Антуан Пуадебар (Poidebard) родился в 1878 г. в Лионе. Археолог, историк, пилот, картограф, миссионер. Первым применил методы аэрофотосъёмки в археологических изысканиях.
Вступил в Общество в 1897 г., спустя несколько лет был послан миссионером в Турцию и Армению, где в совершенстве изучил турецкий и армянский языки. О нём говорили, что после Бога он больше всего любил Армению и авиацию.
Во время Первой мировой войны был полковым капелланом: сначала на Западном фронте, а с 1917 г. — на Кавказе. Служил в Ереване, на Иранском плоскогорье и в Грузии. В 1923 г. вышла в свет его книга “На перекрёстке путей Персии”, удостоившаяся положительного отзыва Французской Академии. В этой работе уже были использованы данные воздушной разведки, определившие направление его будущих исследований.
В 1924 г. он был назначен преподавателем Университета св. Иосифа в Бейруте. В Ливане тогда скопилось много армянских беженцев, и Пуадебар оказывал им немалую помощь: организовывал строительство домов и мастерских, создавал рабочие места и даже изобрёл складное кресло, чтобы поддержать армянскую промышленность.
В 1925 г. командование французской армии назначило его воздушным наблюдателем резерва в чине подполковника и поручило изучить экономические ресурсы Северной Сирии с помощью аэронаблюдений. Именно тогда Пуадебар убедился, что самолёт необычайно эффективен в археологических поисках римских поселений в Месопотамии. Он сообщил об этом во Французскую Академию надписей и литературы, и Академия поручила ему проверку его открытий в полевых условиях.
Однако полевые исследования оказались безуспешными, и Пуадебар снова занялся аэрофотографией. В конце 1927 г. он узнал о том, что независимо от него Кроуфорд в Англии стал применять схожие методы. Это известие лишь подтвердило его правоту, хотя условия работы в пустыне сильно отличались от тех, в которых трудился Кроуфорд. У Пуадебара уже были свои, им разработанные приёмы, оказавшиеся весьма удачными. В конце 1926 г. в верхнем бассейне Евфрата Пуадебар сделал первые аэрофотоснимки и обнаружил многочисленные военные лагеря эпохи Византийской империи. В 1927 г. он открыл в этом районе замок и обнаружил знаменитую Дорогу Диоклетиана на Пальмиру. В 1928 г. ему удалось воссоздать точный план разрушенного византийского города Таннурина.
Его главная заслуга состояла в том, что за годы полётов и съёмок он первым выявил римский “лимес” — полосу оборонительных приграничных сооружений и дорог. Он составил великолепную карту этого района, благодаря которой картина римских укреплений стала “ясной, как день”. В 1934 г. он принялся за исследования римских укреплений в Западной Сирии, занявшие восемь лет, и в 1945 сообщил об их результатах в книге “Оборонительный пояс Халкиды”. В ней он опубликовал множество надписей, на которых специализировался его постоянный спутник, иезуит Рене Мутард.
Затем Пуадебар занялся поисками потерянных римских и финикийских портов Тира и Сидона. Здесь он впервые осуществил аэрофотосъёмку объектов, скрытых под водой, и доказал эффективность этой методики. Таким образом, его можно считать пионером применения съёмки с воздуха в археологических исследованиях на Ближнем Востоке (подробнее см.: Дойель Л. Полёт в прошлое. М., “Наука”, 1979, сс. 90-108).
Труды: “Археологические открытия с помощью аэрофотосъёмки — новый метод поисков и наблюдений в степных районах” (1929); “По следам Рима — воздушные археологические исследования в Сирии” (1931); “Аэрофотография в слепящем свете пустыни” (1933); “Следы Рима в Сирийской пустыне. Лимес Траяна до арабского завоевания. Воздушные исследования 1925–1932” (2 тома, 1934); “Древний порт Тира” (1937), “В поисках древних цивилизаций” (1938); “Исчезнувший великий порт: Тир. Воздушные и подводные исследования, 1934–1936” (1939); “Сидон. Древнее устройство порта Саид. Исследования с воздуха, на земле и под водой” (1954).
Свежие комментарии