(Глава из книги Юзефа Августина «Исцеление от чувства обиды»)
«Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша» (Ис 30, 15), — говорит Господь устами пророка Исаии. Внутренняя тишина и внешнее молчание — вот необходимые условие подлинного внутреннего обращения и ежедневной связи с Богом. Молитва становится тогда разговором, в котором мы приглашены слушать то, что говорит нам Бог. Нам нужно открыться для Его слова. А Бог говорит в тишине и нас призывает пребывать в тишине. Он не спорит с человеком и не повышает на него голоса. Исаия так пророчествует о Рабе Господнем: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него <…>; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах» (Ис 42, 1-2).
1. ДОБРОВОЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ ВО ВНУТРЕННЮЮ ТИШИНУ
Именно потому, что Бог говорит в тишине, необходимы внутренняя тишина и внешнее молчание. Бог говорит «тихо», «в тишине», потому что Он не применяет насилия и не попирает человеческой свободы. Крик — это проявление насилия. Чем громче и чаще слышен крик, тем большее совершается насилие. Уважение к свободе и деликатность Раба Господня приводят к тому, что Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис 42, 3).
В наших межчеловеческих отношениях часто отсутствует уважение друг к другу, поэтому мы с лёгкостью повышаем голос на других, кричим, громко домогаемся признания своей правоты. Так мы оказываем друг на друга давление, подчиняя себе более слабых и порой используя их ради собственной временной выгоды. Господь Бог, уважая людскую свободу, никогда не применяет насилия и поэтому обращается к человеку «тихо», «в тишине».
Для того чтобы внешнее молчание и внутренняя тишина имели характер духовного переживания, нам нужно войти в них абсолютно добровольно. Молитва, основанная на слушании слова Божия и предпринимаемая в полной сосредоточенности и тишине, возможна только при условии полной внутренней свободы. Нельзя слушать Бога и самоотверженно отдавать себя Ему в какой бы то ни было форме вынужденно. Невозможно вопреки свободе человека «приказать» ему пребывать в молчании, сосредоточенности, доверять Богу, быть искренним и честным по отношению к собственной совести. Любое подлинное благо требует участия доброй воли.
Абсолютно добровольное принятие внешнего молчания и внутренней сосредоточенности становится важным условием молитвы во время реколлекций. Наша связь с Богом в духовных упражнениях может развиваться только при полной свободе. Внутренняя свобода — это то «пространство сердца», которое мы отдаём Богу, в котором позволяем Ему действовать. Без вверения Богу нашей свободы подлинная встреча с Ним была бы невозможной.
2. АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
В наше время большим препятствием для создания в человеке атмосферы сосредоточенности и внутренней тишины становится современная аудиовизуальная цивилизация. Она очень сильно воздействует на нас, особенно на молодёжь. Интернет, телевидение, кино, компьютерные игры, молодёжные (и не только) журналы поражают психическим и физическим насилием, патологиями и грубой сексуальностью.
«Электронные средства источают свою информацию в каждый уголок дома и учат <…> способам мышления, ощущения и поведения, противоречащим здравому рассудку. Семьи покоряются давлению культуры, которое они не в состоянии контролировать. <…> Дети и молодёжь видят и слышат информацию, неадекватную их потребностям на данном этапе развития. <…> Основной посыл, содержащийся в рекламе, учит нас концентрироваться на собственных потребностях, потворствовать импульсам и дурным привычкам», — пишет Мэри Элизабет Пайфер, американская писательница и психолог.
Постоянный показ в средствах массовой информации насилия, жестокости, произвола, сексуальных злоупотреблений в сочетании с непрерывным протестом против основных духовных, моральных и религиозных ценностей — это признак цивилизации смерти, о которой говорил св. Иоанн Павел II. Когда человек долгое время подвергается воздействию таких антиценностей, он утрачивает духовную и моральную чуткость. Он уже не в состоянии услышать то, что происходит в его сердце, что говорят ему ближние, и что хочет сказать ему Сам Бог.
Молчание во время реколлекций очень ценно, так как тогда выходит наружу то, какие мы на самом деле. Обнаруживается наше внутреннее беспокойство, недовольство, потерянность, чувство сожаления и обиды, сильное ощущение вины, гнев, комплексы неполноценности, нездоровые амбиции. Когда мы входим в атмосферу внутренней тишины и внешнего молчания, то «сталкиваемся со многими вопросами, касающимися достоверности нашего бытия, подлинности нашей активности и аутентичности нашей повседневной жизни», — отмечает Томас Мертон, американский монах-траппист и писатель. В тишине обнаруживается всё то, что нам удаётся подавить шумихой, сильными впечатлениями, стремлением к успеху, потребительским или поверхностным отношением к жизни.
Мы жалуемся иногда на переутомление или на нехватку времени. Однако эти жалобы бывают не совсем искренними. Парадоксально, но часто нам очень хорошо в этом нашем переутомлении. С одной стороны, мы сетуем на него, а с другой, когда у нас появляется несколько свободных минут, не знаем, что с ними делать. Необходимость распорядиться свободным временем, которое неожиданно у нас появляется, иногда становится большой проблемой. Часто мы не умеем отдыхать, думать о себе и своей жизни, спокойно беседовать с другими, молиться, пребывать в тишине. Мы бежим от собственной жизни, от более глубоких связей с людьми и с Богом в просмотр телепрограмм, в чтение низкопробной литературы, в потребление. Нас быстро утомляет искренний разговор или серьёзное раздумье над жизнью.
Для многих из нас перегруженность работой становится своего рода алиби, веской причиной, оправдывающей наше нежелание углубиться в себя и узнать, что на самом деле нужно изменить в нашей жизни, чтобы она стала более человечной для нас самих и для тех, кого мы любим. «Бог не общается с болтливой душой, которая, словно трутень в улье, много жужжит, но при этом не производит мёда. <…> В ней нет ни основательных добродетелей, ни близости с Богом, не говоря уже о более глубокой жизни, о сладком покое и тишине, в которой обитает Бог», — отмечает в своём «Дневнике» св. Фаустина Ковальская3.
Для того чтобы войти в атмосферу внешнего молчания и внутренней тишины, нам нужно сознательно отказаться от такого алиби и прекратить бегство в иллюзии. Благодаря тишине у нас появляется шанс узнать правду о своей жизни, о ближних и о Боге. Тишина — это также особенная возможность для поисков Бога и Его милосердия.
Бог общается с нами в тишине. Устами пророка Осии Господь говорит: «Я увлеку её [неверную жену], приведу её в пустыню и буду говорить к сердцу её» (Ос 2, 14). Плодотворно совершить закрытые реколлекции можно только тогда, когда мы примем твёрдое решение погрузиться в атмосферу внешнего молчания и внутренней тишины.
«Посмотрите, дорогие мои, как могущественно молчание. <…> Именно благодаря молчанию святые достигали святости, именно по причине их молчания сила Господня поселилась в них и им были открыты тайны Божии», — говорил св. авва Аммон, пустынник, ученик св. Антония Великого.
А Томас Мертон писал: «Если любишь правду, полюби молчание. Молчание, как солнечный свет, осветит тебя в Господе и избавит от фантома неведения. <…> Только в тишине мы можем достичь согласия с собственным внутренним „я». Именно поэтому следует выбирать тишину. В тишине мы можем <…> стать перед пропастью, разверзшейся между глубиной нашего бытия, которой мы упорно пренебрегаем, и его поверхностью, которая не верна нашей собственной действительности. Поэтому мы должны почувствовать необходимость познать самого себя, для того чтобы затем выйти к другим людям, не только с маской надёжности, но с подлинным участием и настоящей любовью». Мертон отмечает, однако, что современный мир «забыл о радости молчания, о покое одиночества, который в известной степени необходим для достижения полноты жизни».
Вкус одиночества и тишины таит в себе вкус жизни, радости и покоя, которые даёт нам Сам Бог. Когда мы под воздействием тишины, в которой пребываем, вносим минимальный порядок и ясность в свои мысли, желания и чувства, то постепенно начинаем ощущать вкус жизни. Молчание и одиночество непроизвольно переходят в молитву и медитацию не только во время реколлекций, но и в нашей повседневной жизни.
Пребывая в тишине и размышляя, мы входим «в полное благоговения состояние, когда начинаем слушать и смотреть, испытывать и воспринимать то, что есть на самом деле», — пишет немецкий богослов Иоганнес Баптист Лоц SJ. Тишина и размышление учат искать суть «дела», учат встречаться и вести диалог с самим собой, с ближним и с Богом. Минуты одиночества и тишины позволяют установить более глубокий контакт со своим истинным «я», обрести большую внутреннюю ясность в том, что касается цели и смысла жизни. Когда мы в одиночестве размышляем над своей жизнью, когда оказываемся беспомощными перед сложными проблемами, перед собственным или чужим страданием, то начинаем задавать себе основные экзистенциальные вопросы.
Человеческое сердце само обратится к Богу, если мы освободим его от чрезмерных забот о повседневности, если позволим ему действовать свободно. В минуты одиночества и тишины лихорадочное беспокойство преобразуется в творческое волнение сердца. Наша ежедневная, обычно мало упорядоченная молитва во время реколлек- ций обретает форму углубленной медитации над словом Божиим. И именно это становится наилучшим лекарством от множества человеческих страхов, от растерянности и беспомощности.
Человек, который умеет радоваться минутам тишины и наполнять их молитвой, может также поделиться этим опытом с самыми близкими. Минуты молчания могут стать хорошим лекарством не только от личных тревог и проблем, но и от трудностей в супружеской и семейной жизни, в дружеских, социальных и профессиональных отношениях. Ведь в тишине и одиночестве мы можем открыть глубочайшую правду не только о своих собственных желаниях и потребностях, но и о желаниях и потребностях наших ближних.
4. ПОДХОДЯЩЕЕ МЕСТО ДЛЯ МЕДИТАТИВНОЙ МОЛИТВЫ
Св. Игнатий Лойола призывает на время реколлекций отдалиться от дел повседневной жизни — от профессиональной деятельности, друзей, семьи, знакомых: «Человеку, не столь занятому делами и желающему преуспеть как можно более, нужно преподать духовные упражнения полностью <…>. Вообще говоря, упражняющийся извлечёт тем большую духовную пользу, чем более удалится от всех друзей и знакомых и от всех земных забот: например, перейдёт из того дома, где живёт, в другой дом или комнату, чтобы обитать там как можно более уединённо <…>, не боясь, что знакомые ему помешают»[1].
Для того чтобы войти в длительную молитву, надо выбрать подходящее место. Это должно быть тихое место, в котором мы могли бы освободиться от нагромождения дел, чрезмерной озабоченности и шума повседневной жизни. «Пойди туда, где бы ты мог оставаться один, — подсказывает отец Клеменс Тильман, — где бы ничто тебе не мешало; в такое место, где бы всё окружающее тебя дышало покоем. Быть может, это будет твоя квартира или церковь. Когда ты найдёшь место, где всё дышит покоем, задержись в нём».
Если мы совершаем духовные упражнения в реколлек- ционном доме, то имеем хорошие условия для внешнего молчания и внутренней тишины. Однако, участвуя в ре- коллекциях, нам следует помнить, что не стены создают реколлекционную тишину, не дадут её и те, кто организует реколлекции. Атмосфера молчания и сосредоточенности зависит от всех участников упражнений. Это взаимный дар всех для всех. В реколлекционной общине, которая формируется на эти несколько дней, все её члены приносят в дар друг другу атмосферу молитвы, тишины, сосредоточенности, а также взаимное свидетельство веры. Но дар тишины очень хрупок, потому что требует единомыслия всех членов общины. Внешнее молчание во время совместного совершения реколлекций — это не только свидетельство веры, но также проявление взаимного уважения и братской заботы друг о друге.
В реколлекционном доме нам тоже надо «найти своё место» для ежедневной медитативной молитвы. Это может быть часовня, ораторий, собственная комната или другое укромное место. При поисках подходящего места для молитвы мы опираемся, с одной стороны, на внутреннее ощущение, интуицию, а с другой — на опыт. Нужно время от времени пробовать молиться в разных местах, чтобы путём сравнения выбрать то место, где нам проще всего войти в атмосферу тишины, сосредоточенности и диалога с Богом. Подходящее место для медитативной молитвы порой приходится терпеливо искать долгое время, обращаясь при этом также к помощи духовного руководителя.
Плодотворность молитвы во время реколлекций зависит не только от молчания, бесед с духовным руководителем или от подходящего места для молитвы, но, прежде всего, от внутреннего состояния сердца, которое освобождается от чрезмерных забот о внешних, земных делах, всецело отдавая себя в распоряжение Бога. Клеменс Тиль- ман советует принимающему упражнения: «Освободись, оставь всяческие заботы, обязанности, усилия, спешку и активность. И ещё в большей степени освободись от беспокойства, внутренних дискуссий, мыслей, проектов, всяческих планов. Чем лучше ты освободишься от всего этого, тем больше освободишься от себя самого» и погрузишься в размышление.
Освобождение от повседневных забот позволяет совершающему упражнения с большей щедростью принести Богу в жертву все свои желания и свободу, «дабы Его Божественное Величество располагал по Своей святейшей воле как самим упражняющимся, так и всем, что он имеет» (ДУ 5). Стремление освободиться от того, что чрезмерно нас беспокоит, необходимо для того, чтобы с большей свободой сердца слушать слово Божие.
Если бы мы начинали реколлекционную молитву с размышления над собственными делами и проблемами, то рисковали бы найти только «свои» решения. Пит ван Бремен SJ, известный реколлекционист, когда проводит реколлекции, в самом начале призывает слушателей спрятать проблему, с которой они приехали на упражнения, в дальний ящик. Слово Божие, над которым мы размышляем, — как говорит отец ван Бремен, — само подскажет нам, в какой день реколлекций и как заняться этой проблемой, чтобы осветить её словом Божиим и поддать духовному распознаванию.
Наши проблемы выглядят порой совершенно иначе в свете слова Божия. Нередко свет слова указывает на простые, почти очевидные решения. Однако иногда принимающий упражнения осознаёт, что его трудности и проблемы намного серьёзнее, чем он считал вначале. А те, что он привёз с собой, оказываются только «субститутами» более глубоких проблем, которые он до этого времени не мог или даже не хотел заметить.
Мы не в состоянии познать свою жизнь, не освещая её словом Божиим. Благодаря ему мы открываем также, что наша жизнь, в первую очередь, не «наша», а принадлежит Богу и является Его даром. В этом контексте наши проблемы тоже не только «наши», они становятся и Его проблемами. Так что мы можем решать их вместе с Ним и благодаря Ему.
Плодотворность духовных упражнений напрямую зависит
от того, как задействованы в них наша внутренняя свобода,
открытость, щедрость и духовные созидательные силы. Если мы будем
приступать к реколлекциям в состоянии замкнутости и духовной скупости, без
глубокого вхождения
в них и готовности к жертвам, то это не позволит нам достичь плодов,
предусмотренных св. Игнатием.
[1] Св. Игнатий Лойола. Духовные упражнения. — Н. 20. (Далее — ДУ).
[1] Рассказ паломника о своей жизни, или «Автобиография» св. Игнатия Лойолы, основателя Общества Иисуса (Ордена иезуитов) // Точки / Puncta. — № 1-2. — 2002. — С. 24.
[1] Святого Иоанна Кассиана Римлянина обозрение духовной брани // Добротолю- бие. Т. 2. — Киев, 2005. — Н. 197.
[1] Перевод согласно польскому тексту; ср. также: Святого Иоанна Кассиана Римлянина обозрение духовной брани, н. 197-198.
[1] Иоанн Павел II. Энциклика о Святом Духе в жизни Церкви и мира Dominum et vivificantem. — Н. 55.
Фото: Beat Altenbach SJ
Свежие комментарии