В сегодняшней катехезе о распознавании мы рассматриваем опыт духовного утешения – чувство глубокой внутренней радости, дара Святого Духа, который позволяет нам ощущать утешительное присутствие Бога и Его провиденциальную заботу во всем, даже в минуты испытаний и трудностей. Это благодатное внутреннее движение святой Игнатий сравнивает с каплей воды на губке: тихо и в полном уважении к нашей свободе Господь укрепляет нас в вере, надежде и уповании на Его неизменную любовь. В житиях таких великих святых, как Игнатий, Эдит Штайн и Тереза ​​из Лизье, мы видим, как опыт духовного утешения не только приносит глубокое внутреннее спокойствие и уверенность, но и дает силы совершать необыкновенные дела в служении Богу. Признаком истинного утешения является тихий, плодотворный и устойчивый покой, который оно приносит. Распознавание в этом состоянии необходимо, чтобы отличить истинные утешения от ложных, поверхностных и корыстных.

***

Дорогие братья и сестры, доброе утро!

Продолжим наши катехезы о распознавании духов: о том, как распознавать то, что происходит в душе и сердце. После рассмотрения нескольких аспектов оставленности – темноты души – сегодня мы поговорим об утешении – свете души: следующем важном элементе распознавания, который нельзя принимать как должное, чтобы не исказить его смысла. Так же, как мы пытались разобраться в оставленности, теперь мы попытаемся понять, что такое утешение.

Что такое духовное утешение? Это глубокий опыт внутренней радости, который позволяет увидеть присутствие Бога во всём; он укрепляет веру и надежду, а также способность творить добро. Человек, пребывающий в утешении, не сдаётся перед лицом трудностей, ибо испытывает мир, который сильнее невзгод.

Божья отрада – великий дар для духовной жизни и жизни в целом.

Утешение – это внутреннее движение, которое затрагивает наши глубины. Оно не кричащее, а мягкое, нежное, как капля воды на губке (ср. св. Игнатий Лойола, Духовные упражнения, 335). Господь обнимает человека нежным присутствием, не навязывая Своей воли. Это состояние никогда не вызывает дисгармонии, не воздействует насильственно на нашу волю и не является мимолетной эйфорией. Напротив, даже боль, например, за свои грехи, может стать причиной утешения.

Давайте поразмышляем о духовном опыте св. Августина, когда тот беседовал со своей матерью Моникой о великолепии небесной жизни, или совершенной радости св. Франциска посреди крайне тяжелых ситуаций. Многие святые вершили великие дела не потому, что считали себя хорошими и способными, но потому, что были покорены умиротворяющей сладостью Божьей любви. Это тот самый покой, который святой Игнатий с удивлением открыл в себе, читая о святых. Быть утешенным – значит жить в мире с Богом, ощущать полный внутренний покой, гармонию. Такой покой испытала Эдит Штайн после своего обращения. Через год после своего крещения она писала:

«Когда я отдаюсь этому чувству, мало-помалу новая жизнь начинает наполнять меня и – без всякого давления на мою волю – вести к новым прозрениям. Этот живой поток, по-видимому, исходит из деятельности и силы, которые не принадлежат мне и не совершают никакого насилия, но активизируются во мне» (ср. Philosophy of psychology and the humanities, ics Publications: 2000).

Поэтому истинный покой – это тот, который позволяет добрым чувствам расцвести в нашем сердце.

Утешение – это прежде всего надежда, обращённая в будущее, она отправляет нас в путь, позволяет начать то, что до этого момента всегда откладывалось или даже не приходило в голову, как, например, произошло с крещением для Эдит Штайн.

Утешение представляет собой именно такой тип покоя – не тот, где мы сидим и наслаждаемся, нет… Утешение наполняет тебя миром и ведет к Господу, направляет в путь, чтобы что-то делать, делать добрые дела.

В минуты посланного нам утешения хочется сделать очень много добра, так бывает всегда. И наоборот, когда наступает момент оставленности, нам хочется замкнуться в себе и ничего не делать. Утешение подталкивает нас вперед в служении другим, обществу, отдельным людям.

Этот благодатный дар Святого Духа нельзя запрограммировать по собственному желанию, им невозможно «пилотировать», но когда приходит небесная отрада – человек обретает сокровенную близость с Богом. Когда св. Тереза Младенца Иисуса посетила римскую базилику Святого Креста в возрасте четырнадцати лет, пыталась прикоснуться к почитаемому там гвоздю, одному из тех, которыми был распят Иисус. Тереза считала это порывом любви и упования: «Я действительно была слишком смелой, но Господь знал, что моё намерение было чистым […] Я вела себя с Ним как ребёнок, который думает, что ему всё дозволено, и считает сокровища Отца своими собственными» (Автобиографическая рукопись, 183). Утешение спонтанно, оно побуждает действовать спонтанно, словно по-детски. Дети ведь спонтанны, также и утешение – с присущей ему нежностью и глубоким умиротворением – провоцирует на спонтанность. 14-летняя девочка оставила нам замечательное описание духовного утешения.

Умиление по отношению к Богу делает нас смелыми в желании участвовать в Его жизни, делать то, что Ему угодно, ибо мы чувствуем, что Его дом – это наш дом; мы чувствуем себя Его знакомыми, желанными, любимыми, возрождёнными. Благодаря Господнему утешению мы не сдаёмся перед лицом трудностей.

С той же дерзостью Тереза попросила у Папы Римского разрешения вступить в кармелитский орден, и, хотя она была слишком молода, ей это было позволено. Что это значит? Это означает, что утешение делает нас смелыми. Когда мы оказываемся во тьме, в состоянии оставленности, приходит мысль: «Я не в состоянии это сделать». Оставленность угнетает, заставляет видеть все в мрачных тонах… «О нет, я не смогу, я не буду делать этого». А в минуты утешения ты видишь то же самое по-другому и говоришь: «Нет, я иду вперед. Я сделаю это». – «Но ты уверен?» – «Я чувствую Божью силу и иду вперед». Таким образом, утешение вдохновляет нас идти вперед и делать то, что мы не смогли бы сделать в момент оставленности. Побуждает сделать первый шаг. В этом прелесть утешения.

Однако будем осторожны. Мы должны проводить четкое различие между утешением, которое исходит от Бога, и ложным утешением. С чем можно сравнить ложные утешения? Нечто похожее происходит на производстве, когда есть оригиналы и есть подделки. Подлинное утешение всегда нежно и сокровенно, а его имитация – более громка и зрелищна, она похожа на кратковременный костёр из соломы; она принуждает человека замыкаться в себе и не заботиться о других.

В итоге ложное утешение оставляет нас с пустыми руками, вдали от центра нашего существования. Поэтому, когда мы чувствуем себя счастливыми, спокойными, мы способны на все. Но не стоит путать это спокойствие с мимолетным энтузиазмом, потому что сегодня энтузиазм есть, а завтра нет, со временем он угасает и исчезает.

Именно поэтому так важно духовное распознавание, даже когда мы чувствуем себя утешенными – ложное утешение может стать опасностью, если мы навязчиво ищем его как самоцель, забывая о Господе.

Святой Бернард Клервосский говорил, что в этом случае человек ищет утешения Бога и не ищет Бога утешения. Мы должны искать Господа, и именно Он утешает нас Своим присутствием. Он двигает нас вперед. И мы не должны искать Бога, имея Его утешения в качестве основного мотива.

Нет, это не правильно. Мы не должны быть заинтересованными в них. Тогда человек уподобляется ребёнку, который ищет родителей только для того, чтобы что-то от них получить, но не ради их самих. Им движет собственный интерес. «Папа, мама» – дети знают, что с этим делать, как с этим играть, а когда семья разделена, привыкают подходить то к одному, то к другому, что нехорошо и является не утешением, а личной выгодой. Мы тоже рискуем прожить наши отношения с Богом инфантильно, свести Его к предмету личного употребления и пользования, потеряв самый прекрасный дар – Его Самого. Поэтому мы идём по жизни между Божьим утешением и оставленностью из-за греха мира, но умеем распознавать, когда это утешение исходит от Бога, даруя глубокий душевный покой, а когда речь идёт о мимолетном увлечении, которое, по сути, неплохо, но не является утешением от Господа.

Папа Франциск. Общая аудиенция, 23 ноября 2022 г.

Источник: General Audience of 23 November 2022 — Catechesis on Discernment. 9. Consolation | Francis

Библиотека: Цикл катехез о распознавании Папы Франциска