«Всякий, кто в нашем Обществе, которое мы желаем видеть ознаменованным именем Иисуса, хочет сражаться за Бога под хоругвью Креста…» : так начинается “Формула Института”, утвержденная в 1540 г. Папой Павлом III, а в 1550 г. – повторно Папой Юлием III.

“…ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись”, провозглашает апостол Петр перед синедрионом после исцеления хромого от рождения (Деян 4,12). 3 января Католическая Церковь в литургии празднует Пресвятое Имя Иисуса, которым было наречено Дитя Марии в восьмой день после рождения, согласно иудейскому обычаю. Это престольный праздник Общества Иисуса, носящего имя Спасителя (вспомним, что св. Игнатий в связи с таким выбором названия для нового ордена встретился с сопротивлением со стороны влиятельных лиц, приближенных к Папе Римскому, но настоял именно на этом наименовании, приложив все возможные усилия ради этого). До недавнего времени иезуиты отмечали этот праздник вместе с торжеством Пресвятой Богородицы 1 января, на восьмой день от Рождества Иисуса, но несколько лет назад генеральный настоятель Адольфо Николас решил перенести день памяти, чтобы отмечать его вместе со всей Церковью. Монограмма IHS, обозначающая Пресвятое Имя, – наиболее часто встречающийся элемент в символике украшений храмов и других зданий, связанных с орденом иезуитов. Хотя почитание Имени Иисуса было введено до основания Общества (св. Бернардин Сиенский был одним из тех, кто активно поощрял эту форму христианского благочестия в XV в.), оно широко распространилось именно благодаря иезуитам. Монограмма, состоящая из латинских букв, изначально была транскрипцией трех греческих букв (иота, эта, сигма), используемых как сокращение имени Иисуса (их можно встретить на греческих иконах, а также в манускриптах). В латинской традиции эти три буквы были “расшифрованы” при помощи выражения “Iesus Humanum Salvator” (“Иисус, Спаситель людей”).