Сегодня мы завершаем цикл катехез о распознавании, с помощью которого мы приходим к правильному пониманию воли Господа. Важной помощью в распознавании является практика духовного руководства или сопровождения, в которой мы делимся с другим человеком движениями Духа в своем сердце и, несмотря на нашу хрупкость, сближаемся с Господом, взявшим на Себя и искупившим немощь нашей человеческой природы. Евангелие повествует о многих встречах Иисуса с людьми, которые открыли Ему свое сердце и испытали Его милость и прощение. В беседе с духовником мы часто яснее усматриваем истинное направление жизни и безмолвное действие в нас благодати Божией. Духовное сопровождение раскрывает и общинный характер пути к совершенству, ибо вместе мы члены Тела Христова, сыны и дочери Отца и причастники жизни Духа. Учителем в искусстве распознавания является Пресвятая Богородица. Она ведет нас к Иисусу, который призывает нас не бояться, а доверять Ему и Его словам о вечной жизни.

***

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя катехеза завершает цикл, посвященный теме распознавания, а также разговор о средствах, которые могут и должны поддерживать процесс распознавания. Одно из них – духовное сопровождение, важное прежде всего для самопознания, которое, как мы видели, является необходимым условием распознавания. Смотреть на себя в зеркало – в одиночестве – не всегда помогает, потому что в итоге можно получить искаженный образ. Но смотреться в зеркало с помощью другого очень полезно, потому что другой говорит правду – если он сам правдив – и таким образом помогает.

Божья благодать в нас всегда действует на основе нашей природы. Вспоминая евангельскую притчу, мы всегда можем сравнить благодать с добрым семенем, а природу с почвой (ср. Мк 4,3-9). Прежде всего, важно открыться, не боясь поделиться самыми деликатными аспектами, в которых мы считаем себя наиболее уязвимыми и слабыми, где боимся осуждения. Речь о том, чтобы дать себя познать, раскрыть свой внутренний мир человеку, который сопровождает нас на жизненном пути. Он не тот, кто решает за нас, нет: он тот, кто сопровождает нас.

Истинное богатство человека заключено в его хрупкости и уязвимости: чтобы сделать нас подобными Себе, Господь пожелал до конца разделить нашу слабость. Именно поэтому ее необходимо признавать и не бояться говорить о ней: она делает нас способными к нежности, милосердию, любви. Горе тем людям, которые не чувствуют себя хрупкими: они жестокие, диктаторские. А люди, которые смиренно признают свои недостатки, лучше понимают других. Хрупкость, на мой взгляд, делает нас людьми.

Неслучайно первое из трех искушений Иисуса в пустыне относится к голоду и пытается избавить от слабости, хрупкости, представляя ее как зло, от которого необходимо избавиться, как то, что мешает нам быть подобными Богу. Между тем, это наше самое драгоценное сокровище: ведь, чтобы сделать нас подобными Себе, Бог захотел максимально разделить нашу хрупкость. Посмотрите на крест – Бог сошел в ранимость и слабость. Посмотрите на описание Рождества Христова – Он приходит в невероятной человеческой хрупкости. Он вошел в нашу хрупкость.

А духовное сопровождение – если оно послушно Святому Духу – помогает разоблачить серьезные ошибки в нашем отношении к себе и в отношениях с Господом. В Евангелиях приводятся различные примеры бесед, просвещавших и освобождавших собеседников Иисуса. Вспомним, например, разговор Христа с самарянкой, перечитывая который мы всегда находим мудрость и нежность Иисуса. Вспомним встречи с Закхеем, с грешницей, с Никодимом, с учениками из Эммауса: мы видим, как Господь становится близким к людям. По-настоящему встречая Иисуса, человек не боится открыть Ему свое сердце, показать собственную уязвимость и беспомощность. Таким образом, открытость становится опытом спасения и безвозмездного прощения.

Рассказ другому человеку о пережитом или о своих поисках помогает внести ясность в нас самих, пролить свет на многие мысли, которые живут в нас и часто беспокоят своими настойчивыми повторами.

Без конца в мрачные минуты приходят мысли типа: «Я все сделал неправильно, я никудышный, меня никто не понимает, у меня никогда ничего не получится, я обречен на поражение». Сколько раз всплывают такие рассуждения… Лживые и ядовитые мысли, раскрыть которые помогает беседа, после которой мы чувствуем, что Господь любит и ценит нас такими, какие мы есть, способными творить благо ради Него. Мы с удивлением открываем для себя иные способы восприятия вещей, знаки доброты, которая всегда присутствовала в нас. Действительно, мы можем поделиться своими слабостями с другим человеком, с тем, кто сопровождает нас в духовной жизни, с наставником духовной жизни, будь то мирянин или священник, и сказать: «Посмотри, что со мной происходит: я несчастен, произошло то-то и то-то». А сопровождающий отвечает: «Да, нам всем знаком такой опыт», что помогает нам понять, в чем дело, увидеть корни, тем самым преодолевая трудности.

Духовный спутник и наставник не может занимать место Господа или выполнять работу вместо сопровождаемого, но он идет рядом, побуждает читать движения сердца.

Духовный сопровождающий, которого мы называем духовным руководителем (я не люблю этот термин, мне больше нравится духовный сопровождающий), говорит: «Хорошо, однако посмотри сюда, обрати внимание на это», указывает на вещи, которые могут остаться незамеченными; помогает лучше понять знамения времени, голос Господа, голос искусителя, голос трудностей, с которыми не можешь справиться. Поэтому очень важно не идти в одиночестве. Есть мудрая африканская поговорка (потому что у них есть этот племенной мистицизм): «Если хочешь добраться на место быстро, иди один; если хочешь добраться туда счастливо, иди с другими», иди в компании, иди с людьми. Это важно. В духовной жизни важно иметь кого-то, кто знает нас и поддерживает. Вот что значит духовное сопровождение.

Сопровождение плодотворно, если с обеих сторон есть опыт сыновства и духовного братства: мы все дети одного Отца, поэтому важно быть частью живой общины. Мы не одиноки, мы принадлежим народу, нации, городу, который находится в движении, Церкви, приходу, этой группе… общине в движении. Никто не идет к Господу отдельно от всех, потому что так не получится. Мы должны это хорошо понимать. Как и в евангельском рассказе о парализованном человеке, нас часто поддерживает и исцеляет вера другого (ср. Мк 2,1-5), который помогает нам двигаться вперед, потому что каждого из нас иногда одолевает внутренний паралич и только с помощью других мы преодолеваем этот конфликт. Ты не идешь к Господу один, помни это твердо; иногда мы берем на себя обязательство ради нашего брата или сестры и сами становимся спутниками, чтобы помочь другому человеку. Без опыта сыновства и близости сопровождение может вызвать нереалистичные ожидания, непонимание и формы зависимости, которые оставляют человека в инфантильном состоянии. Сопровождение предусматривает отношения Божьих детей, братьев и сестер.

Пресвятая Богородица является выдающейся наставницей духовного распознавания: она мало говорит, много слушает и умеет хранить это в своем сердце (ср. Лк 2,19). Три подхода Богородицы: мало говорит, много слушает и хранит в сердце. Ее немногие слова, приведенные Евангелием, оставляют неизгладимый след: например, ее просьба «что скажет Он вам, то сделайте» (ср. Ин 2,5) является напутствием для христиан всех времен.

Интересно: однажды я слушал одну очень хорошую, очень благочестивую пожилую женщину, которая не изучала богословие, она была очень проста: «Знаешь, – спросила она, – что всегда делает Богородица?» Не знаю, Она тебя обнимает, зовет… «Нет, Матерь Божия делает такой жест» (указывает пальцем). Я не понял и спросил: «Что это значит?» И женщина ответила: «Она всегда указывает на Иисуса». Это прекрасно: Богородица ничего не берет для себя, она указывает на Иисуса. Делайте все, что скажет вам Иисус – в этом Богородица. Мария знает, что Господь обращается к сердцу каждого, и просит воплощать это слово в поступках и решениях. Она умела это делать как никто другой, присутствуя в ключевых моментах жизни Иисуса, особенно в наивысший час Его Смерти на Кресте.

Дорогие братья и сестры, мы завершаем эту серию катехез о распознавании: духовное распознавание – это искусство, которому можно научиться и у которого есть свои правила. Хорошо освоенное, оно позволяет переживать духовный опыт еще более красиво и упорядоченно.

Прежде всего, распознавание является даром Божьим, о котором всегда нужно просить, никогда не претендуя на самодостаточность. Господи, дай мне благодать распознавать на протяжении всей жизни, что я должен делать, что я должен понимать. Дай мне благодать распознавания и дай мне человека, который поможет мне распознавать.

Голос Иисуса всегда узнаваем: обладая неповторимым стилем, он умиротворяет, ободряет и успокаивает в трудностях. Поэтому Евангелие постоянно напоминает: «Не бойся» (Лк 1,30) – какое прекрасное слово ангела к Марии! «Не бойся», «не бойтесь»: это стиль Господа. «Не бойся!», «Не бойтесь!» Господь повторяет нам сегодня: «Не бойся» Если мы доверяем слову Господа, то хорошо проживем жизнь и сможем помочь другим. Как сказано в Псалме, Слово Божье – «светильник ногам нашим и свет стезе нашей» (Пс 119/118, 105).

Папа Франциск. Общая аудиенция, 4 января 2023 г.

Источник: General Audience of 4 January 2023 — Catechesis on Discernment. 14. Spiritual Accompaniment | Francis

Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска