian Century. – 2018. – P. 28-31.

Hallay-Witte M. Schweigebruch. Vom sexuellen Missbrauch zur institutionellen Prävention // Janssen B. – Freiburg – Basel – Wien : Herder. – 2016.

Hesse S. Schier unübersehbar. Prävention gegen sexualisierte Gewalt in der katholischen Kirche in Deutschland // Stimmen der Zeit. – 2018. – Vol. 5. – P. 320-328.

The Abu Dhabi Declaration Interfaith Alliance for Safer Communities: Child Dignity in the Digital World // Interfaith Alliance for Safer Communities. – URL: https://static1.squarespace.com/static/5a4d5d4e7131a5845cdd690c/t/5c41e8b30e2e72ac47386e40/1547823283601/Interfaith+Alliance.Declaration+of+Abu+Dhabi+-+20+Nov+2018+%281%29.pdf.

Joulain S. Combattere l’abuso sessuale sui bambini // Queriniana Brescia. Nuovi Saggi. – 2019.

Prewencja nadużyć seksualnych wobec dzieci i młodzieży i osób niepełnosprawnych w pracy duszpasterskiej i wychowawczej Kościoła w Polsce // Konferencja Episkopatu Polski. – 2014. – URL: https://cod.ignatianum.edu.pl/component/content/article/10-episkopatu/17-kep-prewencja-nadużyć-seksualnych-wpracy-duszpasterskiej-i-wychowawczej.html?Itemid=109.

Dar powołania do kapłaństwa. Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis // Kongregacja ds. Duchowieństwa. – Watykan. – 2016. – p. 202.

Okólnik do Konferencji Episkopatów w sprawie opracowania „Wytycznych” dotyczących sposobów postępowania w przypadku nadużyć seksualnych popełnionych przez duchownych wobec osób niepełnoletnich // Kongregacja Doktryny Wiary. – 2011. – URL: https://cod.ignatianum.edu.pl/component/content/article/9stolicy-apostolskiej/32-kongregacja-doktryny-wiary-okólnik-do-konferencjiepiskopatów-w-sprawie-opracowania-„wytycznych”.html?Itemid=109.

Kusz E. Kościele – jaki jesteś? Kryzys Kościoła w świetle skandalu wykorzystania seksualnego. Kryzys w świecie, kryzys w Kościele Opole // W: M. Lis (red. nauk.). Redakcja Wydawnictw Wydziału Teologicznego Uniwersytetu Opolskiego. – 2020. – P. 94-114.

Moore S. E; Robinson M. A.; Dailey A.; Thompson C. Suffering in silence: Child Sexual molestation and the Black Church: If God don’t help me who can I turn to? // Journal of Human Behavior in the Social Environment. – 2015. – № 25. – P. 94-114.

Nojadera B. Children First. How safe-environment programs are preventing abuse // America. – 2013. – № 8. – P. 19-22.

Nowak A., Wysocka E. Problemy i zagrożenia społeczne we współczesnym świecie. Elementy patologii społecznej i kryminologii. – Katowice: Wydawnictwo Śląsk. – 2001.

Our Story. Child Dignity in the Digital World. – URL: https://www.childdignity.com/our-story.

Pala G. La Chiesa risponde agli abusi sui minori. Interventi, provvedimenti e indirizzi per contrastare un grave fenomeno di devianza. – Mediolan: Edizioni San Paolo. – 2020.

Rossetti S. Five ways to safeguard children everywhere. – URL: https://www.americamagazine.org/politics-society/2018/09/20/five-ways-safeguard-children-everywhere.

Rowe S. To stop sexual abuse, empower all the people. Good leaders aren’t enough // Christian Century. –  2018. – № 26. – P. 10-11.

Sajkowska M. Wykorzystywanie seksualne dzieci. Ustalenia terminologiczne, skala zjawiska, oblicza problemu społecznego, dziecko krzywdzone // Dziecko Krzywdzone. Teoria, badania, praktyka. – 2002. – № 1(1). – P. 5-28.

Schuth K. A Change in Formation. How the sexual abuse crisis has reshaped priestly training // America. –  2012. – № 1. – P. 2-9.

Szczęsny W. W. Zarys resocjalizacji z elementami patologii społecznej i profilaktyki. – Warszawa: Wydawnictwo Akademickie Żak. – 2003.

Szlązak J., Szlązak N. Bezpieczeństwo i higiena pracy. – Kraków. AGH Uczelniane Wydawnictwa Naukowo-Dydaktyczne. – 2010.

The Declaration of Rome. Взято с: https://www.childdignity.com/blog/declaration-of-rome.

Unabhängiger Beauftragter für Fragen des sexuellen Kindesmissbrauchs. – URL: https://beauftragter-missbrauch.de/.

The causes and context of sexual abuse of minors by catholic priests in the United States 1950-2010 // United States Conference of Catholic Bishops. – 2012.

Promise to Protect. Pledge to Heal. Charter for the Protection of Children and Young People. Essential Norms for Diocesan/Eparchial Policies Dealing with Allegations of Sexual Abuse of Minors by Priests or Deacons // United States Conference of Catholic Bishops. – URL: http://www.usccb.org/issues-and-action/child-and-youth-protection/upload/Charter-for-the-Protection-of-Childrenand-Young-People-2018-final.pdf.

Vieth V. I., Tchividjian B. J., Walker D. F., Knodel K. R. Child abuse and the Church: A call for prevention, treatment, and training // Journal of Psychology & Theology. – 2012. – № 40(4). – P. 323-335.

Włodarczyk J., Makaruk K., Michalski P., Sajkowska M. Ogólnopolska diagnoza skali uwarunkowań krzywdzenia dzieci. Raport z badań. Warszawa: Fundacja Dajemy Dzieciom Siłę. – 2018.

Włodarczyk J., Sajkowska M. Wykorzystywanie seksualne dzieci. Wyniki Ogólnopolskiej diagnozy problemu przemocy wobec dzieci. // Dziecko krzywdzone. Teoria, badania, praktyka. –  2013. – № 12(3). – P. 63-100.

Zimmer A., Lappehsen-Lengler D., Weber M., Götzinger K. Sexueller Kindesmissbrauch in kirchlichen Institutionen – Zeugnisse, Hinweise, Prävention. Ergebnisse der Auswertung der Hotline der Deutschen Bischofskonfereny für Opfer sexueller Gewalt. Weinheim: Beltz Juventa. – 2014.

Zollner H. La tutela dell’infanzia nella Chiesa Cattolica // Civiltà Cattolica. – 2017. – № 1. – P. 448-457.

Zollner H., Deodato A., Manenti A., Ugolini G., Bernardini G. Abusi sessuali nella Chiesa? Meglio prevenire. –  Mediolan: Ancora. – 2017.

Zollner H., Father Hans Zollner. Post abuse crisis. How we can get back our Christian Roots // America Magazine. – URL: https://www.americamagazine.org/faith/2018/09/17/father-hans-zollner-post-abuse-crisis-how-can-we-get-back-our-christian-roots.

Перевод: Наталья Проскурина.

Редакция: Оксана Пименова.


[1] https://cod.ignatianum.edu.pl/images/Dokumenty_w_PDF/ISKK_Wyniki_Kwerendy_opracowanie_final.pdf. Ср. резюме: https://ekai.pl/dane-nt-wykorzystywania-seksualnego-osob-maloletnich-przez-duchownych/   

[2] Учение двенадцати апостолов (первая половина II века), прямо запрещает сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних мальчиков. Ранняя Церковь не терпела, чтобы крещёные практиковали языческие обычаи, теоретически обоснованные классической греческой философией. Церковь осознавала те проблемы, которые проникали в христианские общины из доминирующего культурного окружения.

[3] Так, например, воспитательная система св. Иоанна Боско, основателя ордена Салезианцев, является системой упреждающей, превентивной. Элементы предотвращения можно найти и в других воспитательных системах, а также в нормах, регулирующих воспитательную деятельность и установленных основателями мужских и женских монашеских орденов.

[4] Слово «профилактика» происходит от греческого «phylax», являющегося эквивалентом слова «страж», и «prophylaktikos», что означает «защищающий» (Kowalczewska-Grabowska, 2013, стр. 73).

[5] Все документы доступны на сайте Апостольской столицы: http://www.vatican.va/resources/index_en.htm и на сайте Центра защиты детей: https://cod.ignatianum.edu.pl/wypowiedzi-kosciola/stolica-apostolska.html

[6] http://www.protectionofminors.va/content/tuteladeiminori/it/sezione-chi_siamo/pagina-missione.html  

[7] https://childprotection.unigre.it/.

[8] https://www.childdignity.com/blog/declaration-of-rome.

[9] https://www.childdignity.com/our-story.

[10] Конференция также закончилась принятием декларации: https://static1.squarespace.com/static/5a4d5d4e7131a5845cdd690c/t/5c41e8b30e2e72ac47386e40/1547823283601/Interfaith+Alliance.Declaration+of+Abu+Dhabi+-+20+Nov+2018+%281%29.pdf

[11] Конференция носила название «За достоинство ребёнка в цифровом мире: от концепции к действию».

[12] Интересные мысли на эту тему можно почерпнуть из публикаций об оправдании кардинала Дж. Пелла Верховным Судом Австралии (Allen, 2020; Altieri, 2020).

[13] Эти документы доступны на интернет-страницах соответствующих конференций епископов, конгрегаций и епархий.

[14] https://www.bcos.org.uk/Portals/0/In%20Gods%20Image%20WEB.pdf.

[15] http://www.usccb.org/issues-and-action/child-and-youth-protection/upload/Charter-for-theProtection-of-Children-and-Young-People-2018-final.pdf.

[16] https://www.virtusonline.org/virtus/protecting_children.cfm.

[17] https://website.praesidiuminc.com/wp/.

[18] http://www.usccb.org/issues-and-action/child-and-youth-protection/upload/Safe-EnvironmentWhite-Paper-FINAL.pdf.

[19] Речь идёт о документе «Sacramentorum sanctitatis tutela» [О защите святости Таинств], обнародовавший нормы относительно тяжких преступлений в Церкви [Normae de gravioribus delictis].

[20] www.praevention-kirche.de.

[21] Доклад доступен в интернете на сайте Конференции епископов Германии:

https://www.dbk.de/fileadmin/redaktion/diverse_downloads/dossiers_2018/MHG-Studie-gesamt.pdf

[22] https://beauftragter-missbrauch.de/.

[23] https://www.aufarbeitungskommission.de/.

[24] https://cara.georgetown.edu/.

[25]  http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc _20110503_abuso-minori_pl.html.  

[26] WstepnegoDochodzeniaKanonicznegoWPrzypadkuOskarzenDuchownychOCzynyPrzeciwko. SzostemuPrzykazaniuDekaloguZOsobaNiepełnoletniaPonizejOsiemnastegoRokuZycia.pdf. 

[27] https://episkopat.pl/wp-content/uploads/2017/07/Prewencja-nadu%C5%BCy%C4%87-seksualnych-wobec-dzieci-i-m%C5%82odzie%C5%BCy-i-os%C3%B3b-niepe%C5%82nosprawnych-w-pracy-duszpasterskiej-i-wychowawczej-Ko%C5%9Bcio%C5%82a-w-Polsce-1.pdf.      

[28] Шесть лет работы Центра защиты детей описаны: https://cod.ignatianum.edu.pl/component/content/article/11-komentarze/144-%C5%BCak-sj-6-lat-dzia%C5%82alno%C5%9Bci-cod.html?Itemid=109.

[29] https://cod.ignatianum.edu.pl/edukacja-i-prewencja/studia-podyplomowe.html.

[30] Утверждённые стандарты: 1. Создание и поддержание безопасной среды в Церкви; 2. Проверка, делегирование и обучение лиц, работающих с детьми и молодёжью; 3. Способ реагирования на обвинения и неподобающее поведение; 4. Оказание помощи и поддержки пострадавшим; 5. Обращение и работа с лицами, обвинёнными в сексуальном злоупотреблении; 6. Сотрудничество в деле защиты детей и молодёжи; 7. Обучение и постоянная поддержка для лиц, занимающихся профилактикой в Церкви; 8. Обеспечение качества профилактики и проверки.

[31] https://drabinajakubowa.pl/pl/.

[32] https://festiwalzycia.pl/.

***

ПОМЕТКА О ЗАПРЕТЕ ПУБЛИКАЦИИ

Статья Эвы Куш «Профилактика сексуальных злоупотреблений в Католической Церкви», [Куш, Э. (2020). Профилактика сексуальных злоупотреблений в Католической Церкви. Обиженный ребенок. Теория, исследования, практика, 19 (2), 235–261] снята с публикации в ежеквартальном журнале в связи с требованием Фонда правосудия, находящегося в ведении Министерства юстиции, из средств которого финансируется настоящий номер журнала в соответствии с соглашением No. DFS-II.7211.1215.2019.

В результате статья была профинансирована Фондом «Расширение прав и возможностей детей», издающим этот ежеквартальный журнал, и опубликована на сайте www.fdds.pl. Кроме того, издатель журнала Фонд «Расширение прав и возможностей детей» направил в Министерство юстиции письмо о том, что не согласен с таким вмешательством в основное содержание журнала и чётко обозначил позицию редакции, согласно которой дальнейшее существенное вмешательство будет рассматриваться как репрессивная цензура.

3 сентября 2020 года в издательство журнала поступило сообщение об отзыве запрета на публикацию, и редакция повторно включила статью в Том 19, № 2 (2020): Профилактика сексуальных злоупотреблений в отношении детей.

Дата публикации: 14 июля 2020 г.

Дата отзыва: 10 августа 2020 г.

Дата повторной публикации: 3 сентября 2020 г.

Пометка об отзыве публикации: статья была временно отозвана по требованию спонсора, финансирующего выпуск.