С момента основания в XVI веке Общество Иисуса постоянно демонстрировало на институциональном уровне приверженность естественным наукам – небывалое явление в сфере образования в Католической Церкви. После краткого исторического экскурса, мы попытаемся найти понимание этой преданности иезуитов науке в традиции игнатианской духовности.
Присутствие иезуитов в различных областях естественных наук сыграло значительную роль как в истории Общества Иисуса, так и в истории науки. Поэтому деятельность ученых-иезуитов следует рассматривать в контексте общей истории науки. С самых ранних дней Общество воспринимало образование в качестве ключевого инструмента своей апостольской работы. Таким образом, история вовлечения иезуитов в науку начинается с первых организованных ими школ. Через несколько лет после основания в 1540 г. св. Игнатием Лойолой, Общество включилось в систему образования, с первоначальной целью подготовки своих собственных членов. В 1544 г. существовало семь коллегий или резиденций для студентов-иезуитов вблизи университетов Парижа, Лувена, Кельна, Падуи, Алькалы-де-Энарес, Валенсии, и Коимбры. Несколько лет спустя иезуиты начали основывать свои собственные учреждения, где они занимались обучением также студентов, не состоявших в Обществе.
Учреждение коллегий и университетов было для недавно созданного св. Игнатием ордена новым и несколько незапланированным направлением деятельности. Коллегии стали еще при жизни св. Игнатия самым важным инструментом апостольской работы ордена. К моменту его смерти в 1556 г. Общество Иисуса имело уже 35 коллегий в разных странах Европы и одну в Индии. Сеть иезуитских школ и университетов ширилась так быстро, что в XVIII веке их насчитывалось уже около 625. Иезуиты также основали коллегии и университеты в Америке, Индии и на Филиппинах.
Научная работа велась почти во всех европейских коллегиях, где были установлены астрономические обсерватории. Необыкновенное приключение астрономов-иезуитов в Китае началось, например, с одной из первых коллегий, основанной в 1551 году в Риме. Маттео Риччи учился там в знаменитой математической школе под руководством Христофора Клавиуса и, когда в 1601 году он прибыл в Пекин, наука обеспечила ему прием в Императорском дворце. В течение 150 лет после этого иезуиты управляли Императорской астрономической обсерваторией и пользовались почетом, равным положению местных министров или советников (мандаринов).
Клавиус приложил большие усилия, чтобы преподавание математических наук стало нормой в иезуитских коллегиях, и благодаря его влиянию эта практика впоследствии распространилась на все учебные заведения иезуитов. Первое официальное упоминание о преподавании математики в иезуитских школах встречается в IV части Конституций, написанных св. Игнатием, где, говоря о предметах, которые должны преподаваться в иезуитских университетах, он говорит: «там должны преподаваться логика, физика, метафизика и моральное богословие, а также математика с должной умеренностью, чтобы достичь поставленной цели».
Первый век истории Общества совпал с истоками современной науки и профессора-иезуиты поддерживали контакты со многими ведущими учеными тех времен, в числе которых были Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Тихо Браге (1546-1601), Галилео Галилей (1564-1642), Иоганн Кеплер (1571-1630) и Христиан Гюйгенс (1629-1695). (Стоит также отметить, что немало известных ученых в свое время были учениками иезуитских школ, например, Торричелли, Декарт, Лаплас, Вольта, Бюффон и Лаланд).
Миссионеры-иезуиты представили европейскую математику и астрономию в Китае и Индии. Иезуиты исследовали новые земли Америки от Канады до Патагонии, и они были первыми европейцами, которые плавали по великим рекам: Миссисипи, Амазонке и Ориноко. Некоторые из них, проявляя интерес к географии и картографии, составили первые карты многих регионов Америки, Китая, Индии, Тибета и Эфиопии.
Эта работа была прервана из-за упразднения ордена в 1773 году Папой Климентом XIV. После восстановления ордена в 1814 г. иезуиты обнаружили, что ситуация по отношению к науке изменилась. Наука сделала большой прогресс и прочно закрепились некоторые ее ответвления: физика, химия, геология и биология. Таким образом, ситуация сильно отличалась от того, что было раньше, до упразднения Общества. Поэтому научной деятельности иезуитов суждено было измениться по сравнению с более ранними периодами: теперь она имела несколько апологетический характер и имела целью защиту Церкви от тех, кто, видел в ней врага, особенно в эпоху Просвещения. Наука и религия считались многими чуждыми, если не враждебными друг другу. Иезуиты увидели необходимость показать своей научной работой, что нет истинных разногласий между наукой и верой. Начиная с 1825 г. иезуиты создали новую сеть из около 70 обсерваторий по всему миру. Установленные в различных странах Африки, Азии, Центральной и Южной Америки обсерватории во многих случаях были первыми научными учреждениями этого рода.
После этого краткого обзора пятивековой научной традиции иезуитов, уникальной для Католической Церкви, может возникнуть вопрос: как объяснить такую постоянную вовлеченность иезуитов в науку? Конечно, другие религиозные ордены также имели выдающихся ученых. Например, августинец Грегор Мендель был пионером в понимании генетики.
Но среди иезуитов существовало постоянное, почти институциональное, присутствие в науке с самого основания Общества по сегодняшний день. Мы предполагаем, что игнатианская духовность является важным фактором в попытке понять этот феномен и что все аспекты этой духовности происходят из самой природы Вселенной, которую исследуют ученые-иезуиты.
Наука показала, что эволюция сложных организмов во Вселенной, включая нас самих, произошла путем естественных процессов, присущих Вселенной, возраст которой составляет около 14 миллиардов лет и которая содержит около 10 в 22 степени звезд. Эволюция в расширяющейся Вселенной все еще происходит удивительным образом. Вселенная не абсолютно детерминирована. Этот научный взгляд на эволюционирующую Вселенную и наше место в ней открывает путь к духовным размышлениям, лежащим в основе игнатианской духовности. Такие размышления приводят нас к осознанию нашей роли в качестве со-творцов в непрерывном творении Вселенной Богом. В креативности, которой обладает Вселенная по замыслу Бога, нам отведено особое место. Апостольская работа иезуитов связана с самой природой Вселенной, и это имеет особое значение для ученых-иезуитов. Научные исследования не могут быть отделены от веры, нашего отношения любви к Богу, источнику всей креативности во Вселенной. Идентичность иезуитов не ограничивается лишь их деятельностью. Она тесно связана с самой природой Вселенной. Основополагающая связь игнатианской духовности с самой природой Вселенной, которую исследует наука, определяет особенности этой духовности.
В Обществе, начиная со св. Игнатия, постоянно звучит рефрен: «искать и находить Бога во всем». Это особенно очевидно в последней медитации Духовных упражнений, «Созерцании ради обретения любви». Здесь св. Игнатий пишет:
«Рассмотри, как Бог обитает в творениях – в стихиях, даруя им бытие, в растениях, даруя им произрастание, в животных, даруя им чувства, в людях, даруя им разумение; и во мне самом, даруя мне бытие, жизнь, чувства и разумение […] как Бог действует и трудится ради тебя во всех вещах, сотворенных на лице земли». Таким образом, все вещи, люди и обстоятельства предоставляют возможность найти Бога.
Иеронимо Надаль, спутник св. Игнатия, чтобы описать суть «иезуитского пути», предложил выражение «созерцатели в действии». Это предполагает союз между молитвой и действием. Нет деятельности, какой бы мирской она ни казалась, которую нельзя было бы превратить в молитву. Преподавание математики или физики в университете, наблюдение за светом из далекой галактики или картографирование неизведанного региона – все это примеры видов деятельности, которые иезуит находит вполне соответствующими своему призванию. С их помощью он стремится найти Бога в своей жизни.
Игнатианская духовность также делает акцент на христианском служении, привнося характерную для религии самоотверженность в различные мирские виды деятельности. Она допускает активное взаимодействие с миром и в духе науки с уважением относится к опыту, тестированию и доказательствам методом проб и ошибок. Для многих это может стать личной позицией, но для иезуитов это основа их духовности. Для иезуитов область научных исследований – это территория миссии, в ней они видят свою апостольскую работу. Таким образом кропотливая работа в обсерваториях и лабораториях для иезуитов так же уместна, как проповедь или пастырское служение в приходских церквях. Для них наука как знание и как инструмент во благо человечества является также средством для распространения христианской веры. В 1976 году генерал Педро Аррупе (1907-1991) выдвинул тот же аргумент в письме об интеллектуальном апостольстве:
«Как мы можем обеспечить присутствие Церкви и поддерживать необходимые личные контакты в социальном контексте, таком важном, как научно-технический, не придавая науке заслуженного значения? Как мы можем сделать теологическое размышление понятным без глубокого знания научных корней этой ментальности?»
В союзе с этим миссионерским характером игнатианской духовности идет предпочтение в пользу ситуаций и действий, которые можно назвать работой на рубежах». Папа Бенедикт XVI признал это, когда сказал иезуитам: «Церковь нуждается в вас, полагается на вас […] чтобы достичь тех физических и духовных мест, которых другие не достигают или достигают с трудом». Это объясняет, как иезуит может молиться в буддийском монастыре или проводить исследования с помощью ускорителя частиц. Иезуиты всегда ищут границы, места и ситуации, куда еще не дошло христианское послание. Например, этот дух побудил Маттео Риччи и его соратников в XVII веке предстать в Императорском дворце в Пекине в качестве западных астрономов, переняв при этом одежду и манеры китайских ученых.
Резюмируя, мы показали, как с момента своего основания в XVI веке иезуиты постоянно демонстрировали на институциональном уровне приверженность естественным наукам. В первую очередь она проявлялась через сеть различных образовательных учреждений: школ, коллегий и университетов. Причем в истории иезуитов можно выделить два периода: первый между XVI и XVIII веками, а второй с XIX века до наших дней. Каждый из них имеет свои особенности, тем не менее присутствие иезуитов в науке продолжалось на протяжении всей их долгой истории. Основная мотивация такой работы проистекает из игнатианской духовности, которая сама черпает вдохновение в размышлениях о природе Вселенной как таковой. Ядром этой духовности является идея поиска Бога во всем, союз молитвы и работы, миссионерский дух, ищущий вящей славы Божией, и предпочтение для работы «на рубежах». Этим объясняются нестандартные виды деятельности иезуитов, в числе которых также находятся научные исследования. Научная традиция иезуитов имеет долгую историю и она по-прежнему жива. Основываясь на игнатианской духовности, она играет роль особого апостольства в Католической Церкви.
Источник: George Coyne SJ and Agustin Udias SJ, «Spiritual Foundations for Jesuit Commitment to Science», Conversations on Jesuit Higher Education: Vol. 47, Article 4 (2015)
Изображение: обсерватория Римской коллегии – Image Gallery — Vatican Observatory
Библиотека: Вера и разум
Свежие комментарии