В современном мире, где ценятся постоянная занятость и продуктивность, умение остановиться и погрузиться в тишину становится настоящим вызовом. Почему нам так трудно быть в покое, даже когда этого требует душа? В этой статье мы рассмотрим три главные причины внутреннего сопротивления тишине и уединению — и задумаемся, как научиться по-настоящему отдыхать и слушать себя.

***

Мы привыкли чувствовать себя виноватыми, когда мы не «продуктивны».

Спокойствие, даже ради отдыха или молитвы, может показаться пустой тратой времени для человека, живущего в мире, где ценятся богатство, конкуренция, высокая производительность, плотный график и ощущение собственной важности. Если мы просто смотрим в потолок полчаса — и даже не записываем пришедшие в голову мысли — это считается потерянным временем. Писатель должен постоянно записывать и размышлять; руководитель должен постоянно разрабатывать стратегию. В такой культуре не бывает «выключенного» состояния. Когда мы застреваем в пробке, мы паникуем, если нет устройства, с помощью которого можно проверить новости, ответить на звонки, письма или скачать песню или сериал, пока мы ждем.

Даже если мы выделяем день для уединения, нас тянет заполнить его книгами, духовными упражнениями, дневниками. Даже в условиях реколлекций нам сложно просто быть в покое и ничего не делать.

Когда дело касается духовного усилия, иногда мы предпочитаем отвлечение концентрации.

Я говорила писателям на различных конференциях: «Мы прокрастинируем, когда приходит время писать, потому что в глубине души знаем, чего нам это будет стоить». Когда душе дается пространство, время и свободный ум, чтобы рассказать нам правду о нас, эти истины могут вызвать тревогу. Если я тих и бездеятелен в течение нескольких часов, на поверхность могут всплыть не новые откровения относительно Евангелия, а тревоги о браке или обида на друга. Душа — под влиянием Святого Духа — укажет на настоящие проблемы, которые нужно увидеть и решить сегодня. Подсознательно мы понимаем: пригласить тишину и покой — значит открыть дверь для духовной работы, которая иногда бывает болезненной. Гораздо проще быть занятым — даже «духовно» занятым — и отвлекаться разными способами.

Мы разучились находиться в условиях, напоминающих нам об одиночестве.

Множество электронных устройств помогают нам оставаться на связи, обмениваться информацией и общаться с большим количеством людей в различных местах. Они не дают нам возможности побыть наедине с собой, ведь мы всего в одном посте от сотен друзей. Даже если никто не ответил на мое сообщение, я все равно чувствую связь с миром, просто потому что что-то опубликовал. Эти устройства стали нашими постоянными спутниками. Недавно я читала статью о том, что дети не учатся быть одни или скучать, потому что постоянно пользуются гаджетами. Сейчас нередко можно встретить детей, которые не умеют быть одни или придумывать себе занятия, имея только время и немного пространства.

Взрослые, особенно старше 45 лет, может, не так зависимы от интернета, но многие не знают, как существовать с выключенными телефонами, телевизором, радио и компьютером. Мне нужен звук в комнате. Мне нужна какая-то компания, даже если это всего лишь телепередача, которую я почти не слушаю. Я привыкла к какому-то фоновому шуму. Тишина меня тревожит. Тишина означает, что я наедине с собой — и что мне придется встретиться с собой лицом к лицу.

Прежде чем мы сможем развивать духовные практики, требующие покоя и уединения, нам нужно разобраться с теми формами сопротивления, которые мы выработали против того самого покоя, в котором так нуждаемся.

  • Что вы делаете, чтобы обрести покой?
  • Когда вы больше всего нуждаетесь в покое и уединении?
  • Как вы справляетесь с трудностями, связанными с обретением покоя?

Автор: Винита Хэмптон Райт

Источник: Three Reasons It’s Hard to Be Still — Ignatian Spirituality

Фото: Jeswin Thomas @ Pexels