12 марта 2022 г. Церковь отмечает необычный юбилей: 400 лет назад, 12 марта 1622 года, папа Григорий XV канонизировал четырех великих святых XVI века: Игнатия Лойолу, Франциска Ксаверия, Терезу Авильскую и Филиппа Нери, а также Исидора Мадридского, который жил в XI-XII вв. Первые двое в этом списке, Игнатий и Франциск, принадлежали к группе основателей Общества Иисуса (ордена иезуитов). Они познакомились во время учебы в Париже, и Игнатию потребовалось немало терпения, чтобы преодолеть сопротивление Франциска и склонить к святым делам молодого клирика, мечтавшего в то время о «теплом месте» в церковной иерархии, а не о подвигах святости. Игнатий переубедил Ксаверия, вновь и вновь повторяя ему слова Иисуса: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф 16:26) Благодаря усилиям Игнатия Франциск, проживший всего 46 лет, стал одним из величайших миссионеров Церкви всех времен.
Игнатий много лет жил странником, но большую часть своей священнической жизни провел в маленькой комнате в Риме, управляя недавно основанным Обществом. Франциск Ксаверий, один из самых известных миссионеров Общества, большую часть своей иезуитской жизни путешествовал по Азии, проповедуя и крестя людей.
В этот день Папа Франциск возглавит торжественную литургию в честь 400-летия канонизации св.Игнатия Лойолы и св. Франциска Ксаверия. Юбилейная месса будет отслужена в церкви Иль-Джезу в Риме. Прямая трансляция – на ignatius500.global/live/.
Как стимул к молитвенному размышлению предлагаем заключительную часть выступления отца П.-Х.Кольвенбаха S.J., генерального настоятеля Общества Иисуса в 1983-2008 гг., озаглавленного «Опыт Христа у св. Игнатия Лойолы». Пусть этот текст приблизит христологическую духовность святого из Лойолы, которой горячо желал, чтобы название основанного им ордена звучало как «Общество Иисуса». Размышления о. Кольвенбаха звучат как никогда актуально в наши дни, в этом израненном мире, где Христос продолжает выбирать “последнее место” среди тех, кто сегодня принимает на себя удары насилия и несправедливости. Материал полностью можно найти на http://laciviltacattolica.ru/2022/03/11/опыт-христа-у-св-игнатия-лойолы/.
***
ИГНАТИЙ – ПОДРАЖАТЕЛЬ ХРИСТУ
15 ноября 1537 года, на северной окраине Рима, в местечке на виа Кассия, которое еще и сегодня именуется «La Storta» (Поворот) – Игнатий встречает в видении своего Христа. Он несет крест, и Игнатий получает заверение, что Бог Отец ставит его рядом со своим Сыном, несущим крест, как со-путника в Его пасхальном шествии. Так он открывает Христа, который одновременно на последнем месте, которое Он избрал, и на самом первом месте вверху, которое по праву принадлежит Ему. Это не Иисус придумал последнее место: это люди, от Каина и далее приготовили его для наследников Авеля. Последнее место находится по эту сторону человека – на пределе бесчеловечного. Игнатий придает особое значение этой социальной принадлежности Христа – между теми, кто осуждены на нищету, кого угнетают, кто лишен всяческой свободы. И при всем том, на этом последнем месте лик Иисуса отсылает неизменно к Его тайне и позволяет прозревать Его божественность. Для Игнатия неизменно речь идет о Слове, воплощенном в полноте Его державности. В этом обезоруживающем пасхальном свете Игнатий осмеливается предложить выбор Христа, зная по личному опыту, насколько последнее место, презираемое и отталкивающее, абсолютным образом нас отвращает.
Если безумная любовь Господа к человеку побудила Его избрать безумие и соблазн последнего места, ведущего к смерти и распятию, – со-путник Христов не может предстать иначе, как безумным Христа ради, – раз служение Славе Божией пожелало избрать его. «Для большего подражания Христу, Господу нашему, и уподобления Ему в моих поступках, хочу и избираю бедность со Христом бедным, нежели богатство, унижения со Христом униженным, нежели почет, и более пожелаю быть сочтенным ненужным и безумным ради Христа, Который до меня был принят за такового, нежели считаться мудрым и разумным в сем мире» (Дух. Упр., п.167). Избрать то, что Христос избрал: но, подобно тому, как Христос совершил этот выбор, дабы исполнить – из-за любви – миссию, порученную Богом, Его Отцом, – так же и Игнатий не желает совершить этот выбор по собственному начинанию, но только если Христос призовет его избрать последнее место, чтобы наилучшим образом воздавать хвалу Тому, Кто во всем занимает первое место, Его Божественному Величию. Инициатива принадлежит Господу, Который труждается «здесь» и «теперь» в Своей Церкви, Своем народе и в событиях мира.
Со-путник Иисуса желает соединиться со Христом, Который неустанно труждается, дабы привести всех ко Отцу, дабы довести каждую сотворенную вещь до её полноты, повторяя всякий раз заново вызов, свершенный Христом, дабы со-трудничать с Ним для спасения мира. В силу этого избрания, со-путник Иисуса призван активным образом соучаствовать в этом занимаемом Им последнем месте, которое есть одновременно первое, достигая универсальности Троицы, Которая в ней обитает, обостряя всё то, что в нем есть самое подлинно «христианское». В своей личной встрече со Христом, Игнатий в конце концов сдался перед лицом очевидного, поняв: возвещать Благую Весть славы Пресвятой Троицы – в среде человечества, которое имеет о славе представление прямо противоположное – означает принять на себя вослед одному из Лиц Троицы Евангелие Креста; что не означает прежде всего желания страдать и умереть, но что изначально предполагает жить, полностью умерев для самого себя, дабы поставить себя на служение Христу во всем, – даже рискуя, подобно Ему, быть обвиненным в безумии – с тем чтобы слава Пресвятой Троицы воссияла в жизни наших братьев и сестер, и просветила наконец историю, которая уже исполнена Духом Христовым, действующим в ней. Эта пасхальная слава сообщит характерно игнатьевский оптимизм великому разнообразию призваний и миссий, в силу коих безумные Христа ради (обоего пола) соучаствуют в откровении безграничной любви Бога, воплощенного в личности и выборе Христа, одного из Лиц Троицы, Распятого.
Таким образом Игнатий отвечает на вопрос Иисуса: «А ты, что можешь сказать Мне ты?» Узрев и пережив во всех тайнах жизни Христа, Господа нашего, радостный свет воплощенного Слова, воссиявший в Том, Кто был распят и воскрес – Игнатий отвечает краткой фразой в своем духовном дневнике: ser todo mi Dios. Ты, Ты есть всецело мой Бог.
#ignatius500
Свежие комментарии