~8 мин чтения

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Мир вам!

Отец Соса,
Дорогие друзья,

Я рад приветствовать вас всех в Ватикане этим утром и поблагодарить за ваше присутствие. Особо благодарю вашего Генерального настоятеля за добрые слова. Молюсь, чтобы ваша встреча была плодотворной и чтобы через нее Дух Святой укрепил вас в вашем призвании и помог членам Общества Иисуса распознать новые пути воплощения вашей миссии в современном мире.​

Мы живем в период, который многие называют сменой эпохи, время, характеризующееся быстрыми сдвигами в культуре, экономике, технологиях и политике. В частности, искусственный интеллект и другие инновации меняют наше понимание работы и отношений и даже поднимают вопросы о человеческой идентичности. Экологическая деградация угрожает нашему общему дому. Политические системы часто не слышат голос бедных. Популизм и идеологическая поляризация углубляют разделения внутри и между народами. Многие поражены потребительством, индивидуализмом и равнодушием.​

И все же Христос продолжает посылать Своих учеников в этот мир. Общество Иисуса давно присутствует там, где нужды человечества встречаются со спасительной любовью Бога: через духовное сопровождение, интеллектуальную формацию, служение среди бедных и христианское свидетельство на культурных рубежах. Святой Игнатий Лойола и его сподвижники не боялись неопределенности или трудностей; они шли на окраины, где вера и разум пересекались с новыми культурами и великими вызовами.​

Как верно отметил Святой Павел VI: «Повсюду в Церкви, даже в самых трудных и экстремальных областях, на перекрестке идеологий… были и есть иезуиты» (Обращение к 32-й Генеральной конгрегации иезуитов, 3 декабря 1974 г.). В том же духе Папа Бенедикт XVI призвал людей, «обладающих глубокой верой, высокой культурой и подлинной человеческой и социальной чуткостью», служить на этих «рубежах», являя гармонию веры и разума и открывая лик Христа тем, кто еще не знает Его (ср. Обращение к отцам Генеральной конгрегации Общества Иисуса, 21 февраля 2008 г.).

Сегодня я повторяю: Церковь нуждается в вас на рубежах — будь то географических, культурных, интеллектуальных или духовных. Это места риска, где привычных карт уже недостаточно. Там, подобно Игнатию и мученикам-иезуитам, последовавшим за ним, вы призваны распознавать, вносить новшества и доверять Христу, «препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф 6, 14-15). Когда Дух направляет апостольское тело в другое место ради высшего блага, это может потребовать отказа от давно лелеемых структур или ролей — проявления игнатианского «святого бесстрастия».

Одним из главных рубежей сегодня является путь синодальности внутри Церкви. Синодальный путь призывает всех нас внимательнее прислушиваться к Святому Духу и друг к другу, чтобы наши структуры и служения стали более гибкими, более прозрачными и более восприимчивыми к Евангелию. Благодарю вас за ваш вклад в синодальный процесс, особенно за помощь церковным общинам в осознании того, как идти вместе в надежде.

Другой ключевой рубеж — примирение и справедливость, особенно в мире, раздираемом конфликтами, неравенством и злоупотреблениями. Сегодня многие страдают от изоляции, и многие раны остаются неисцеленными в масштабе целых народов и на протяжении поколений. Как я недавно размышлял, вспоминая визит моего достопочтенного предшественника на Лампедузу, мы должны противопоставить «глобализации бессилия» культуру примирения — встречая друг друга в истине, прощении и исцелении; мы должны стать экспертами в примирении, уверенными в том, что добро сильнее зла  (ср. видеообращение по поводу предложения о включении Лампедузы в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, 12 сентября 2025 г.).

Технологии, особенно искусственный интеллект, — тоже важный рубеж. Они несут в себе потенциал для процветания человечества, но также несут в себе риски изоляции, потери работы и новых форм манипуляции. Церковь должна помогать направлять эти процессы с этической точки зрения, защищая человеческое достоинство и содействуя общему благу. Нам необходимо распознать, как использовать цифровые платформы для евангелизации, формирования сообществ и борьбы с ложными богами потребительства, власти и самодостаточности.

Глобальные апостольские предпочтения Общества, подтвержденные Папой Франциском в 2019 году как привилегированные пути миссии, безусловно, являются рубежами, которые требуют распознавания и мужества. Ваше первое предпочтение — указывать путь к Богу через духовные упражнения и распознавание — отвечает глубокому стремлению человеческого сердца. На всех континентах, даже в секуляризованных обществах, многие ищут смысл, часто не осознавая этого. Как сказал Святой Августин: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Исповедь, 1, 1). Я призываю вас встречаться с людьми, которые живут в этом беспокойстве: встречаться в реколлекционных домах, университетах, соцсетях, приходах и неформальных местах, где собираются люди в поисках. Делитесь радостью Евангелия со смирением и убежденностью. Оставайтесь созерцателями в действии, укорененными в ежедневной близости с Христом, ибо только те, кто близок к Нему, могут привести других к Нему.​

Ваше второе предпочтение призывает быть рядом с бедными, изгоями мира и теми, чье достоинство было попрано. Многие сегодня являются жертвами экономической системы, движимой прибылью, ставящей ее выше достоинства личности. В моем недавнем увещании Dilexi Te я подчеркнул необходимость противостоять «диктатуре экономики, которая убивает», где богатство немногих растет экспоненциально, в то время как большинство остается позади (ср. 92). Этот глобальный дисбаланс толкает бесчисленное множество людей к миграции в поисках выживания. Они оставляют дом, культуру и семью, часто сталкиваясь с отвержением и враждебностью. Истинное ученичество требует как осуждения несправедливости, так и предложения новых моделей, укорененных в солидарности и общем благе. В этом отношении ваши университеты, социальные центры, издания и учреждения, такие как Иезуитская служба помощи беженцам, могут стать мощными инструментами для продвижения системных изменений. Несмотря на препятствия или неудачи, с которыми мы порой сталкиваемся, выполняя это служение, мы должны избегать обид, «усталости от сострадания» или фатализма. Вместо этого мы должны верить в преображающую силу Божьей любви, которая подобно горчичному зерну становится великим деревом (ср. Мф 13, 31-32).​

Ваше третье предпочтение — сопровождать молодежь на пути к будущему, полному надежды, — крайне важно. Современная молодежь разнообразна: студенты, мигранты, активисты, предприниматели, верующие и те, кто находится на обочине жизни. Несмотря на все разнообразие, их объединяет жажда подлинности и преображения. Они находятся «в движении», в поисках смысла и справедливости. Церковь должна открыть для себя язык молодых и говорить на нем — действиями, присутствием и словами. Важно создать места, где они могут встретить Христа, открыть свое призвание и трудиться ради Царства. Следующий Всемирный день молодежи в Корее станет ключевым моментом для этой миссии.​

Ваше четвертое предпочтение — забота о нашем общем доме — отвечает на призыв, одновременно человеческий и божественный. Как подтвердил Папа Франциск в Laudato Si’, «Молодежь требует от нас перемен. Она задается вопросом: разве возможно претендовать на созидание лучшего общества, не задумываясь о кризисе экологии и страданиях изгоев?» (13). Экологическое обращение глубоко духовно; оно касается восстановления наших отношений с Богом, друг с другом и с творением. В этом стремлении необходимо смиренное сотрудничество, признающее, что ни одна организация не может справиться с этим вызовом в одиночку. Пусть ваши общины будут примерами экологической устойчивости, простоты и благодарности за Божьи дары.​

Срочность провозглашения Евангелия сегодня такова же, как во времена Святого Игнатия. Господь говорит через пророка Исаию: «Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать?» (Ис 43, 19). Ваша миссия, дорогие братья, — помочь миру воспринять эту новизну: сеять надежду там, где доминирует отчаяние, нести свет туда, где царит тьма.​

Для этого я призываю вас оставаться рядом с Иисусом. Как повествует Евангелие, первые ученики провели с Ним весь день (ср. Ин 1). Оставайтесь с Ним в личной молитве, в совершении Таинств, в преданности Его Святейшему Сердцу и в поклонении Святым Дарам. Иной, но не менее действенный способ пребывания с Ним — благодаря Его присутствию в жизни общины. С этой укорененностью вы будете иметь смелость идти куда угодно: говорить правду, приносить примирение, исцелять, трудиться для справедливости, освобождать пленников. Ни один рубеж не будет вне вашей досягаемости, если вы будете идти со Христом.​

Я надеюсь, что Общество Иисуса сможет читать знамения времени с духовной глубиной; что вы примете то, что укрепляет человеческое достоинство, и отвергнете то, что его умаляет; что вы будете гибкими, креативными, верными распознаванию и всегда в миссии — «in fieri», как сказал Папа Франциск на вашей последней Генеральной конгрегации (Обращение к 36-й Генеральной конгрегации Общества Иисуса, 24 октября 2016 г.). Пусть Господь ведет вас на рубежи сегодняшнего дня и за его пределы, обновляя Церковь и созидая Царство справедливости, любви и истины.

С благодарностью за ваше служение даю вам свое Апостольское благословение.

Источник: To the Major Superiors of the Society of Jesus — Calendar of Activities | Vatican.va

Фото: Vatican Media