Презентация книги «Отец Магистр Игнатий» священника-иезуита Кандидо де Дальмасеса состоялась 24 ноября в Институте св. Фомы. Издательство этого учебного заведения выпустило одну из самых значимых биографий Игнатия Лойолы, основателя Общества Иисуса, на русском языке в переводе Виктории Басмовой. Издание представил ректор Института св. Фомы священник-иезуит Штефан Липке.
Он сообщил, что новая книга дает представление о жизненном и духовном пути Игнатия Лойолы (1491–1556), о его обращении, подвигах, становлении его духовности и основании им с товарищами нового ордена – Общества Иисуса. Как утверждает книжная аннотация, для русскоговорящей аудитории это, помимо самой автобиографии, самый достоверный источник информации об Игнатии.
Сам о. Штефан давно читал эту книгу на немецком языке, и она стала для него весьма значимой. Конечно, о св. Игнатии написано много книг. В первую очередь, о. Штефан упомянул «Рассказ паломника о своей жизни, или Автобиография» – эту книгу Институт св. Фомы выпустил в переводе А. Коваля 20 лет назад (тогда он назывался Колледж философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского). «Чтобы понять, что такое духовные упражнения св. Игнатия, надо читать именно эту книгу, а не ту, что называется «Духовные упражнения», – прокомментировал священник. Большое значение для него имеет также книга Иосифа И. Тельечеа «Игнатий Лойола. Один пешком» – одна из биографий основателя Общества Иисуса (название отсылает к одиноким пешим паломничествам героя, в том числе – в Святую Землю), в которой делается акцент на том, «насколько Игнатий был необычным человеком». Если первая из упомянутых книг «написана в XVI веке для людей XVI века», то вторая адресована людям XX века.
Представленная же книга Кандидо де Дальмасеса «больше других помогает понять, как св. Игнатий вписывается в историю своего времени, как он был связан с другими людьми и событиями, что происходило в это время Риме, в Париже, на Святой Земле», отметил о. Штефан.
Большое внимание в новой книге уделено весьма тернистому процессу образования св. Игнатия. Уже взрослым человеком 33-х лет, пережившим бурную молодость блестящего офицера и светского кутилы, после яркого обращения он ощутил необходимость в знаниях для апостольской миссии и начал упорно учиться. Не удовлетворившись разнообразным, но довольно хаотично устроенным образованием в университете Саламанки, он пешком отправился в Париж в поисках систематического образования. К этому шагу его косвенно побудили преследования инквизиции. Как рассказал о. Штефан, «история св. Игнатия вписывается в историю испанской инквизиции» – известны несколько процессов над ним. Ему инкриминировали то, что, не получив еще соответствующего образования, не будучи священником, он «разговаривал с людьми о духовных вещах»; что он якобы учит тому, чему не учит Церковь; что он спровоцировал «незаконное» паломничество трех женщин к плату Вероники и т.д. Суд инквизиции выяснял, относится ли Игнатий к «просветленным», «получившим Божественный свет напрямую». Изучив его «Духовные упражнения», инквизиторы не нашли в них никакой ереси. «Все закончилось плохо и хорошо одновременно: Игнатию запретили говорить о делах веры и нравов, пока он не закончит учебу», – отметил о. Штефан. Это совпало со стремлением самого Игнатия к фундаментальному образованию – оказавшись в Париже ради учебы, он обрел «благонадежных товарищей», которые стали ядром нового ордена.
Осмысление этого пути св. Игнатия было положено в основу его пастырских наставлений: «ему довелось дойти до глубокой осознанности, пройдя через неопределенность. Но уже будучи генералом ордена, св. Игнатий хотел предоставить собратьям возможность системно дойти до осознанности без лишних метаний, поэтому рекомендовал книгу «Духовные упражнения» духовникам, приглашал людей делать упражнения».
По словам о. Штефана, св. Игнатий «придумал путь подготовки иезуита» и сформулировал монашеские обеты для членов ордена – целомудрие, бедность, послушание, готовность выполнять любое миссионерское поручение Папы. «Это то, что делает иезуита иезуитом», – сказал священник, подчеркнув миссионерский аспект и непререкаемость послушания Папе в вопросах миссии: «Так бывает и в наше время – вот прямо сейчас скажут, что нужно ехать [на миссию] завтра – и давай».
При этом он подчеркнул, что такое послушание Папе вовсе не было очевидным и всеми принятым в годы жизни св. Игнатия, когда понтифики отнюдь не были примером христианского совершенства: «Кроме Игнатия тогда никто не считал Папу духовным пастырем, для всех он был в первую очередь политик, да еще и развратник. А Игнатий настаивал на том, что Папа – преемник св. Петра. Даже если сам Папа об этом забыл, но Бог не забыл, говорил он. В этом смелость св. Игнатия». В книге есть свидетельство о том, как непросто самому св. Игнатию давалось такое послушание: «он был в ужасе», когда кардинала Карафу избрали Папой (Павел IV), «но уединился на 15 мин., помолился – и вернулся спокойным, принял это решение», рассказывал о. Штефан. Он полагает, что во многом «именно благодаря иезуитам Папы тоже осознали: если Игнатий говорит, что я преемник, придется им быть». Этот аспект – послушание понтифику – по-разному проявлялся и в ХХ веке: у ордена иезуитов были «сильные споры» с Папой Павлом VI, но они мирно разрешились; были проблемы и с Иоанном Павлом II – «он хотел взять орден под внешнее управление, назначил своего управителя 1981 г., и иезуиты приняли это с послушанием».
Это послушание приводило самого св. Игнатия к неожиданным поворотам судьбы: после учебы и рукоположения он пошел к Папе в Рим, получил благословение на миссию в Святой Земле и вместе с друзьями-единомышленниками должен был отплыть в Палестину из Венеции. Но корабля пришлось ждать в Венеции два года (отплыть так потом и не удалось). И эти «магистры искусств из Парижа» не просто ждали – они служили бедным, ухаживали за неизлечимо больными, молились и жили на подаяние, получив таким образом бесценный духовный опыт, рассказал о. Штефан.
На презентации его расспрашивали не только о книге, но и жизни иезуитов в наше время, об особенностях духовности Общества Иисуса, о вероучительных конфликтах иезуитских богословов с Римом в ХХ веке (о. Штефан упомянул истории Анри де Любака и Пьера Тейяра де Шардена), об отношении ордена к женщинам – во время св. Игнатия Лойолы и сейчас и т.д. «Что несет иезуит? Надеюсь, благую весть о том, что Иисус является путем спасения. Это не только информация, а живой опыт», – подытожил о. Штефан.
Автор: Юлия Зайцева
Источник: Институт св. Фомы выпустил новую книгу об основателе Общества Иисуса. Благовест-Инфо
Свежие комментарии