В серии катехез о распознавании мы рассматривали его различные элементы и признаки верных решений. Однако основополагающим подходом, которым следует руководствоваться во всем процессе распознавания, является бдительность, чуткость. Иисус часто предупреждает своих учеников о необходимости быть бдительными, чтобы враг не воспользовался нашей рассеянностью и не сделал напрасными наши добрые усилия. Господь приводит в пример нечистого духа, который, изгнанный из дома, возвращается и находит его чистым, но пустым, потому что хозяина нет, тогда злой дух приходит с семью своими товарищами. Подобно тому хозяину, мы тоже часто не заботимся о своем доме и не держим свое сердце в чистоте, как жилище для Господа. Когда мы слишком полагаемся на себя, а не на благодать Господа, наша самоуверенность может открыть дверь злу и сделать еще хуже, чем было в начале. Упражняясь в распознавании, будем же сохранять бдительность, ибо она есть признак духовной мудрости и смирения, составляющих сущность христианской жизни.

***

Дорогие братья и сестры, доброе утро!

Мы вступаем в завершающую стадию нашего путешествия по теме распознавания. Мы начали с примера святого Игнатия Лойолы, затем рассмотрели элементы распознавания: молитву, самопознание, желание и «книгу жизни»; затем сосредоточились на оставленности и утешении, которые творят «материю» распознавания, и обсудили признаки, подтверждающие сделанный выбор.

Считаю необходимым добавить напоминание об очень важном отношении, благодаря которому все усилия, вложенные в распознавание и принятие правильного решения, не пропадут даром – это отношение бдительности. Мы прошли через распознавание, утешение и оставленность, что-то выбрали – все идет хорошо, но теперь нам нужно быть чуткими.

Потому что есть реальный риск, что тот «зануда», то есть злой дух, может все испортить, заставив вернуться к началу даже в еще худшем состоянии. Такое бывает, поэтому нужно быть осторожными и бдительными. По этой причине сегодня кажется уместным подчеркнуть отношение бдительности, которое необходимо всем нам, если мы хотим, чтобы процесс распознавания был и оставался успешным.

Действительно, в Евангелии Иисус часто настаивает на том, чтобы хороший ученик – когда его дела идут хорошо – не расслаблялся, не впадал в самоуверенность, но бодрствовал с готовностью исполнить свой долг. 

Например, в Евангелии от Луки Христос говорит: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими» (12,35-37).

Быть бдительными, чтобы уберечь свое сердце и понять, что в нем происходит.

Таков образ мыслей христиан, ожидающих окончательного пришествия Господа, но он также отражает обычное отношение к жизни, чтобы наш правильный выбор, сделанный порой после сложного распознавания, воплощался в жизнь настойчиво и последовательно и приносил плоды

Если же христианин рассеян, существует серьёзный духовный риск утратить всё. Это опасность не психологического порядка, а духовного, настоящая ловушка злого духа, который поджидает нас в момент наибольшего успеха и самоуверенности: «Вот, я уверен в себе, я победил, теперь у меня все хорошо…» – он этого и ждет, когда все начало налаживаться, когда дела идут «как по маслу» и «ветер в парусах».

Иисус говорит в своей притче, что лукавый, возвратясь в прежний дом, «находит его незанятым, выметенным и убранным» (Мф 12,44). Находит его хорошо подготовленным, не так ли? Всё на месте, всё в порядке, но где же хозяин дома? Его там нет. Нет никого, кто бы следил за домом и охранял его. Вот в чём проблема. Хозяина нет дома, он вышел, отвлёкся; или он в доме, но спит, так что кажется, будто его там нет. Он потерял бдительность, внимательность, ибо слишком уверен в себе; он потерял смирение, помогающее сберечь собственное сердце. Мы всегда должны беречь свой дом, свое сердце, а не переключать внимание и исчезать… Потому что именно в этом и заключается проблема, как сказано в притче.

Таким образом, злой дух может воспользоваться случаем и вернуться в дом. Евангелие, однако, говорит, что он возвращается не один, а вместе с семью другими духами, «злейшими себя» (ст. 45). Очень странно, что хозяин не замечает вторжения к себе целой банды злодеев. Разве он не умел их распознавать и выгонять? Разве он не получал комплименты от друзей и соседей по поводу своего дома, такого красивого и элегантного, такого опрятного и чистого? Да, но, возможно, именно из-за этого он слишком сильно полюбил свой дом, то есть самого себя, и перестал ждать Господа, ждать прихода Жениха. Возможно, из-за страха нарушить этот порядок он больше никого не принимал, не приглашал бедных, бездомных, нежданных гостей… Одно можно сказать точно: здесь замешана скверная гордыня, уверенность в собственной праведности, благости и благополучии. Очень часто можно услышать, как кто-то говорит: «Да, я раньше был плохим, но я обратился, и теперь в моем доме порядок, слава Богу, можете быть спокойны…» Когда мы слишком уповаем на себя, а не на Божью благодать, тогда лукавый находит нашу дверь открытой, организует налёт и завладевает домом: «Бывает для человека того последнее хуже первого» (ст. 45), – говорит Иисус. 

Но разве хозяин не замечает? Нет, потому что это вежливые демоны: входят незаметно, вежливо стучат в дверь. «Нет, хорошо, иди, иди, заходи…» – и потом в конце концов они берут душу под свой контроль. Остерегайтесь этих бесят, этих демонов… Дьявол такой порядочный, когда притворяется приличным джентльменом, не так ли? Ибо он входит с нашим, чтобы выйти со своим. Защищай свой дом от обмана дружественных демонов. А мирская духовность (или духовность, которая руководствуется земными категориями) всегда следует этому пути.

Дорогие братья и сестры, это кажется невозможным, но это так. Нередко мы проигрываем, нередко терпим поражение в битвах из-за отсутствия бдительности. Очень часто, наверняка, Господь давал столько благодати, просто множество, и в результате мы не можем устоять в Его благодати и все теряем, из-за того, что нам не хватает бдительности: мы не следили за дверью. Нас обманывает тот, кто вежливо подходит к нам, входит, здоровается… Дьявол умеет так делать. Каждый может убедиться в этом, вспомнив свою личную историю. Недостаточно хорошего распознавания и соответствующего решения. Нет, этого мало: мы должны быть бдительными, оберегая дарованную нам Богом благодать.

Неустанно наблюдай, ведь ты можешь сказать мне: «Но, замечая какой-то беспорядок, я сразу понимаю, что это дьявол, что это искушение…» Да, но на этот раз он приходит в облике ангела: дьявол умеет предстать в образе ангела, он входит с добрыми словами и умело убеждает тебя, тогда все заканчивается хуже, чем начиналось… Нам нужно быть начеку и беречь свои сердца. Если бы я сегодня спросил каждого из вас, а также самого себя: «Что происходит в твоем сердце?», возможно, мы не знали бы, как все высказать; мы бы назвали одну или две вещи, но не все. Следи за своим сердцем, ибо бдительность – это признак мудрости, это прежде всего признак смирения, которое является магистральным путём христианской жизни. Спасибо.

Папа Франциск. Общая аудиенция, 14 декабря 2022 г.

Источник: General Audience of 14 December 2022 — Catechesis on Discernment. 12. The Vigilance | Francis

Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска