«Царство Божье» — слова, которые так часто звучат из уст Господа Иисуса в Евангелии, — были темой уже нескольких размышлений в нашей рубрике. В сегодняшнем заключительном материале мы сосредоточимся на «эсхатологическом» измерении этой реальности, которое Сын Божий стремился раскрыть своим слушателям.
В ноябре мы особым образом празднуем наше общение со святыми и усопшими верными, которые предшествовали нам на пути к вечности, а в конце литургического года мы слышим в слове Божьем апокалиптические тексты о «последних вещах». Это время очень подходит для того, чтобы обратить наш внутренний взгляд на правду о том, что выходит за пределы нашего земного существования. Именно в откровении Божьего (или Небесного) Царства заключается тайна нашего конечного предназначения. С другой стороны, Царство «вторгается» в нашу земную действительность и уже присутствует здесь, в этой нашей жизни, и мы призваны распознавать его знаки и содействовать его расширению. Следует еще раз подчеркнуть, что Царство Божье в своей полноте для человеческого разума, по крайней мере, в этом земном существовании останется тайной: оно касается самого Бога и потому превышает наши способности воображения и понимания. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», — утверждает апостол Павел (1 Кор 2, 9). Однако в то же время Отец Небесный желает, чтобы наш разум все больше преображался через познание истины о смысле и цели нашей жизни, открытой нам Сыном Божьим через дар Святого Духа. Образно говоря, мы призваны к тому, чтобы одной ногой твердо стоять на земле, а другой найти опору в небе — Божьем пространстве, где царит Его порядок.
Уже — и еще нет
Этот парадокс Царства Божьего — тот факт, что оно наступит во всей своей полноте в конце истории, но уже присутствует в реальности нашего мира — теологи описывают как «уже и еще нет». Христос часто упоминает в своем учении момент, когда «Сын Человеческий приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк 9, 26) — момент, когда свершится суд над историей и каждым человеком.
С другой стороны, когда Иисусу задали вопрос: «Когда придет Царство Божье?», Он ответил: «не придет Царство Божье приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царство Божье внутрь вас есть» (Лк 17, 20-21). Выражение «внутри вас» можно понимать и как «среди вас»: таким образом Господь Иисус дает понять, что с Его пришествием в этот мир Божье Царство уже стало реальностью, но не все это осознают. Например, кто-то истолковывал победу Христа над злыми духами как Его сотрудничество со злом! Иисус показывает абсурдность такого обвинения и заявляет: «Если же Я перстом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божье» (Лк 11, 20). Сила, которой обладал Христос, свидетельствовала о реальном действии Бога в этом мире, о присутствии Божьего Царства.
В Евангелии мы также находим следующие слова Христа: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божье» (Лк 9, 27). Очевидно, Господь Иисус говорит здесь не о «конце света», который еще не наступил, а о другом событии, которое особым образом раскрыло действие Бога в истории человечества. Этим уникальным и решающим событием стала Пасха Иисуса: Его смерть и воскресение, которые бесповоротно изменили ход истории. Пасха Иисуса — это событие, не ограниченное во времени, и мы имеем к нему доступ сегодня благодаря Святому Духу — Духу Воскресшего Господа, который действует в Церкви, мистическом Теле Христовом, в каждом таинстве и каждый раз, когда мы взываем с верой: «Авва, Отче!» (ср. Рим 8, 15), а также когда по Его вдохновению мы совершаем дела любви. Таким образом, Царство Божье, о котором мы просим, чтобы оно пришло «и на земле, как на небе», становится реальностью.
Путь на Небеса — путь любви
Рассказывая о Божьем Царстве, Господь Иисус говорит о моменте суда, который покажет истинную ценность выборов и поступков конкретного человека (образ жатвы в притчах символизирует этот решающий момент). Этот суд ожидает каждого после завершения его земного пути, но то, что Христос открывает нам о нем, должно стать критерием для наших ежедневных решений, действий, слов и мыслей. Таким образом, Царство Небесное воплощается через наше послушание Слову Божьему. Если бы нам нужно было очень кратко назвать критерий Божьего суда и одновременно высший закон Небесного Царства, то мы могли бы процитировать св. Иоанна Креста: «На закате нашей жизни мы будем судимы по тому, как мы любили».
В Нагорной проповеди Христос предупреждает своих учеников: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5, 20). Господь Иисус устанавливает «высокую планку» для тех, кто хочет в полной мере ощутить радость принадлежности к Царству нашего Небесного Отца. Однако на этом трудном пути к Небесам Он не оставляет нас одних: Он не только подает нам пример, но и всегда рядом, чтобы поддержать нас и даровать нам необходимую благодать, потому что самостоятельно мы действительно не способны достичь совершенства граждан Небес. Повторим сказанное в одном из предыдущих размышлений: Царство Божье — это сам Иисус, Сын Божий, который открывает нам любовь Отца и дает нам силы идти по пути любви, которым Он сам прошел. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — вот как еще Господь Иисус говорит о доступе в Дом Отца (Мф 18, 3). Давайте же всегда помнить, что мы — дети Отца Небесного, и всей своей жизнью будем свидетельствовать об этом. А когда придет наше время, увидим Его лицом к лицу в Его Царстве.
Автор: Виктор Жук SJ
Источник: Біблійны лексікон: Валадарства Божае. Ч.4 (заключная) | Каталіцкі Веснік
Изображение: Джованни Баттиста Гаулли, «Поклонение ягненку» (Моделло из фрески апсида в Иль-Джезу, Рим) / Фото: ARTExplorer
Свежие комментарии