В прошлый раз мы размышляли над тем, что Святое Писание говорит про тело — материальную составляющую человеческой личности. Мы пришли к выводу, что хотя в Библии мы иногда встречаем негативные высказывания о теле в связи с нашей греховной слабостью, они не указывают на то, что тело плохо само по себе, а что его всегда необходимо воспринимать в единстве с нематериальной составляющей человека. Нематериальная часть человеческой природы в Божьем слове называется по-разному — чаще всего «душой». Но иногда мы встречаем в Библии описание тройственной структуры человеческой личности, включающей тело, душу и дух. Как понимать подобные утверждения? 

Например, апостол Павел пишет фессалоникийцам: «Ваш дух [pneuma] и душа [psyche] и тело [soma] во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 5, 23). Обращаясь к коринфянам, он противопоставляет «духовное» и «душевное» (1 Кор 2, 14-15). В Евангелиях слова «душа» и «дух» употребляются как синонимы человека, хотя и здесь есть некоторые особенности. Например, там, где Иисус говорит: «Ибо кто хочет душу [psyche] свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу [psyche] свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16, 25), — слово «psyche» следовало бы перевести как «жизнь», согласно еврейскому пониманию слова «nephesh», которое означает целостность человеческого существования в этом мире. В следующем стихе Иисус продолжает: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе [psyche] своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу [psyche] свою?» (Мф 16, 26), и здесь «psyche» имеет уже иное значение — бессмертную составляющую человеческой личности. Этот отрывок позволяет нам вспомнить важный элемент библейской антропологии: человеческая жизнь — это единство физического и нематериального существования (чаще всего передается словом «nephesh»). Надежда на бессмертие для евреев касалась не только невидимой души, но и воскресения тела, т. е. также физическая составляющая нашей человеческой природы призвана участвовать в той славе, которую Бог уготовал своему творению.

Таким образом, мы видим, что одни и те же слова в оригинальном библейском языке имеют разные значения или оттенки, причем надо учитывать, что Новый Завет был написан на греческом языке, тогда как Иисус и Его собеседники говорили на арамейском (а священные книги иудеев в синагогах читались на еврейском). Как в современных языках, так и в древних иногда трудно найти соответствующее точное слово, означающее то же самое, особенно когда носители языков принадлежат к разным мировоззрениям.

Даже в пределах греческой философии «душа» понималась по-разному: для Платона и его последователей души были бессмертными существами, которые в качестве наказания отправлялись в смертные тела и переселялись после смерти тела. Для Аристотеля и его школы душа считалась «движущим началом» физического тела и умирала вместе с ним (в то время как другой компонент — интеллект [nous] — был бессмертным, но, насколько можно понять, не был личной, а своего рода коллективной сущностью). Согласно этому видению, животные и даже растения также имели «душу», то есть соответствующее «движущее начало» существа, в отличие от неодушевленных созданий.

Кажется, что для св. Павла, когда он говорит о «душе» в вышеупомянутых отрывках, это слово имеет значение, подобное аристотелевскому, т. е. принадлежит только реальности этого мира, а не сверхъестественной. Павел противопоставляет «душевное» «духовному» — тому, что относится к Божьей реальности: хотя все творение — все телесное вместе с энергией, позволяющей ему двигаться, — происходит от Бога и существует благодаря Ему, однако для человека есть другое измерение существования. Здесь мы вспоминаем еще одну фундаментальную библейскую истину о человеческой природе. Мы созданы «по образу и подобию Божию» (Быт 1, 27), и именно этот образ Божий мы можем назвать духовной составляющей в человеке («дух» — это сущность самого Бога, как учит нас Божье откровение, например, в Ин 4, 24). Подобие Богу имеет различные аспекты: самосознание, разум, использование языка, но прежде всего это свобода и совесть; способность говорить Богу и другой личности «Ты», способность любить. Эти черты, которые никогда не перестают быть Божьим даром в человеке, могут в большей или меньшей степени проявляться в каждом из нас  в зависимости от того, насколько мы послушны Его голосу: соответственно, мы можем вместе с апостолом Павлом сказать, является ли человек более или менее «духовным». Некоторые отцы Церкви учили, что образ Божий присутствует как «печать» в человеке, а вот возрастать в подобии Богу — это задание, данное нам на всю жизнь.

Подводя итог вышесказанному, отметим: существование человека в Священном Писании воспринимается как единство материальной (тела) и нематериальной (душа, дух) составляющих, и надежда на вечность касается их обеих. Чаще всего в христианской литературе и в соответствии с большинством библейских авторов под «душой» человека понимается то же, что и «дух», т. е. его исключительное по сравнению с другими земными творениями качество образа Божия, который мы носим в себе. Поэтому будем же все больше возрастать в своей духовной сущности — в подобии Сыну Божьему, Воплощенной Любви.

Автор: Виктор Жук SJ

Источник: Біблійны лексікон: дух, душа, цела | Каталіцкі Веснік

Изображение:  ha11ok @ Pixabay