(Глава из книги Юзефа Августина «Исцеление от чувства обиды»)
Существенным элементом игнатианских реколлекций являются ежедневные индивидуальные беседы с духовным руководителем. Св. Игнатий Лойола приводит в «Духовных упражнениях» множество замечаний, которые касаются встреч участника реколлекций с духовным руководителем.
1. РЕКОМЕНДАЦИИ ОТЦА ИГНАТИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ДУХОВНОГО РУКОВОДСТВА
С одной стороны, св. Игнатий Лойола призывает совершающего реколлекции к большой искренности и открытости по отношению к духовному руководителю, а с другой — настаивает, чтобы дающий упражнения был деликатен и тактичен по отношению к принимающему их. По словам отца Игнатия, очень важно, чтобы духовный руководитель, «не стремясь разузнать ни о мыслях, ни о грехах принимающего <их>, всё же был точно осведомлён о различных душевных движениях и помыслах, внушаемых различными духами, дабы сообразно большему или меньшему успеху <упражняющегося> он мог дать ему некоторые духовные упражнения, уместные и отвечающие потребностям души, обуреваемой помыслами» (ДУ 17).
В то же время, если дающий упражнения заметит, что упражняющийся «не испытывает никаких духовных движений, будь то утешения или <впадения в> безутешность, и не подвергается влиянию различных духов, ему нужно тщательно расспросить упражняющегося об упражнениях: совершает ли он их в назначенное время и каким образом, и соблюдает ли прилежно все „Прибавления»; нужно требовать отчёта обо всём этом» (ДУ 6).
Эта открытость, искренность и покорность участника реколлекций не может быть использована дающим упражнения для того, чтобы оказывать на принимающего их какое-либо давление: «Дающий упражнения, — говорит св. Игнатий, — не должен побуждать того, кто их принимает, ни к бедности, ни к какому-либо обещанию <…>. Ибо, хотя вне времени духовных упражнений нам позволено <. > побуждать к избранию воздержания, целомудрия, монашества и всякого иного образа евангельского совершенства всех тех, кого можно предположительно счесть к этому способными, — однако во время таких духовных упражнений, когда ищут воли Божией, гораздо уместнее и лучше, чтобы Творец и Господь Сам сообщался с этой благочестивой душой, погрузив её в любовь к Себе и в похвалу Себе и указав ей путь, на котором впредь она сможет лучше служить Ему» (ДУ 15).
Индивидуальные беседы во время игнатианских реколлекций не служат для какого-либо контроля. Не могут они также рассматриваться как удобный случай для отеческой духовной опеки над участником реколлекций. Духовный руководитель никоим образом не должен также манипулировать свободой участников реколлекций. Автор «Духовных упражнений» делает сильный акцент на необходимости добровольного и полностью осознанного участия в реколлекциях со стороны принимающего упражнения. И о таком отношении должен постоянно напоминать дающий упражнения в диалоге с упражняющимся.
Если опыт игнатианских реколлекций оказывается таким эффективным для подавляющего большинства лиц, предпринимающих их, то происходит это именно потому, что благодаря ему пробуждаются их духовные стремления, щедрость, благородство и внутренняя свобода. Такая духовная и моральная позиция инспирирует активность и самоотверженность упражняющегося в упорядочении своей жизни, а также побуждает его прилагать усилия к тому, чтобы искать и находить волю Божию.
Как мы уже говорили, одной из основных целей духовного руководства в игнатианских реколлекциях является духовное распознавание. В ежедневных индивидуальных беседах упражняющийся распознаёт, прежде всего, действительно ли он слушает слово Божие. Ведь, если мы искренне и всецело открываемся для Бога и Его воли, то изведываем различные вдохновения и начинаем слышать внутренние «голоса», которые исходят не только от Духа Божия, но могут быть также голосами наших страстей, которыми пользуется злой дух, чтобы вводить нас в заблуждение.
Чем большую активность проявляет человек в поисках Бога, тем больше духи — добрый и злой — стараются включиться в борение человека: злой — чтобы мешать ему и беспокоить его; добрый — чтобы успокаивать, утешать и поддерживать. Поэтому мы чувствуем тогда, что в нас становятся более интенсивными «внутренние голоса», а это требует более внимательного их распознавания.
Многие упражняющиеся непроизвольно, под влиянием слова Божия, возвращаются к той боли, которую они испытали в прошлом, к обидам, которые им пришлось изведать, к своим духовным ранам, грехам и моральным заблуждениям. В эти трудные для них моменты они не должны оставаться одни, без духовной опеки. Вербализация болезненных жизненных переживаний перед дающим духовные упражнения служит важной подготовкой к тому, чтобы свободно и доверчиво высказать их перед Самим Богом. В духовном руководстве доброта, компетентность, простое доброжелательное принятие и самоотверженность в слушании становятся символом безусловной любви Самого Бога.
3. О ЧЁМ ГОВОРИТ УЧАСТНИК РЕКОЛЛЕКЦИЙ С ДУХОВНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ?
Просто о том, что переживает во время реколлекций: о появляющихся у него ощущениях, мыслях, вдохновениях, опасениях, страхах. В первом разговоре с духовным руководителем участник реколлекций может кратко представиться, а также сказать о своих основных стремлениях, с которыми он начинает духовные упражнения. Если существуют какие-либо проблемы, которыми он хотел бы заняться во время реколлекций, то нужно рассказать о них уже во время первых встреч с духовным руководителем. Хорошо было бы начать разговор с самых трудных проблем и таким образом преодолеть страх за себя и ощущение угрозы. Благодаря этому участник реколлекций будет иметь больше времени на оценку и духовное распознавание своих проблем.
Однако духовное руководство — так же, как и молчание во время реколлекций, — требует полной внутренней свободы и глубокой уверенности в том, что оно необходимо в процессе духовного распознавания. Участник реколлекций не должен предпринимать искренних признаний и начинать разговор «через силу», наперекор себе, как бы «насилуя» себя. Если бы упражняющийся открывался перед духовным руководителем «через силу», то он мог бы чувствовать себя внутренне униженным, сконфуженным и задетым.
Всё, что мы делаем в своей духовной жизни, имеет ценность лишь тогда, когда отмечено внутренней свободой, открытостью для Бога и щедростью по отношению к Нему. Если участник реколлекций чувствует внутреннее сопротивление по отношению к духовному руководству во время совершения духовных упражнений, то ему нужно молиться о духе открытости, доверия и искренности. Он может также — если сочтёт это уместным — прямо поговорить о своих страхах и своём сопротивлении тому, чтобы высказываться в рамках духовного руководства.
На разговоры с духовным руководителем во время реколлекций нам надо смотреть в духе веры. Дающий упражнения выполняет как по отношению к Богу, так и по отношению к участнику реколлекций служебную роль. Он только помогает наладить связь между упражняющимся и Самим Богом.
Духовное руководство осуществляется в рамках церковной общины, которая действует под влиянием Духа Святого. Искренность и открытость участника реколлекций пред Господом во время молитвы приводит к тому, что непроизвольно в нём появляется также открытость и доверие в духовном руководстве. Как показывает практика, тот, кто на самом деле искренне молится о преодолении страхов и об открытости для действия Духа Святого, вскоре получает эту благодать. Ведь молитва во время реколлекций — это не только наши личные усилия, но также большая «работа» Бога в нас. На самом деле не только для нас важно, чтобы мы преодолели свои страхи и справились с проблемами, это важно и для Бога. Он Сам неустанно наблюдает за нами, ведёт нас. Наша открытость в духовном руководстве перед представителем Церкви — это символ открытости пред Самим Богом. Убеждённость веры, что Бог действует в нас, сообщая нам Свою благодать, становится источником внутренней отваги, в том числе в разговоре с духовным руководителем.
Если во время реколлекций упражняющийся испытывает какие-то особые чувства по отношению к духовному руководителю, которые ему очень мешают (например, чувство гнева, раздражения, сопротивления), то он может с большой внутренней свободой высказать их перед духовным руководителем, чтобы можно было распознать их источник. Руководитель должен терпеливо и с пониманием это выслушать. Благодаря вербализации чувств отношения между дающим упражнения и принимающим их становятся более чистыми и прозрачными.
4. «ПРЕДПОСЫЛКА» СВЯТОГО ИГНАТИЯ ЛОЙОЛЫ
Св. Игнатий Лойола, будучи реалистом, хорошо знал, что иногда бывает трудно достичь взаимопонимания между дающим реколлекции и принимающим их. Дело может доходить даже до тех или иных недоразумений между ними. На случай возникновения таких непростых ситуаций, автор «Духовных упражнений» указывает на «Предпосылку», давая своего рода предостережение: «Дабы как дающий, так и принимающий духовные упражнения получили большую помощь и пользу друг от друга, следует предполагать, что каждый добрый христианин должен быть склонен скорее оправдывать то, что говорит его ближний, нежели осуждать его слова. Если же он не может их оправдать, пусть выяснит, как он их понимает; и, если понимает их неверно, пусть с любовью исправит их <понимание>; если же и этого будет недостаточно, пусть всеми подходящими средствами старается, чтобы они была оправданы благодаря верному их пониманию» (ДУ 22).
В этой «Предпосылке» св. Игнатий предлагает общий подход к достижению взаимопонимания между дающим упражнения и принимающим их. Первый основополагающий принцип — обоюдная добрая воля, которая должна выразиться в попытке «оправдывать то, что говорит его ближний», когда его слова непонятны или их трудно принять. Духовному руководителю нужно пытаться оправдать то, что говорит упражняющийся, а упражняющемуся — стараться оправдать сказанное духовным руководителем.
«Оправдывать то, что говорит ближний» — не значит, однако, что следует отказаться от собственного мнения и некритично, вслепую принимать информацию или какую-то интерпретацию, которых мы не понимаем. Если сказанное было неправильно понято собеседником, св. Игнатий призывает с любовью исправить его понимание, ещё раз разъяснив смысл своих слов. «С любовью исправить» — это значит доброжелательно объяснить смысл собственных слов, а не упрекать собеседника. Однако может оказаться, что простое объяснение не приносит результатов. В таком случае св. Игнатий призывает использовать все возможные средства, чтобы хорошо понять и оправдать слова ближнего. Такие же усилия нужно прилагать для того, чтобы и наши слова ближний понял.
В некоторых случаях понимать и оправдывать сказанное бывает трудно и участнику реколлекций, и духовному руководителю. Для этого может потребоваться, чтобы и тот, и другой поставили под сомнение собственный способ восприятия и переживания действительности. Принимая во внимание служебную роль духовного руководства во время реколлекций, дающему упражнения нужно — в духе «Предпосылки» св. Игнатия — максимально идти навстречу участнику реколлекций.
Это проявится, в том числе, в большой открытости и в подлинном интересе к личности упражняющегося и к тому, что он переживает. Важным источником, помогающим создать атмосферу взаимопонимания, доброжелательности и свободы в отношениях между духовным руководителем и упражняющимся, становится их молитва о свете Духа Святого друг для друга. Особенно обязан молиться об этом дающий духовные упражнения.
Иллюстрация: Фриц фон Уде (Fritz von Uhde) «Дорога в Эмаус»
Свежие комментарии