Тема Царства Божьего занимает значительное место в проповедовании Господа Иисуса согласно Евангелиям. Очевидно, наш Учитель хотел, чтобы эта реальность никогда не покидала фокуса внимания Его учеников. В прошлый раз мы рассматривали как раз ту самую истину, что Царство должно быть в центре всех устремлений и интересов истинных учеников Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», — говорит Господь в Нагорной проповеди (Мф 6, 33). Сегодня мы продолжим размышлять о характерных особенностях Царства в учении Иисуса.

В предыдущей статье мы также заметили, что наш Божественный Наставник чаще всего использует притчи в учении о Царстве Божьем. Иисус обращается к самым разнообразным образам из разных сфер человеческой жизни, чтобы передать истину о тех законах и логике, которые действуют там, где действительно царит Господь Бог, где Его справедливость и любовь становятся реальностью, где Его желание для людей — Его любимых детей — отражается в их мироощущении, отношениях, выборе.

Зерно: плодотворный образ

Сегодня я хочу обратить наше внимание на то, что среди образов, к которым обращается Сын Божий в своих притчах, особое место занимает семя, зерно. Самая первая притча в синоптических Евангелиях (Мф, Мк, Лк) — это рассказ о сеятеле, который сеет зерно. Позже этот образ возвращается в притчах о горчичном семени; о хорошем зерне и плевелах. В Евангелии от Марка мы находим уникальное сравнение Царства Божьего с семенем, которое растет само по себе (Мк 4, 26-29). Также и в Четвертом Евангелии, где практически отсутствует учение Иисуса в притчах (поскольку, Иоанн ставит своей целью дополнить то, что уже написано другими евангелистами), имеется очень короткая аллегория  семени, которое умирает в земле, чтобы принести обильный плод (Ин 12, 24). Предлагая этот естественный образ, Господь Иисус подает пример и в то же время побуждает своих учеников занимать «созерцательную позицию» по отношению к окружающей действительности, уметь останавливаться, «читать» книгу природы, которую Всевышний Творец писал и продолжает писать непрестанно, когда призывает все сущее к жизни. Семя — универсальный (хотя и не единственный) инструмент, позволяющий тварным созданиям — и растениям, и животным, и людям — участвовать, сотрудничать в божественном деле творения по повелению Господа: «Плодитесь и размножайтесь!» (Быт 1, 22.28).

Сегодня, благодаря современной науке, мы лучше понимаем, как этот порядок «вписан» и закодирован в Божьем творении на уровне ДНК, и это совсем не мешает нам верить, а наоборот, позволяет еще больше восхищаться величием Творца.

Секрет преображения, заключенный в семени

Процесс трансформации семени, пожалуй, лучше всего помогает нам осознать трансформацию, происходящую в нашей собственной жизни. С материальной точки зрения наше существование начинается с семени. В утробе матери человек за короткое время претерпевает невероятные метаморфозы. Когда мы рождаемся в этот мир, дальнейшие изменения на физическом уровне могут показаться уже не такими удивительными, но и этот процесс достоин восхищения. Но что чрезвычайно важно, в открытой нам Богом перспективе процессы преображения в этом мире для нас не заканчиваются, а только начинаются: апостол Павел, объясняя истину о нашем будущем воскресении, сравнивает земное человеческое тело с семенем, которое после физической смерти должно родиться во славе: «Сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное»  (1 Кор 15, 35-50). Так, согласно нашей надежде во Христе, физическая смерть — это лишь переход, после которого наступает совершенно новый этап — этап длиною в вечность.

Переплетаясь с процессами, происходящими с нашим физическим телом в этом мире, происходит и другое преображение — в духовной реальности нашей жизни. Толкуя притчу о сеятеле, Господь Иисус раскрывает смысл образа семени: «Сеятель слово сеет» (Мк 4, 14). Мы можем сказать, что с духовной точки зрения начало человеческой жизни — это Божье «да», сказанное твоему и моему существованию. Оно сопровождается на протяжении всего нашего существования бесчисленными другими зернами чудесных Божьих обетований и слов, которые приглашают нас на путь жизни и ждут, чтобы быть принятыми на почве сердца нашей свободой. Самое важное Слово, сказанное Богом Отцом в вечности, — это Его Сын, данный нам в воплощении как Брат, Друг и Спаситель. Именно к Нему направляет нас Небесный Отец как к источнику «глаголов вечной жизни» (Ин 6, 68).

Живая связь с Иисусом — Сыном Божьим, послушание Его слову — это процесс прорастания Божьего семени, процесс воплощения Царства Небесного в конкретике нашего существования. В то же время, как предупреждает Господь в притчах о сеятеле и о плевелах, существует реальное противодействие со стороны врага — дьявола, который хочет всячески воспрепятствовать принятию и росту слова Божьего в жизни человека и коварно сеет свои семена зла и пороков. Поэтому мы должны быть бдительны и принять, что послушание Слову Жизни неизбежно будет означать борьбу и противостояние  искушениям и своеволию.

Семя — символ скромного начала

Образ семени учит нас важному закону, касающемуся процессов Царства Божьего. Семени нужно время, чтобы вырасти, поэтому требуется терпение, чтобы уметь ждать, уважать динамику созревания и роста, доверять этой таинственной силе, находящейся вне нашего контроля, и позволять ей работать. Очень часто, особенно в нашей сегодняшней реальности, для которой характерно стремление как можно быстрее добиться большего, не хватает именно терпения и принятия того ритма, который не поддается внешнему контролю.

Через притчу о горчичном зернышке — самом маленьком из всех семян, но дающем начало большому растению, — Господь Иисус подчеркивает, что дела Царства Божьего имеют скромное начало, но приносят несоразмерные плоды. Этот факт учит нас смирению и умению на нашем духовном пути придавать должное значение тем вещам, которые кажутся слишком малыми и незначительными, но, в конце концов, становятся решающими в нашей плодовитости для Царства Божьего. Господь обращается к нам через слово, записанное для нас в Библии: средство, на самом деле, весьма скромное, от которого так легко отмахнуться, считать чем-то слабым, неважным, поставить на последнее место в списке приоритетов… В нашей повседневной жизни мы легко упускаем возможности совершать простые жесты сострадания и доброты, потому что они кажутся лишними, второстепенными, но они могут стать теми маленькими семенами, которые постепенно принесут богатые плоды любви и надежды в нашей жизни и жизни наших близких. Наши добродетели не возникают чудесным образом, но возрастают через терпеливую верность в самых смиренных делах и поступках.

Советую дорогим читателям найти в интернете очень мудрую и красивую молитву Антуана де Сент-Экзюпери (автора «Маленького принца»), в которой он просит Господа научить его искусству маленьких шагов. Пусть Господь даст нам желание и способность благодаря смиренным жестам изо дня в день позволять Его Царству становиться реальностью в нас и вокруг нас.

Автор: Виктор Жук SJ

Источник: Біблійны лексікон: Валадарства Божае. Ч.3 | Каталіцкі Веснік

Изображение: Aleksejs Bergmanis @ Pexels