В первой части серии «Вера и мозг» мы увидели, что объективная, материальная реальность не входит в наше сознание в виде единого целостного образа, а является производной от первичных сенсорных восприятий и воспоминаний, мыслей и эмоций, созданных ассоциативными областями нашего мозга.

Что наука может сказать нам о заявлениях мистиков, сделанных на протяжении веков, о том, что они испытывают контакт с «Богом», более точно описанным для целей исследования доктором Эндрю Ньюбергом, как Абсолютное Единое Бытие?

Ньюберг перечисляет несколько характеристик, основанных на многолетних собственных исследованиях и изучении свидетельств мистиков:

  • Время и пространство воспринимаются как несуществующие
  • Нормальное рациональное мышление сменяется интуитивными подходами к познанию
  • Опыт присутствия сакрального или святого
  • Восприятие самой сути вещей, приводящее к наивысшему освобождению.

Другими словами, наиболее фундаментальным аспектом такого опыта является «твердое убеждение в том, что они [мистики] поднялись выше материального бытия и достигли духовного единства с Абсолютом» (Э. Ньюберг, Ю. Д’Аквили и В. Рауз, «Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта», Москва 2013, с. 158).

Тогда разумно задать вопрос: что наука может сказать нам об этом опыте абсолютной «нематериальной» реальности?

Описание мозга во время духовного опыта

В начале книги Ньюберга и Д’Аквили тибетские медитаторы, которые подвергались компьютерной томографии (ОФЭКТ), описывают потерю ощущения себя и единство со всеми и всем. Участвовавшие в исследовании монахини-францисканки описывали это немного по-другому: как осязаемое ощущение близости Бога и единения с Ним.

Итак, какая часть нашей нейронной архитектуры проявляет активность, когда происходит этот пик медитативного опыта?

Задняя верхняя теменная доля, названная Ньюбергом ориентационно-ассоциативной зоной (OAЗ), отвечает за определение физических границ человека и следит за его ориентацией в окружающем пространстве. Активность в этой области постоянна – даже в состоянии покоя – и позволяет нам беспроблемно взаимодействовать с окружающей средой, что имеет решающее значение для нашего выживания.

Изображения ОФЭКТ, сделанные на пике медитации, показали снижение активности в ОАЗ, что подтверждает неврологическое состояние, соответствующее переживаниям, описанным участниками. Мы теряем границы, определяющие личность, отсюда чувство единения со всеми вещами.

Эти изображения – в нормально функционирующем мозге – на базовом уровне объясняют ощущения выхода за пределы материального существования и соединения с Абсолютным Единым Бытием.

Другими словами, разум по умолчанию мистичен. Мы не можем определенно сказать, почему такие способности развились, но мы можем найти следы их неврологических корней в некоторых основных структурах и функциях, прежде всего вегетативной нервной системе, лимбической системе и в сложных аналитических функциях мозга (ср. там же, с. 76).

Эти аналитические функции или «когнитивные операторы» (ср. там же, с. 76-85) наряду с двумя вегетативными «состояниями» и лимбической системой играют разные, но перекрывающиеся роли в создании религиозных переживаний, описанных теми, кто медитирует. Причем эти переживания имеют много общего и выходят за рамки культур, типов духовности и религий.

  • Холистический оператор (теменная область правого полушария) позволяет видеть мир в целом: кора, листья, ветви = дерево
  • Редукционный оператор (левое полушарие) позволяет уму разбивать целое на составляющие его компоненты
  • Абстрагирующий оператор (теменная доля левого полушария) обеспечивает формирование обобщенной концепции из отдельных фактов – формирует категории и дает им имена; устанавливает связь между двумя отдельными фактами – дает способность создавать теории, философские предпосылки, религиозные верования и политические идеологии; без этой функции речь не могла бы развиться
  • Количественный оператор абстрагирует количество, определяет время и расстояние, количественные параметры, упорядочивает численно другие объекты или события
  • Казуальный оператор обеспечивает единый поток причин и следствий
  • Бинарный оператор (нижняя часть теменной доли) идентифицирует пары противоположностей: то/это, верх/низ, внутри/снаружи, слева/справа, до/после; помогает в поиске фундаментальных различий в мире предметов и идей
  • Экзистенциальный оператор сообщает о реальности информации, обрабатываемой мозгом
  • Оператор эмоциональной ценности приписывает эмоциональное значение всем перцептивным и когнитивным элементам; определяет, что действительно важно (общение, поиск пары, забота о детях, страх/стремление выжить) и движет мотивацией.

Духовный опыт и вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система состоит из двух дополняющих друг друга ветвей: симпатической и парасимпатической систем. Симпатические реакции характеризуются хорошо известным принципом «бей или беги», в то время как парасимпатические реакции предназначены для сохранения энергии и поддержания баланса. Обычно работа одной системы вызывает снижение активности другой. Эти ветви развились, чтобы предоставить нам инструменты для оценки и быстрого реагирования на окружающую среду, а также для возврата к состоянию баланса, когда это допустимо.

Определенные духовные переживания можно объяснить деятельностью этих двух систем и их взаимодействием. Необычайное расслабление во время сна соответствует некоторым описаниям медитативных состояний. Медленные повторяющиеся ритуалы, такие как пение или групповая молитва, могут создать это чувство спокойствия и отстраненности (парасимпатическая система).

С другой стороны, повторяющиеся ритмичные движения могут привести к переживанию «потока», состоянию, которое характеризуется деятельным сосредоточением и ощущением энергии (симпатическая система).

Когда эти две системы работают одновременно, в качестве побочного эффекта возникает как состояние, подобное трансу, так и прилив энергии, измеряемые гормональными эффектами, частотой сердечных сокращений, дыханием и изменениями артериального давления.

Эмоциональный мозг

Лимбическая система или эмоциональный мозг управляет генерацией и контролем человеческих эмоций. Это фундамент, на котором зиждется «оператор эмоциональной ценности». Многие религиозные переживания включают в себя эмоции любви, благоговения, радости и экстаза.

Но это еще не все. Электрическая стимуляция миндалевидного тела и гиппокампа, например, может вызывать состояния, подобные сновидениям, и ощущениям внетелесности.

Является ли духовный опыт просто продуктом дисфункции мозга?

Многие другие исследователи изучали природу духовных переживаний, задаваясь вопросом, не являются ли они просто продуктом дисфункции мозга.

При сравнении их с описаниями людей, страдающих эпилептическими припадками и психотическими переживаниями, обнаруживается много общего. Например, религиозные галлюцинации, испытываемые страдающими шизофренией, могут включать в себя слышание голосов, видения и ощущение оторванности от повседневного мира – переживания, также описываемые мистиками на протяжении всей истории.

Но сравнение также требует, чтобы мы отмечали различия. Вот несколько примеров, приведенных Ньюбергом.

Психотикам их переживания приносят замешательство и страх, их опыт часто крайне неприятен по своей природе, и в нем нередко участвует гневный и обвиняющий «Бог». Для мистиков их переживания чаще всего радостны и сопровождаются чувством безмятежности, целостности и любви.

Известно также, что эпилептические припадки вызывают чувства и переживания «целостности» и восторга, но их содержание повторяется: мистические переживания могут различаться как по содержанию, так и по эмоциональной валентности. Приступы – это регулярные, повторяющиеся неврологические события, в отличие от мистиков, которые могут испытать лишь несколько таких переживаний за всю жизнь.

Содержание переживаний, порожденных психозом или припадками, часто одномерно – задействовано одно чувство, – в то время как переживания, описываемые мистиками, представляют собой богатую игру чувственных восприятий и эмоций. Как только психотический эпизод заканчивается, человек начинает понимать «фрагментированный и сноподобный характер» галлюцинаций. С мистиками все иначе. Для них это незабываемый опыт, и его реальность не вызывает сомнений даже по прошествии многих лет.

Откуда человеческий мозг знает, что реально?

В процессе эволюции человеческого разума у нас появились средства для определения того, что реально. Экзистенциальный оператор определяет реальность наших сенсорных восприятий с помощью областей сенсорных ассоциаций. Например, даже если сон может казаться реальным, пока мы спим, это ощущение исчезает, когда мы просыпаемся.

Как обсуждалось ранее, все восприятия существуют в уме и создаются нейрохимическими обменами между нейронами, нервными цепями и ассоциативными областями, будь то поедание кусочка яблочного пирога или переживание ощущения «Другого» в медитативном состоянии. Несмотря на «ментальную» природу наших восприятий, наш повседневный опыт успешного функционирования во внешнем мире свидетельствует о том, что наши восприятия объективно фиксируют «реальные» аспекты этого мира. Современные технологии предоставляют более чем достаточно доказательств нашей способности успешно овладевать и пользоваться стихийными силами и материалами в окружающем нас мире.

Является ли духовный опыт «реальным»?

«Несомненно, трансцендентные состояния, из которых рождается религиозный опыт, обладают неврологической реальностью: наука, изучающая работу мозга, могла предсказать их появление, а исследования по методикам визуализации, проведенные нами и другими учеными, могли их просто запечатлеть, создав нечто вроде кинофильма. Есть и более глубокий вопрос: каково значение переживаний единения? Отражают ли они исключительно нейробиологию человека – то есть сводится ли мистический опыт лишь к потокам нервных сигналов – или это встреча с чем-то подлинным, доступным для восприятия мозга? А что если в процессе эволюции мозг обрел способность выходить за пределы материального существования и на опыте переживать высший план бытия, который реально существует?» (там же, с. 215)

Гипотеза, на которой основана книга, подчеркивает неврологическую основу мистического опыта «встречи с первичной реальностью, которая глубже материального мира, – состояние чистого бытия, которое вбирает в себя и второстепенные реальности внешнего мира, и субъективное Я» (там же, с. 222).

После изучения свидетельств из многочисленных исследований религиозного опыта и данных ОФЭКТ, какой можно сделать вывод? «Мистики, по меньшей мере, не пребывают в заблуждении и не страдают психозами». Несмотря на свое необычное содержание, мистические переживания соответствуют правильно функционирующей нейронной архитектуре и открывают то, что представляется человеку высшей реальностью.

Природа и существование Высшей реальности, которая включает в себя как объективные, так и субъективные реальности, не может быть определена наукой. В лучшем случае современные научные методы, подобные описанным Ньюбергом, выявили возможный неврологический механизм самотрансценденции.

Прозрения, близкие мистическому опыту, описывают также некоторые величайшие ученые прошлого века (там же, с. 234-236). Их опыт, однако, произошел, когда они пытались понять самые фундаментальные силы, действующие в материальной вселенной.

Альберт Эйнштейн, чьи специальная и общая теории относительности перевернули с ног на голову наше понимание пространства и времени, описывает «космическое религиозное чувство»:

«Человек ощущает пустоту своих желаний и стремлений, а также видит величественный и изумительный порядок, который царит как в природе, так и в царстве мысли. Он видит в индивидуальном существовании нечто вроде тюрьмы и хочет почувствовать вселенную как единое осмысленное целое».

Для Эрвина Шредингера, одного из создателей квантовой механики, все сознательные существа «есть все во всем» и едины с «Матерью-Землей».

Эрвин Чаргафф, чьи исследования легли в основу открытия Уотсоном и Криком двойной спирали ДНК, утверждает, что всеми учеными движет интуиция о том, что в материальном мире обитает что-то таинственное:

«Если ученый не испытывал, хотя бы несколько раз в жизни, […] эту встречу с кем-то величественным и невидимым, от чьего дыхания наши глаза могут стать влажными, – он не ученый».

Остальная часть книги представляет собой амбициозную попытку объединить мифотворчество, формирование ритуалов и происхождение религии с выводами, полученными в результате изучения медитативных состояний. В конечном счете, доктор Ньюберг утверждает, что человеческий опыт Абсолютного Единого Бытия имеет под собой биологическую основу, задействуя нейронную архитектуру, которой мы обладаем, а не является лишь продуктом дисфункционального мозга.

«Пока наш мозг останется таким, каков он есть, пока наш ум сохранит способность ощущать эту глубинную реальность, духовность будет по-прежнему окрашивать переживания человека, а Бог – как бы мы ни определяли это великое и таинственное понятие – всегда будет с нами» (там же, с. 261).

Источник: Belief and the Brain, Part 2: The Neurology of Transcendence

Библиотека: Вера и разум