Вторник Масленицы закончился — наступила Пепельная среда. Как говорил Екклесиаст: «Есть время смеяться и время плакать» (ср. Еккл 3, 4). Сегодня мы услышим слова: «Помни, человек, что ты прах и в прах возвратишься». Пеплом — прахом земли — священник начертит на наших лбах знак креста, знак Сына Человеческого, зримый знак того, кем мы являемся в действительности: смертными — и в тоже время искупленными людьми.
Прах — хорошая тема для размышлений в Пепельную среду, поскольку прах, символ небытия, может многое нам рассказать.
Слова молитвы, сопровождающей посыпание головы пеплом, взяты из Книги Бытия (3, 19), где мы слышим вердикт Божественного суда, который относится к каждому и каждой из нас, как потомкам наших прародителей, совершивших первый грех. Божественный приговор звучит мрачно и удручающе: «Возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
Прах как символ человека использовался не только в Книге Бытия. «Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть [прах]» (Пс 102, 14). У Екклесиаста 3, 20 мы читаем: «Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах». Звучит пессимистично, не так ли? Но нам нужно пройти через этот этап, чтобы можно было более полно принять радостное послание Нового Завета. Даже пессимизм может быть вдохновением от Бога. В книге Иова (4, 19) удрученный Елифаз сетует, что человек обитает «в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли». «Я, прах и пепел», — обращается Авраам к Богу, надеясь на Его милость к грешному народу (Быт 18, 27). Подбирая слова к описанию смерти, Екклесиаст вновь использует этот образ: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл 12, 7).
Прах — воистину красноречивый символ. Прах — это образ обыденности. Его всегда более чем достаточно. Одна пылинка ничем не хуже и не лучше другой. Прах — это образ анонимности: его частички неразличимы и безымянны. Прах — символ обращения в ничто: он бессодержателен, бесформен, бесполезен, пуст, однообразен, бесцветен, бессмыслен; ускользает сквозь пальцы; лежащий повсюду, но — везде неуместный.
И Бог говорит человеку: «Ты — прах». Но является ли человек только прахом? Это экзистенциальное выражение, а не полная формула сущности человека. И поскольку в этом смысле речь идет об экзистенциальной формуле, то Писание раскрывает это человеку с жесткой прямотой, без прикрас: смягчение стало бы соблазном не принимать сказанное всерьез, отнестись к услышанному легкомысленно.
Воистину, тогда Писание право. Человек есть прах. Он всегда находится в процессе умирания. Он есть существо, которое при появлении на свет устанавливает свой курс на смерть, и движется к ней стремительно и неумолимо. Единственное существо в мире, знающее о своей смертности. О том, что оно — прах.
Конечно же, человек также является духом. Но что есть жизнь духа не выходящая за свои пределы? Лишь ощущение и осознание своей ограниченности перед лицом непостижимого, чувство вины и безысходности. Тем не менее, в человеке есть удивительная духовная способность, позволяющая ему познать Бога, выйти Ему навстречу. При этом человек оказывается лицом к лицу перед Тайной, чьи пути неисповедимы и чьи суды непостижимы.
Не означает ли это, что человек перед Святым Богом — лишь заблудший грешник, и для его ума открыто лишь то, что он — прах и пепел? Однако из этого вывода мы должны теперь перейти к пониманию изменения, которое предложение «человек есть прах» претерпевает в христианском домостроительстве спасения. Благая весть о спасении звучит: «Слово стало плотью». Святой Павел сказал, что Бог послал своего Сына в подобии человеческой, греховной плоти (Рим 8, 3). Мы можем добавить к этому и сказать, что сам Бог посыпал свою голову прахом земным, что Он пал лицом на землю, которая со злой жадностью впитывала Его слезы и его кровь.
С тех пор, по выражению Тертуллиана, caro salutis cardo: плоть стала шарниром, стержнем спасения. С тех пор плоть обозначает не только шарнир и стержень движения в небытие и смерть, но также шарнир и стержень движения, которое проходит через небытие и заброшенность праха в жизнь, в вечность, в Бога.
Христианство не освобождает от плоти и праха, и не обходит плоть и прах; оно проходит прямо сквозь плоть и прах. И вот почему выражение «прах ты есть» все еще применимо к нам; правильно понятое, оно является полным выражением нашей жизни.
Утром в Пепельную среду, услышав возглас «помни, что ты — прах», прибавим к нему: мы — братья воплощенного Господа. В этом явится вся полнота: ничтожество, содержащее вечное; смерть, содержащая жизнь; нищета, которая спасает; прах, что теперь навеки жив, жив с Богом.
Автор: Карл Ранер SJ
Изображение: Ash Wednesday — LCMS Calendar
Свежие комментарии