30 октября Общество Иисуса вспоминает блаженного Доминика Коллинза (Dominic Collins, 1566-1602), брата ордена иезуитов, жившего в Ирландии в XVI веке. Его помнят за его непоколебимую приверженность католической вере, самоотверженную помощь ближним и храбрость перед лицом преследований. Несмотря на многочисленные проблемы и препятствия, Коллинз оставался стойким в своих убеждениях и оказал неизгладимое влияние на Католическую Церковь в Ирландии.

Коллинз родился в 1566 году в Йоле, графство Корк, Ирландия. Он рос во времена великих религиозных потрясений. Ирландия находилась под властью Англии, а протестантская Реформация распространялась по всей Европе.

Доминику не удалось получить должного образования, так как иезуитская школа, в которой он успел проучиться всего два года, вскоре была закрыта из-за восстания против англичан.

С годами Доминик вырос в красивого и статного мужчину и, когда ему исполнилось 20, он почувствовал, что его родной городок не в состоянии удовлетворить зародившегося в нем устремления стать военным и он отправился на материк попытать счастья.

Солдат

По прибытии во Францию Коллинз хотел стать кавалеристом, но у него не было денег даже на коня. Прослужив два-три месяца на постоялом дворе, он смог собрать необходимую сумму и затем поступил на военную службу в армию герцога де Меркера, где сражался на стороне Католической лиги против протестантской армии Генриха Наваррского, который был тогда кальвинистом.

Военная карьера Доминика продолжалась девять лет. Он дослужился до звания капитана кавалерийской роты. Момент его славы наступил тогда, когда он захватил стратегически важный замок Ларена в Бретани и был назначен военным губернатором этой территории.

Когда Католическая лига начала распадаться, Генрих IV предложил ему 200 дукатов за то, чтобы он сдал замок. Коллинз от взятки отказался. Вместо того он передал замок и прилегающие к нему территории испанскому генералу дону Хуану дель Агиле, представителю Филиппа II. Вслед за тем он отправился в Испанию с рекомендательным письмом от Агилы, и король пожаловал ему пособие в размере 25 крон ежемесячно.

Уроженец рыболовного порта Йол отправился на военно-морскую базу в Ла-Корунье, на севере Испании, где было много ирландских солдат и куда прибывали путешественники из Ирландии. Но капитан кавалерии отличался редкостной наивностью; он был сама доброта; он начинал разочаровываться в солдатской жизни и чувствовать все большее тяготение к молитве и духовному чтению. Именно в это время, в 1598 году, и повстречался он с отцом Уайтом, ирландским иезуитом, который окажет на него впоследствии решающее влияние.

Иезуит

«Он рассказал мне, что вот уже десять месяцев не испытывает никакой радости или внутреннего мира по причине борьбы с Господом нашим, Который призывает его избрать иной образ жизни, покинув мир и его суету. Он говорил об этом монахам разных орденов, но не чувствовал ни склонности, ни стремления к тому, что они ему предлагали. Когда же он услышал, что я член Общества Иисуса, он ощутил внутреннюю радость, которую он не мог объяснить», – писал отец Уайт.

Доминик решил вступить в Общество Иисуса, но из-за своего слабого образования не был уверен в своей пригодности. Он написал провинциалу Испании и был принят на испытательный срок в иезуитскую коллегию в Сантьяго-де-Компостела.

Его отъезд из Ла-Коруньи вылился в настоящее событие. Все военные, начиная от генерала и заканчивая рядовыми, были изумлены его решением оставить карьеру и отказаться от королевского пособия.

Не менее изумлены были и в Сантьяго, когда туда прибыл лихой ирландский офицер со всеми регалиями и, прямо не снимая своего великолепного мундира, отправился мыть посуду и мести полы. Затем коллегию поразила чума, и многие бежали; Доминик же остался и ухаживал за больными. Когда опасность миновала, и дезертиры стали стыдливо возвращаться назад, пригодность Доминика под вопрос уже не ставилась. Он отложил свое военное обмундирование в сторону и облачился в черное одеяние иезуита.

И вновь среди военных

Казалось, что он так и закончит свои дни в этом мирном месте, навсегда распрощавшись с шумом битв и лязгом оружия. Однако этого не произошло. Ирландия снова была охвачена беспорядками, отказываясь признавать власть английской короны, и Филипп III решил помочь повстанцам; он подготовил флот и собрал армию под командованием дона Хуана де Агилы. Экспедицию сопровождало несколько капелланов, в том числе ирландский иезуит отец Джеймс Арчер, которому удалось взять Доминика себе в спутники. Прежний военный вновь оказался среди людей в военной форме. Флот отправился в плаванье 3 сентября 1601 года.

В Ирландии союзнические силы из-за тактической ошибки потерпели досадное поражение и войсковая часть под командованием Донала Кема О’Салливана, которую сопровождал Доминик, отступила в замок Данбой. После ожесточенного сражения замок пал, а Доминик Коллинз был захвачен в плен.

Командующий английскими силами сэр Джордж Кэрью (подобно многим английским протестантам своего времени) почти панически боялся иезуитов. Он был убежден, что они являют собой главное препятствие на пути распространения протестантизма. Убедить иезуита отречься от верности Папе и принять новое вероисповедание было бы настоящей победой. Он не жалел никаких усилий, чтобы сломить решимость Доминика. Его свирепо пытали, ему обещали щедрые награды, к нему присылали протестантских священников, дабы они убедили его в ошибочности его представлений; некоторые из родственников уговаривали его спасти свою жизнь, изобразив обращение, от которого он позже, если захочет, отречется. Но Доминик был непреклонен.

Мученик

Казнь проходила в Йоле, его родном городе. 31 октября 1602 года отряд солдат провел его по улицам города к месту казни. На нем было черное одеяние его ордена. Он преклонил колени у подножия виселицы и радостно провозгласил: «Приветствую тебя, о святой крест, которого я так долго желал!» Об обратился к толпе на смеси испанского, ирландского и английского языков, говоря, что явился в Ирландию защищать веру Святой Католической Церкви, единственный истинный путь к спасению. Он был так весел, что один английский офицер заметил: «Он идет на смерть так же радостно, как я пошел бы на званый обед».

Его слова и поведение так тронули палача, что он отказался делать свою работу. Тогда солдаты схватили какого-то бедного рыбака, который случайно проходил мимо, и вынудили его исполнить работу палача. Рыбак попросил у жертвы прощения, которое Доминик с улыбкой даровал ему, прежде чем взойти на лестницу, а когда на шею ему набросили петлю, он помолился: «В руки Твои предаю дух мой».

Смерть Доминика Коллинза была встречена католической общиной с шоком и горем. Он стал символом сопротивления религиозным преследованиям и мучеником за католическую веру. Его наследие продолжает вдохновлять людей и сегодня, и его помнят как героя Католической Церкви в Ирландии.

В 1992 году Коллинз был беатифицирован Папой Иоанном Павлом II. Церемония его беатификации прошла в Дублине, где почтить его память собрались тысячи католиков. Сегодня его именем названа община иезуитов в Дублине.

Изображение: Jesuits Ireland