Человек – вершина сотворенного мира, созданный по образу и подобию Божьему как разумная и свободная личность, призван познавать и любить Бога (ср. ККЦ 31). Кроме самой возможности познания Бога разуму также отведена другая роль: он становится отправной точкой для «диалога с другими религиями, с философией и науками, а также с неверующими и атеистами» (ККЦ 39). Согласно учению Церкви между верой и разумом не может быть истинного разногласия, так как «Бог, открывающий тайны и сообщающий веру, даровал человеческому духу свет разума; Бог не может отрицать Себя Самого, а истина не может противоречить истине» (ККЦ 159). Таким образом, «методическое исследование во всех сферах знания, если оно производится действительно научным образом и согласно нравственным нормам, по существу никогда не может противоречить вере; ибо земные реалии и реалии веры ведут свое начало от одного и того же Бога» (ККЦ 159).

Научные открытия, совершенные на протяжении веков, расширяют наши знания о Вселенной и человеке и открывают нам удивительный порядок, цельность и красоту творения. «Эти открытия зовут нас еще более восхищаться величием Творца» (ККЦ 283) и благодарить вместе с Соломоном за дар «неложного познания существующего» (ср. Прем 7,17-21). «Речь идет не только о том, чтобы узнать, когда и как материально возник космос или появился человек, но скорее о том, каков смысл их происхождения: являются ли они плодом случайности, проявлением слепой судьбы или безликой необходимости, или же ими управляет трансцендентное, мудрое и благое Существо, которое называется Богом?» (ККЦ 284).

Церковь, не забывая о своей основной миссии, на протяжении веков распространяла не только духовные блага веры, но и способствовала развитию всех тех отраслей, которые благоприятствовали истинному прогрессу человеческого достоинства: «Две тысячи лет живет и крепнет в душе Церкви чувство, которое вдохновляло и продолжает вдохновлять души человеческие, вплоть до милосердного подвига монахов-земледельцев, освободителей рабов, врачевателей больных, посланников веры, цивилизации, культуры во всех поколениях и во всех народах, с целью создать социальные условия, которые всем дадут возможность вести жизнь, достойную человека и христианина» (ККЦ 1942).

Ниже приведены параграфы «Катехизиса Католической Церкви», которые содержат ссылки на естествознание, ученых и научные исследования. Некоторые из этих параграфов говорят о науке напрямую, другие же лишь вскользь затрагивают интересующую нас тематику. Тем не менее, все они, как отдельные кусочки пазла, собранные вместе, позволяют представить учение Церкви касательно непростой тематики взаимоотношений веры и науки в наиболее полном виде.

***

31. Созданный по образу Божию, призванный знать и любить Бога, человек, Бога ищущий, открывает для себя «пути», ведущие к познанию Бога. Их называют также «доказательствами существования Бога» – не в том смысле, который вкладывают в это слово естественные науки, но в смысле «совпадающих и убедительных аргументов», позволяющих достигнуть настоящего убеждения. Эти «пути» приближения к Богу отправной точкой своей имеют творение: материальный мир и человеческую личность.

39. Защищая способность человеческого разума познать Бога, Церковь выражает веру в то, что можно говорить о Боге всем людям и со всеми людьми. Это убеждение – отправная точка ее диалога с другими религиями, с философией и науками, а также с неверующими и атеистами.

159. Вера и наука. «Хотя вера стоит выше разума, между ними не может быть истинного разногласия. Бог, открывающий тайны и сообщающий веру, даровал человеческому духу свет разума; Бог не может отрицать Себя Самого, а истина не может противоречить истине». «Поэтому методическое исследование во всех сферах знания, если оно производится действительно научным образом и согласно нравственным нормам, по существу никогда не может противоречить вере; ибо земные реалии и реалии веры ведут свое начало от одного и того же Бога. Более того, тот, кто смиренно и постоянно старается проникнуть в тайну тварного мира, как бы ведется – хотя бы и не осознает этого – десницей Бога, Который поддерживает все существующее и делает его тем, что оно есть».

283. Вопрос о происхождении мира и человека является предметом множества научных исследований, которые замечательным образом обогатили наши знания о возрасте и размерах космоса, о становлении живых форм, о появлении человека. Эти открытия зовут нас еще более восхищаться величием Творца, благословлять Его за все дела Его и за то разумение и премудрость, какими Он наделяет ученых и исследователей. Вместе с Соломоном они могут сказать: «Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий (…) ибо научила меня Премудрость, художница всего» (Прем 7,17-21).

284. Большой интерес к этим исследованиям стимулируется вопросом другого порядка, который выходит за пределы собственно сферы естественных наук. Речь идет не только о том, чтобы узнать, когда и как материально возник космос или появился человек, но скорее о том, каков смысл их происхождения: являются ли они плодом случайности, проявлением слепой судьбы или безликой необходимости, или же ими управляет трансцендентное, мудрое и благое Существо, которое называется Богом? А если мир происходит от премудрости и благости Божией, то почему в нем существует зло? Откуда оно? Кто его виновник? И есть ли избавление от него?

1673. Когда Церковь требует гласно и авторитетно именем Иисуса Христа, чтобы человек или предмет был защищен от напастей лукавого и вырван из-под его власти, речь идет об экзорцизме. Иисус изгонял бесов, и от Него Церковь получила власть и обязанность совершать это. В упрощенной форме экзорцизм производится при совершении Крещения. Экзорцизм торжественный, называемый «великим экзорцизмом», может совершаться только священником и с разрешения епископа. К нему надо приступать осторожно, строго соблюдая правила, установленные Церковью. Экзорцизм направлен на то, чтобы изгнать бесов или освободить от бесовского влияния духовной властью, доверенной Иисусом Его Церкви. Совсем иное дело – болезни, в особенности психические, лечение которых относится к области медицины. Поэтому важно, прежде чем совершать экзорцизм, убедиться в том, что действительно речь идет о присутствии лукавого, а не о болезни.

1723. Обещанное блаженство ставит нас перед решающим моральным выбором. Оно призывает нас очистить наше сердце от дурных побуждений и искать прежде всего любви Божией. Оно учит нас, что настоящее счастье состоит не в богатстве и благоденствии, не во власти или славе человеческой, ни в одном из человеческих дел, как бы полезны они ни были, – как наука, техника или искусство, – и ни в каком творении, но только в Боге едином, источнике всяческого добра и любви: Богатство – это великое божество нашего времени; это ему великое множество, вся масса людей инстинктивно отдает почести. Богатством они измеряют счастье и богатством же измеряют они почтенность. (…) И все это происходит от убеждения, что богатый может все. Богатство, стало быть, является одним из идолов нашего времени. А другим из них является знаменитость. (…) Знаменитость – быть известным и нашуметь в свете (то, что можно назвать газетной славой) – стала расцениваться как благо само по себе, высшее благо, тоже предмет настоящего преклонения.

1942. Добродетель солидарности превосходит материальное благополучие. Распространяя духовные блага веры, Церковь, в дополнение к этому, содействовала развитию мирских благ, которому она часто открывала новые пути. Так воплощается на протяжении веков слово Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6,33): Две тысячи лет живет и крепнет в душе Церкви чувство, которое вдохновляло и продолжает вдохновлять души человеческие, вплоть до милосердного подвига монахов-земледельцев, освободителей рабов, врачевателей больных, посланников веры, цивилизации, культуры во всех поколениях и во всех народах, с целью создать социальные условия, которые всем дадут возможность вести жизнь, достойную человека и христианина.

2292. Научные опыты, в области медицины или в области психологии, производимые на людях или группах людей, могут способствовать лечению больных и улучшению здоровья общества.

2293. Фундаментальные научные исследования, равно как и практические, убедительно свидетельствуют о господстве человека над творением. Наука и техника представляют собой ценные ресурсы, если они служат человеку и его полному развитию для блага всех; тем не менее, они не могут быть целью ни сами по себе, ни развития человеческого прогресса. Наука и техника подчинены человеку, источнику своего происхождения и развития; поэтому человек и его моральные ценности определяют их цели и позволяют осознать их пределы.

2294. Иллюзорно убеждение, что научное исследование и его практическое приложение нравственно нейтральны. С другой стороны, критерии их оценки не могут быть выводимы ни из обычной технической эффективности, ни из последующей пользы для одних людей в ущерб другим, ни, что еще хуже, из господствующих идеологий. Ввиду естественно присущего науке и технике значения, они должны быть безусловно подчинены фундаментальным критериям морали; они должны находиться на службе человека, его неотъемлемых прав, его истинного и полного блага, в соответствии с волей Божией и Его Замыслом.

2301. Вскрытие трупов морально допустимо, если оно производится с научной целью или в рамках судебного следствия. Бескорыстный дар органов после смерти законен и может быть похвальным. Кремация дозволена Церковью в том случае, если она не является выражением неверия в воскресение тела.

2314. «Всякое военное действие, направленное без различия на уничтожение целых городов или обширных областей с их населением, является преступлением против Бога и самого человека, что надлежит твердо и без колебаний осудить». Риск современной войны состоит и в том, что обладателям оружия массового уничтожения – в частности, атомного, биологического или химического – предоставлена возможность совершать подобные преступления.

2417. Бог доверил животных управлению того, кого Он создал по Своему образу и подобию. Значит, использование животных для пищи и одежды законно. Их можно приручать, чтобы они помогали человеку в работе и на досуге. Медицинские и научные эксперименты на животных нравственно приемлемы, если они остаются в разумных пределах и служат заботе о людях или спасению их жизни.

2500. Добрые дела сопровождаются бескорыстным духовным удовольствием и нравственной красотой. Истина также несет в себе радость и сияние духовной красоты. Истина сама по себе прекрасна. Истина слова, рациональное выражение знания тварной и нетварной реальности, нужна человеку, наделенному разумом, но истина может также найти другие, дополнительные формы выражения, – в особенности, когда речь идет об отражении того невыразимого, что она содержит, – глубин сердца человеческого, взлетов души, тайны Бога. Бог, прежде чем открыться человеку в словах истины, открывает ему Себя универсальным языком творения, которое есть дело Его Слова и Премудрости: это порядок и гармония космоса, которые открывают для себя и ребенок, и ученый, «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем 13,5), «ибо Он, Виновник красоты, создал их» (Прем 13,3). Премудрость (…) есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его (Прем 7,25-26). Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба (Прем 7,29-30). Я (…) стал любителем красоты ее (Прем 8,2).

2727. Нам также приходится сталкиваться с мышлением «мира сего»; и оно проникает в нас, если мы не бодрствуем. К примеру, правда – якобы лишь то, что проверено разумом и наукой (а ведь молитва – это тайна, которая выходит за грани нашего сознания и нашего подсознания); правда – это якобы ценности производства и доходности (а молитва не производительна и следовательно бесполезна); критерии правдивости, добра и красоты – это якобы чувственность и удобства (а молитва, «добролюбие» [φιλοκαλία], есть пламенная любовь к славе Живого и Истинного Бога); молитву представляют как бегство от мира, противопоставляя ее чрезмерной страсти к деланию (в то время как христианская молитва не есть уход из истории или развод с жизнью).

Изображение: About the logo – Catechism of the Catholic Church [символ Катехизиса Католической Церкви – образ Доброго Пастыря из христианских захоронений в катакомбах Домитиллы в Риме] 

По материалам: «Катехизис Католической Церкви», Москва 2001 – Катехизис Католической Церкви, Catechism of the Catholic Church — References to Science — Vatican Observatory

Библиотека: Вера и разум